Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат
Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.
Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. (см.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 1999. - с. 12). При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.
Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).
При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования.
Бюджет является одновременно
и правовой, и экономической категорией.
В современных условиях он является
основным инструментом государственного
регулирования экономики, играет активную
роль в обеспечении ее стабильности
и развития. Реализация любого направления
политики государства в экономической
или социальной сфере требует
соответствующего ресурсного обеспечения.
Именно поэтому бюджет объективно необходим
каждому государству для
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Бюджет как система
экономических отношений имеет
две взаимосвязанные
6. Доходы бюджетов. Правовое и эк обоснование формирования доходов бюджета.
Под бюджетными доходами понимается
централизованный фонд денежных средств,
формируемый за счет распределения
и перераспределения части
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (около 75%).
Вторую группу составляют
неналоговые доходы – 15%. Неналоговые
доходы складываются из: 1) доходов на
использование имущества, находящегося
в государственной или
Федеральные органы законодательной
власти могут установить новые виды
неналоговых доходов, отменять или
изменять действующие после
И третья группа – поступления
от целевых бюджетных фондов – 10%
(Федеральный экологический
2.Бюдж система РФ, ее структура и назначение. Направления реформирования БС РФ.
Бюдж система РФ – это основанная на эконом отношениях и госуд устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федер бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
БС РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
федеральный бюджет и бюджеты госуд внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Первый и второй уровни БС, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно госуд бюджета бюджеты госуд внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами госуд внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
Федеральный бюджет РФ, по сути,
представляет собой основной финансовый
план государства, через который
мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые
для последующего их перераспределения
и использования для реализации
целей государственной
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет
муниципального образования) представляет
собой форму образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
В настоящее время БС РФ находится в стадии реформирования:
1. В 2004г приняты важнейшие
законы по разграничению
2. в ходе осуществляемой
бюдж реформы акценты бюдж
процесса предполагается
Направления реформирования:
- повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе.
- Распределение бюдж
ресурсов м/д администраторами
бюджетных средств и
- Ориентация целевых
программ на решение крупных
и требующих длительных сроков
реализации инвестиц, научно-тех
проектов межотраслевого
- Создание новой нормативной
базы и обеспечение четкого
соблюдения правил госуд
Претерпела изменение классификация доходов:
В бюджетной классификации, действующей с 2005г осуществлено:
закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений в бюджеты РФ.
приближение классиф дох бюджетов РФ к международ стандартам статистики госуд финансов.
7. Доходы ФБ, их состав т стр-ра. Осн источники дох на 2004-2005г.
Дох бюдж-ДС, поступающие
в безвозм и безвозвр порядке
в соотв с законод-вом в
В дох ФБ зачисл-ся собствнееые налогов дох ФБ за исключ налоговых дох, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам др уровней бюдж системы РФ, и собств неналог дох. Также в процессе исполнения ФБ в его дох м поступать ср-ва по взаимным расчетам из бюдж-ов РФ, др безвозмездные перечисления. Дох ФБ подразд-ся на 2 группы: налоговые и неналог.
Налоговые:
1. федер налоги и сборы,
перечень и ставки к-ых опред-
2. тамож пошлины, тамож сборы и иные тамож платежи
3. госуд пошлина в соотв с законод-вом РФ
Неналоговые дох ФБ форм-ся за счет:
1. дох от использ-ия имущ-ва, наход-ся в гос собств-ти
2. дох от платных услуг,
оказываемых бюдж
3. части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обяз платежей.
В дох ФБ также учитыв-ся:
1. прибыль банка России,
остающ-ся после уплаты
2. дох от внешнеэк деят-ти.
Собств дох ФБ м
передав-ся бюдж-ам суб-тов РФ
и местным бюдж по нормативам,
устанавливаемым ф з о ФБ
на очередной фин год на
срок менее 3 лет и ф з
«О фин основах местного
Установл новых видов нал, их отмена или изменение возможны только путем внесения соотв изменений в налог законод-во РФ.
Фед органы законод власти
м устанавл-ть новые виды неналог
дох, отменять или изменять действующие
после представления фед
Внесение изм и дополн в законод РФ о фед налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в теч текущ фин года, допускается только в случае внесения соотв изм и дополн в ф з о ФБ на текущ фин год.
Фед органы исп власти
предост-ют налог кредиты , отсрочки
и рассрочки по упл налогов
и иныз обяз платежей в ФБ
в соотв с нал законод РФ
в пределах лимитов
4. Бюдж устр-во (БУ) РФ и
организац-правовые основы
БУ РФ – организация БС, принципы ее построения. БУ опред-ся госуд устройством. Адм-терр деление страны опр-ет кол-во звеньев БС, т.к. каждый орган гос власти согласно Конституции имеет право на свой бюджет. В унит гос-вах БС имеет 2 звена : гос бюджет и многочисл местные бюджеты.
В федер гос-вах БС состоит из 3 звеньев:
1. госуд бюджет ( фед бюдж
или бюдж центрального прав-ва)