Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат
Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.
2. бюджеты членов федерации
3. местнве бюджеты.
Россия явл-ся федерацией, Федерация – это такая форма гос устр-ва , при к-ой входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют собств законод-во и собств законодат, исполнит и судебные органы.
В основе разгранич
Наиб объем бюдж прав и обяз-тей сосредоточен на фед уровне власти:
1.установление общих
2. разграничение налогов
и др дох м/д уровнями БС,
а также распределение в
разгранич полномочий по осущ расх м/д бюдж разных уровней БС
3. составл и рассм поекта
ФБ, его утвержд и исполнение,
осуществл контроля за его
исполнением, утверждение
4. предоставл фин помощи и бюдж ссуд нижестоящим бюдж
5. утвержд бюдж классификации
6. упр-ие гос долгом и др.
3.Организация бюдж системы в РФ и ее принципы. Организационно-правовые основы ее построения.
Бюджетная система РФ –
это совокупность бюджетов административно-
-федерального бюджета
и бюджетов государственных
-бюджетов субъектов РФ
– региональных бюджетов (бюджетов
республик в составе РФ, краевых,
областных бюджетов, областного
бюджета автономной области,
-бюджетов муниципальных
образований (местных бюджетов)
Бюджетная система РФ является для стран, имеющих федеративное устройство. Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных
бюджетов, в бюджетную систему
входят государственные внебюджетные
фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ, Федеральный
внебюджетный фонд и внебюджетные фонды
субъектов РФ обязательного медицинского
страхования). Средства этих фондов по
экономическому содержанию и направленности
их использования мало чем отличаются
от бюджетных средств. До 1991 г. они
входили в состав государственного
бюджета, в настоящее время имеется
тенденция включения
Бюджетная система РФ функционирует на определенных принципах. Рассмотрим их.
Принцип единства бюджетной системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета средств этих бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов - это 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесса; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов бюджетов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов или решений в бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов или решений о бюджете за счет бюджетов других уровней (за исключением случаев, связанных с изменением законодательства).
Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов
требует отражения в
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансирования года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному доходу бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо стремиться к минимизации бюджетного дефицита.
Принцип эффективности и
экономичности использования
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов сводится к тому,
что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. Доходы
бюджета и поступления от источников
финансирования его дефицита не могут
быть увязаны с определенными
расходами бюджета за исключением
доходов целевых бюджетных
Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и бюджетных отчетов, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета сводится к надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных их получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том числе направлению средств, предусмотренных бюджетом, на цели, не обозначенные в нем, квалифицируются как грубые нарушения.
Бюджетные отношения в
государстве осуществляются на базе
определенных правовых норм, совокупность
которых образует бюджетное право.
Предметом регулирования
Источниками бюдж права явл-ся норматив правовые акты разл юрид силы, к-ые м условно разделить на 2 группы:
нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюдж отношений;
финансово-плановые акты, к к-ым относятся собственно бюджеты, фин планы ведомств, сметы учреждений и т.д.
Осн источником бюдж права
в РФ является Конституция РФ. Конст
устанавливает форму госуд
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоупр самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюдж законодательство РФ.
Бюдж законод-во включает в себя Бюдж кодекс РФ и принятые в соотв с ним:
федеральные законы о федеральном бюджете;
законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
норматив правовые акты муницип
образований о местных
иные федер законы, законы субъектов РФ, нормат правовые акты представительных органов местного самоупр, регулирующие бюдж правоотношения;
нормы м/дународного права.
5. Бюдж классификация,
ее состав и назначение. Изменения
в бюдж классификации.
БКл-цию устанавливает МинФин РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения гос бюдж-та. Построение БКл-ции регламентируется Ф з «О БКл РФ». Этот док-т включает в себя:
1. класс-цию доходов бюджета РФ
2. функциональную класс-цию расх бюдж РФ
3. экономич клаа-цию расх бюдж РФ
4. класс-цию источников
внутр финансир-ия дефицита
5. класс-цию источников внешн финансиров деф бюджета
6. класс-цию видов гос внутр долга РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
7. класс видов госуд внешних долгов РФ и госуд внешних активов РФ
8. ведомственную класс-цию расх ФБ
Класс-ция доходов бюдж РФ – это группировка дох бюдж-ов всех уровней БС, определяющих источник формирования дох бюджетов всех уровней БС РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объед-щих конкр виды дох по источникам и способам их получения. Все бюдж дох объединены в 4 группы: налог дох, неналог дох, безвозм перечисления, дох целевых бюдж фондов.
Расх бюдж – это ДС, направляемые на финанс обеспеч задач и функций госуд и местного самоупр-ия. Разл-ют 3 стр-ры расх бюджета: функциональную, экономич и ведомственную.
Функц – предст-ет собой четырехступенчатую группировку расх бюдж-ов всех уровней БС РФ по отраслям деят-ти и звеньям упр-ия, отражает направление бюдж ср-в на выполнение осн ф-ций гос-ва.
Отраслевая – позволяет выявлять пропорции распределения бюдж ср-в и путем их корректировки добиваться нужных сдвигов в отраслевой стр-ре.
Функциональная – позволяет в процессе исполн бюдж проводить группировку приоритетных направлений в самост подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих программ.
Ведомственная – позволяет осущ-ть адресное выделение фин ресурсов, отражающее распредел ср-в по их конкретным распорядителям.
Экономич , основанная на эк содержании расх бюджета, позволяет видеть их роль в обществ воспроизв-ве. В соотв с ней расх бюдж в России подразд-ся на текущ и накопительные, расх на создание гос запасов и резервов, приобретение земли и НМА.
Класс-ция источников финансирования дефицита бюдж РФ предст-ет собой группироваку заем ср-в, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоупр для покрытия дефицитов соответствующих бюдж-ов. Здесь разл-ют группировки внутр иисточников финансиров дефицитов бюдж-ов РФ и внешних источ финансир федер бюджета.
Претерпела изм классиф дох : в бюдж классиф, действующей с 2005 г., осуществлено:
- закрепление доходных
источников за соотв
- приближение классиф-ции
дох бюдж-ов РФ к м/дунар
стандартам статистики гос
Далее планир-ся отказаться от практики утверждения бюдж классиф отдельным фед законом. Законом б закрепл-ся лишь основные, обяз для всех уровней БС, позиции эконом и функц классиф расходов бюдж-ов, а также классиф дох и источников финансир дефицита бюдж-ов. Дальнейшая стр-ра классиф-ции опред-ся органами власти соотв уровня при принятии закона о бюджете. Такой подход обеспечит испол власти большую гибкость при составд проекта бюдж в рамках законод установленных единых принципов бюдж классификации.