Становление и развитие банковской системы Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать состояние и тенденции развития банковской системы Казахстана.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть основы банковской системы
- анализ рынка ценных бумаг;
- раскрытие сущности банковского сектора: банковские риски;
- разработка предложений по развитию банковской системы Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 104.21 Кб (Скачать)

     Согласно  действующему законодательству и «Программы Президента Республики Казахстан «2030»  Нацбанк с целью усиления роли банков в экономике страны и повышения их конкурентоспособности принимает разнообразные принципы дальнейшего совершенствования и формирования стабильной и устойчивой банковской системы. [16] 
 
 

1.2  Правовая основа банковской системы Казахстана и формирование банковского законодательства 

     Рассматривая  развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.

     Трудность заключалась в том, что все  члены рабочей группы знали о  суверенитете столько, сколько было написано в имеющейся специальной  литературе. Никто не знал окончательную  судьбу СССР и сколько можно взять  этого самого суверенитета, все знали  пути перехода от капитализма к социализму, но не было опыта обратного перехода. Тем не менее, несмотря на все трудности, ведущие банкиры, ветераны банковской системы начали составлять соответствующие  директивные документы и проекты  законов.

     В это время коммерческие и специализированные банки проводили свою кредитную, процентную и расчетную политику, не придавая значимости своим волевым  действиям, а у Казахского республиканского банка Госбанка не было никаких законодательных  прав. [15]

     Попытки республиканского банка как-то привести все в определенную систему наталкивались  на яростное сопротивление специализированных и коммерческих банков. Более того, не было четких определенных взаимоотношений  и с Госбанком СССР. Республиканский  банк управлял только налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе не могло быть и речи.

     В этих условиях по поручению Президента Республики и Верховного Совета Казахской  ССР Казгосбанком была начата подготовка проекта Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР».

     Закон в корне менял существо и принципы построения банковской системы республики. Уже сам факт принятия такого закона являлся беспрецедентным. В законе было написано, что республика имеет  двухуровневую банковскую систему, представленную Государственным банком Казахской ССР и сетью коммерческих банков. Госбанк Казахской ССР  находится в собственности республики и является ее Центральным банком. Вес кредитные ресурсы, формируемые  на территории Казахской ССР, являются достоянием республики.

     Но, поскольку республика к тому времени  не имела своей национальной валюты, и отношения с Россией в  этом вопросе были весьма неопределенными, то, в законе, соответственно, пришлось записать, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.

     В законе, также определены основные задачи Казгосбанка, состоящие в обеспечении устойчивой единой денежной единицы, имеющей хождение на территории союзных республик, в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, расчетов, в разработке и соблюдении общих правил государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и других банков, организации валютного контроля и валютного регулирования.

     В законодательном акте особо подчеркнуто, что Госбанк Казахской ССР, в  своей деятельности независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, руководствуется настоящим законом  и подотчетен Верховному Совету Казахской  ССР.

     Такая запись в Законе была вызвана тем, что в свое время Нацбанк не находил поддержки в установлении принципов независимого центрального банка страны. Это был период продолжающегося сильного влияния административно-распределительной системы. Особенно Правительство своими властными функциями пыталось использовать Нацбанк и его возможности для решения текущих задач. В последующем Законе 1993 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» Нацбанк, стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан. [5]

     После длительного согласования и обсуждения проекта закона в Верховном Совете и Правительстве республики, министерствах  и ведомствах 7 декабря 1990 года он был  подписан Президентом Республики.

     В целом, проект закона находил понимание, как в обществе, так и в банковских кругах. Все осознавали, что такой  законодательный акт нужен. Однако жесточайшему сопротивлению со стороны  специализированных и коммерческих банков подверглись положения закона, связанные с надзорными функциями  Казгосбанка за их деятельностью. Вызывали споры также положения, связанные с независимостью Казгосбанка от Правительства.

     К моменту подготовки второго закона, связанного с банковской системой, многое прояснилось во взаимоотношениях со странами СНГ. Внутри республики начали вырисовываться некоторые контуры  рыночных отношений. Все это требовало  внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности»  страны.

     Прежде  всего, было принято решение подготовить 2 новых закона: закон «О Центральном  банке» страны и закон «О банках второго уровня».

