Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 303.45 Кб (Скачать)

 

 

Вопрос об определении  понятия “государственный бюджет”  является дискуссионным, в теории и  на практике существуют различные подходы  к ответу на него. Под бюджетом может  пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. (см.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 1999. - с. 12). При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны  и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения  и т.п.

 

Иное определение бюджета  закреплено в Бюджетном кодексе  РФ. В нем бюджет понимается как  “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления” (статья 6).

 

При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как  денежный фонд, находящийся в руках  государства, так и документ, определяющий порядок его образования и  использования.

 

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления  политики государства в экономической  или социальной сфере требует  соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим  каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные  его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы  на государственное управление, оборону  и др., существовали на протяжении истории  человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

 

С помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между  отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые  являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также  необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

 

Бюджет как система  экономических отношений имеет  две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования  бюджетного фонда за счет различных  видов доходов; и по поводу его  использования в форме бюджетных  расходов. Структура доходов и  расходов бюджета на очередной год  является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные  направления социально-экономической  политики государства и ресурсы  для их осуществления.

 

 

6. Доходы бюджетов. Правовое  и эк обоснование формирования  доходов бюджета.

 

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения  и перераспределения части национального  дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Состав и особенности формирования доходов определены Бюдж Кодексом. Экономическим содержанием доходов  являются отношения государства  с юридическими и физическими  лицами в процессе формирования этого  фонда. При этом средства в фонд изымаются  в безвозмездном и безвозвратном  порядке.

 

Главным источником доходов  федерального бюджета являются налоговые  доходы (около 75%).

 

Вторую группу составляют неналоговые доходы – 15%.  Неналоговые  доходы складываются из: 1) доходов на использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности; 2) доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; 3) средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а  также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия; 4) доходов  в виде финансовой помощи, полученной из бюджетов других уровней, за исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

 

Федеральные органы законодательной  власти могут установить новые виды неналоговых доходов, отменять или  изменять действующие после представления  федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в бюджетный  кодекс РФ.

 

И третья группа – поступления  от целевых бюджетных фондов – 10% (Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и  др.)

 

 

 

2.Бюдж система РФ, ее  структура и назначение. Направления  реформирования БС РФ.

 

Бюдж система РФ – это  основанная на эконом отношениях и  госуд устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федер  бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

 

БС РФ, в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ, включает в  себя три уровня:

 

федеральный бюджет и бюджеты  госуд внебюджетных фондов; бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

 

Первый и второй уровни БС, в соответствии с Бюджетным  Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно  госуд бюджета бюджеты госуд  внебюджетных фондов. Совокупность бюджета  соответствующей территории с бюджетами  госуд внебюджетных фондов принято  называть бюджетом расширенного правительства.

 

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который  мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для последующего их перераспределения  и использования для реализации целей государственной политики.

 

Бюджетом субъекта РФ (или  региональным бюджетом) в Бюджетном  кодексе РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

 

Второй уровень бюджетной  системы, помимо бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди  которых 21 республиканский; 55 краевых  и областных бюджетов; 2 бюджета  городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

 

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. К предметам  ведения местного самоуправления относятся  вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об  общих принципах местного самоуправления в РФ”.

 

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет, объединяя все бюджетные  показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и  федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом.

 

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

 

В  настоящее время  БС РФ находится в стадии реформирования:

 

1. В 2004г приняты важнейшие  законы по разграничению расходных  полномочий м/д уровнями  органов  власти. Это привело к внесению  в БК и НК изменений, которые  направлены на обеспечение сбалансированности  доходов и расходов бюджетов  всех уровней власти, закрепление  за ними на долгосрочной основе  собственных доходных источников, выравнивание исходя их объективных  критериев бюджетной обеспеченности  регионов и муниципалитетов.

 

2. в ходе осуществляемой  бюдж реформы акценты бюдж  процесса предполагается перенести  с управления затратами на  управление результатами. Бюджет  планируется, начиная с 2006г., формировать,  исходя из целей и планируемых  результатов госуд политики, а  бюдж ассигнования должны иметь  четкую привязку к государственным  функциям.

 

Направления реформирования:

 

-  повышение роли перспективного  финансового плана в бюджетном  процессе.

 

-  Распределение бюдж  ресурсов м/д администраторами  бюджетных средств и реализуемыми  ими бюджетными программами в  зависимости от планируемого  уровня достижения поставленных  перед ними целей, в сооств  со среднесрочными приоритетами  соц-эк политики в пределах  прогнозируемых на долгосрочную  перспективу объемов бюджетных  ресурсов.

