Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 303.45 Кб (Скачать)

 

2. бюджеты членов федерации

 

3. местнве бюджеты.

 

Россия явл-ся федерацией, Федерация – это такая форма  гос устр-ва , при к-ой входящие в  состав гос-ва федеральные единицы  имеют собств законод-во и собств законодат, исполнит и судебные органы.

 

                        В основе разгранич компетенции  органов гос власти и мест  самоупр по регулированию бюдж  правоотношений нах-ся положения,  установл в Конституции РФ.В  БК четко опр-ся бюджетная компетенция  субъектов в публичной власти. Самр понятие компетенция предполагает, что за каждым уровнем власти  закреплены предметы ведения,  права и обяз-ти в бюдж сфере.

 

Наиб объем бюдж прав и  обяз-тей сосредоточен на фед уровне власти:

 

1.установление общих принципов  орг-ции и функц-ия БС РФ

 

2. разграничение налогов  и др дох м/д уровнями БС, а также распределение в порядке  межбюдж регулирования доходов  от фед налогов и сборов, и  иных дох ФБ м/д бюдж-ми разных  уровней БС

 

разгранич полномочий по осущ расх м/д бюдж разных уровней БС

 

3. составл и рассм поекта  ФБ, его утвержд и исполнение, осуществл контроля за его  исполнением, утверждение отчетов  об исп ФБ и бюдж-ов гос  внебюдж фондов.

 

4. предоставл фин помощи  и бюдж ссуд нижестоящим бюдж

 

5. утвержд бюдж классификации

 

6. упр-ие гос долгом  и др.

 

3.Организация бюдж системы  в РФ и ее принципы. Организационно-правовые  основы ее построения.

 

Бюджетная система РФ –  это совокупность бюджетов административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах. Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ  (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) сформировавшаяся к  настоящему времени государственная  бюджетная система РФ состоит  из трех самостоятельных уровней:

 

-федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

 

-бюджетов субъектов РФ  – региональных бюджетов (бюджетов  республик в составе РФ, краевых,  областных бюджетов, областного  бюджета автономной области, окружных  бюджетов автономных округов,  городских бюджетов федеральных  городов – Москва и Санкт-Петербург)  и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

 

-бюджетов муниципальных  образований (местных бюджетов).

 

Бюджетная система РФ является для стран, имеющих федеративное устройство. Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов и бюджеты  городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч  местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные  бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

Кроме федерального и территориальных  бюджетов, в бюджетную систему  входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, Федеральный  внебюджетный фонд и внебюджетные фонды  субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они  входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется  тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

 

Бюджетная система РФ функционирует  на определенных принципах. Рассмотрим их.

 

Принцип единства бюджетной  системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса в РФ, санкций  за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку  финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета  средств этих бюджетов.

 

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

 

Принцип самостоятельности  бюджетов - это 1) право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесса; 2) наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы; 3) законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, а также полномочий по формированию доходов бюджетов соответствующих  бюджетов; 4) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов; 5) недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов или  решений в бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов или решений о бюджете за счет бюджетов других уровней (за исключением случаев, связанных с изменением законодательства).

 

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений, определенных налоговым  и бюджетным законодательством. Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

 

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых  в пределах текущего финансирования года.

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному доходу бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета необходимо стремиться к минимизации бюджетного дефицита.

 

Принцип эффективности и  экономичности использования бюджетных  средств требует от соответствующих  органов и получателей бюджетных  средств исходить при составлении  и исполнении бюджетов из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов сводится к тому, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы.

 

Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в  печати утвержденных бюджетов и бюджетных  отчетов, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов; 2) обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.

 

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

Принцип достоверности бюджета  сводится к надежности показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчетов доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных их получателей с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

 

Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том  числе направлению средств, предусмотренных  бюджетом, на цели, не обозначенные в  нем, квалифицируются как грубые нарушения.

 

Бюджетные отношения в  государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием  бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

 

Источниками бюдж права явл-ся норматив правовые акты разл юрид силы, к-ые м условно разделить на 2 группы:

 

нормативные акты, устанавливающие  общие правила для участников бюдж отношений;

 

финансово-плановые акты, к  к-ым относятся собственно бюджеты, фин планы ведомств, сметы учреждений и т.д.

 

Осн источником бюдж права  в РФ является Конституция РФ. Конст  устанавливает форму госуд устройства РФ и принципы взаимодействия федер  центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной  федератив устр-тву России, опр-ся предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения.