 

-  Ориентация целевых  программ на решение крупных  и требующих длительных сроков  реализации инвестиц, научно-тех  проектов межотраслевого характера.

 

-  Создание новой нормативной  базы и  обеспечение четкого  соблюдения правил госуд закупок,  распространяемых на все осуществляемые  в интересах гос-ва закупки. 

 

   Претерпела изменение  классификация доходов:

 

В бюджетной классификации, действующей с 2005г осуществлено:

 

закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений  в бюджеты  РФ.

 

приближение классиф дох  бюджетов РФ к международ стандартам статистики госуд финансов.

 

 

 

 

7. Доходы ФБ, их состав  т стр-ра. Осн источники дох  на 2004-2005г.

 

Дох бюдж-ДС, поступающие  в безвозм  и безвозвр порядке  в соотв с законод-вом в распоряжение органов гос власти соответствующего уровня.

 

В дох ФБ зачисл-ся собствнееые  налогов дох ФБ за исключ налоговых  дох, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам др уровней бюдж системы РФ, и собств неналог дох. Также в процессе исполнения ФБ в  его дох м поступать ср-ва по взаимным расчетам из бюдж-ов РФ, др безвозмездные  перечисления. Дох ФБ подразд-ся на 2 группы: налоговые и неналог.

 

Налоговые:

 

1. федер налоги и сборы,  перечень и ставки к-ых опред-ся  налоговым законод-вом РФ, а пропорции  их распределения в порядке  бюджетного регулирования м/д  бюджетами разных уровней БС  РФ утвержд-ся фед законом о  ФБ

 

2. тамож пошлины, тамож  сборы и иные тамож платежи

 

3. госуд пошлина в соотв  с законод-вом РФ

 

Неналоговые дох ФБ форм-ся за счет:

 

1. дох от использ-ия  имущ-ва, наход-ся в гос собств-ти

 

2. дох от платных услуг,  оказываемых бюдж учереждениями,  находящимися в ведении органов  гос власти РФ, - после уплаты  налогов и сборов, предусмотренных  законод-вом о налогах, в полном  рбъеме.

 

3. части прибыли унитарных  предприятий, созданных РФ, остающейся  после уплаты налогов и иных  обяз платежей.

 

  В дох ФБ также  учитыв-ся:

 

1. прибыль банка России, остающ-ся после уплаты налогов  и иных обяз платежей.

 

2. дох от внешнеэк деят-ти.

 

  Собств дох ФБ м  передав-ся бюдж-ам суб-тов РФ  и местным бюдж по нормативам, устанавливаемым ф з о ФБ  на очередной фин год на  срок менее 3 лет и ф з  «О фин основах местного самоупр-ия  в РФ».

 

Установл новых видов  нал, их отмена или изменение возможны только путем внесения соотв изменений  в налог законод-во РФ.

 

Фед органы законод власти м устанавл-ть новые виды неналог  дох, отменять или изменять действующие  после представления фед органами исполнит власти своего заключения и  только путем внесения изм в Бюдж кодекс.

 

  Внесение изм и дополн  в законод РФ о фед налогах  и сборах, предполагающих их вступление  в силу в теч текущ фин  года, допускается только в случае  внесения соотв изм и дополн  в ф з о ФБ на текущ  фин год.

 

  Фед органы исп власти  предост-ют налог кредиты , отсрочки  и рассрочки по упл налогов  и иныз обяз платежей в ФБ  в соотв с нал законод РФ  в пределах лимитов предоставления  налоговых кредитов, отсрочек и  рассрочек по упл нал и иных  обяз платежей, определенных ф  з о ФБ на очередной фин  год. 

 

 

4. Бюдж устр-во (БУ) РФ и  организац-правовые основы разграничения  полномочий в сфере регулирования  бюдж правоотношений.

 

БУ РФ – организация  БС, принципы ее построения. БУ опред-ся госуд устройством. Адм-терр деление  страны опр-ет кол-во звеньев БС, т.к. каждый орган гос власти согласно Конституции имеет право на свой бюджет. В унит гос-вах БС имеет 2 звена : гос бюджет и многочисл  местные бюджеты.

 

В федер гос-вах БС состоит  из 3 звеньев:

 

1. госуд бюджет ( фед бюдж  или бюдж центрального прав-ва).

Информация о работе Сущность и функции денег