 

Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов  местного самоупр самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет.

 

В развитие основных положений  в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные  законодательные акты, составляющие собственно бюдж законодательство РФ.

 

Бюдж законод-во включает в себя Бюдж кодекс РФ и принятые в соотв с ним:

 

федеральные законы о федеральном  бюджете;

 

законы субъектов РФ о  бюджетах субъектов РФ;

 

норматив правовые акты муницип  образований о местных бюджетах;

 

иные федер законы, законы субъектов РФ, нормат правовые акты представительных органов местного самоупр, регулирующие бюдж правоотношения;

 

нормы м/дународного права.

 

 

5. Бюдж классификация,  ее состав и назначение. Изменения  в бюдж классификации. Важнейшей  составляющей устр-ва БС явл-ся  БКл. Она предст-ет собой группировку  дох и расх бюджетов всех  уровней, а также источники  финансирования их дефицитов,  составления и исполнения бюджетов  и обеспечения сопоставимости  их характеристик.

 

БКл-цию устанавливает  МинФин РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения гос бюдж-та. Построение БКл-ции регламентируется Ф з «О БКл РФ». Этот док-т включает в себя:

 

1. класс-цию доходов бюджета  РФ

 

2. функциональную класс-цию  расх бюдж РФ

 

3. экономич клаа-цию расх  бюдж РФ

 

4. класс-цию источников  внутр финансир-ия дефицита бюджета  РФ

 

5. класс-цию источников  внешн финансиров деф бюджета

 

6. класс-цию видов гос  внутр долга РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 

7. класс видов госуд  внешних долгов РФ и госуд  внешних активов РФ

 

8. ведомственную класс-цию  расх ФБ

 

Класс-ция доходов бюдж РФ – это группировка дох бюдж-ов всех уровней БС, определяющих источник формирования дох бюджетов всех уровней  БС РФ. Группы  доходов состоят  из статей доходов, объед-щих конкр  виды дох по источникам и способам их получения. Все бюдж дох объединены в 4 группы: налог дох, неналог дох, безвозм перечисления, дох целевых  бюдж фондов.

 

Расх бюдж – это ДС, направляемые на финанс обеспеч задач  и функций госуд и местного самоупр-ия. Разл-ют 3 стр-ры расх бюджета: функциональную, экономич и ведомственную.

 

Функц – предст-ет собой  четырехступенчатую группировку расх  бюдж-ов всех уровней БС РФ по отраслям деят-ти и звеньям упр-ия, отражает направление бюдж ср-в на выполнение осн ф-ций гос-ва.

 

Отраслевая – позволяет  выявлять пропорции распределения  бюдж ср-в и путем их корректировки  добиваться нужных сдвигов в отраслевой стр-ре.

 

Функциональная – позволяет  в процессе исполн бюдж проводить  группировку приоритетных направлений  в самост подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих  программ.

 

Ведомственная – позволяет  осущ-ть адресное выделение фин ресурсов, отражающее распредел ср-в по их конкретным распорядителям.

 

Экономич , основанная на эк содержании расх бюджета, позволяет  видеть их роль в обществ воспроизв-ве. В соотв с ней расх бюдж в  России подразд-ся на текущ и накопительные, расх на создание гос запасов и  резервов, приобретение земли и НМА.

 

Класс-ция источников финансирования дефицита бюдж РФ предст-ет собой группироваку заем ср-в, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоупр для  покрытия дефицитов соответствующих  бюдж-ов. Здесь разл-ют группировки  внутр иисточников финансиров дефицитов  бюдж-ов РФ и внешних источ финансир федер бюджета.

 

Претерпела изм классиф  дох : в бюдж классиф, действующей  с 2005 г., осуществлено:

 

- закрепление доходных  источников за соотв администраторами  поступлений в бюджеты РФ

 

- приближение классиф-ции  дох бюдж-ов РФ к м/дунар  стандартам статистики гос финансов.

 

Далее планир-ся отказаться от практики утверждения бюдж классиф  отдельным фед законом. Законом  б закрепл-ся лишь основные, обяз для  всех уровней БС, позиции эконом и функц классиф расходов бюдж-ов, а также классиф дох  и источников финансир дефицита бюдж-ов. Дальнейшая стр-ра классиф-ции опред-ся органами власти соотв уровня при принятии закона о бюджете. Такой подход обеспечит  испол власти большую гибкость при  составд проекта бюдж в рамках законод установленных единых принципов  бюдж классификации.

Информация о работе Сущность и функции денег