     Закон «О Центральном банке» республики получил  название «О Национальном Банке Республики Казахстан», закон «О банках второго  уровня» - «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Указанные  законы подписаны Президентом Республики Казахстан 13 апреля 1993 года. [14]

     В этих законах, прежде всего, были устранены  положения, связанные с Госбанком  СССР. Речь уже шла не об общей  единой денежной единице, а о собственной  национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Второй основной задачей Нацбанка становилось участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику.

     Были  конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Нацбанка. Определена структура и органы управления.

     В законе было четко записано, что  Нацбанк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денежных знаков. Все это говорит о том, что в республике уже были приняты соответствующие меры и шла серьезная работа по подготовке к введению национальной валюты. [16]

     Были  также конкретизированы контрольные  и надзорные функции Нацбанка. Уточнены принципы взаимоотношений Нацбанка с банками второго уровня. Расширен круг экономических нормативов для банков второго уровня.

     В законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» уточнены и  расширены многие положения о  взаимоотношениях банков второго уровня с Нацбанком, между банками и банков с клиентурой.

     Работа  банковской системы в условиях введения национальной валюты обусловила необходимость  внесения новых изменений в банковское законодательство.

     В 1995 году были приняты новые законодательные  акты в виде Указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона. В  подготовке проектов этих законов активное участие принимали заместители  Председателя Нацбанка — Ураз Джандосов и Григорий Марченко.

     В Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения и все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран с рыночной экономикой.

     31 августа 1995 года был подписан  Указ Президента Республики Казахстан,  имеющий силу Закона, «О банках  и банковской деятельности в  Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика Казахстан  имеет двухуровневую банковскую  систему, и Нацбанк представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй уровень банковской системы представлен следующими видами банков: государственные банки, депозитные банки, инвестиционные и частные банки, банки с иностранным участием, межгосударственные банки.

     Основным  содержанием принятого Указа  о Нацбанке стало усиление регулирующих функций Нацбанка по отношению к банкам второго уровня.

     С августа 1995 года за Нацбанком было закреплено право, самостоятельно принимать решение (постановлением Правления) о прекращении деятельности банков второго уровня.

     Позже закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-1 «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» определил, что Нацбанк после аннулирования лицензий на проведение банковских операций с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка обращается в суд.

     Получивший хорошие оценки международных финансовых организаций и экспертов. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» исходит из предпосылки, что банковская деятельность не может регулироваться так же, как предпринимательская, поскольку, банки оперируют не только своими деньгами. [20]

     Указ  Президента Республики Казахстан, имеющий  силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет важнейшее значение не только для банковской сферы, но и для  всей страны.

     В период с 1995 года в данные акты вносились  изменения и дополнения с целью  создания предпосылок к совершенствованию  банковской системы Республики Казахстан  и уточнения функций Нацбанка.

     В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления»» от 30 июня 1998 года № 3986 Нацбанку переданы функции и полномочия государственного органа страхового надзора, что позитивно отразилось на развитии страховой отрасли. В ноябре 2000 года была принята Программа развития страхования в Республике Казахстан на 2000—2001 годы, которая обозначила новый этап в развитии системы страхования в нашей стране. В 2000 году Нацбанк стал членом Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора (UAUS).

     Для активизации притока сбережений населения в ноябре 1999 года создана  система обязательного коллективного  гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

     Последний закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам банковской деятельности»  был принят 2 марта 2001 года и введен в действие с 12 марта 2001 года. Основной целью данного закона является внедрение  консолидированного надзора за банковской деятельностью с целью создания законодательных условий для  учёта и объективной оценки всех рисков, которым подвергаются банки.

     В вышеуказанном законе предусмотрено  усиление полномочий Нацбанка в части получения любых сведений, необходимых для осуществления надзорных функций на консолидированной основе, введены новые понятия, необходимые для чёткого определения структуры владения банками, такие как, «крупный участник банка», «банковский холдинг», «дочерние организации банков», «банковская группа», раскрыто понятие «аффилированное лицо». Кроме того, Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» дополнен статьей, обязывающей банковские холдинги представлять в Нацбанк ежеквартальные, годовые балансы и отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности. При этом, предусматривается обязательное проведение аудита аффилированных лиц банков по итогам финансового года, как на консолидированной, так и на индивидуальной основе.

     Нацбанку предоставлено право осуществления проверок (инспектирования) деятельности аффилированных лиц в целях определения степени и характера их влияния на деятельность банков, предусмотрено применение ограниченных мер воздействия и санкций, как к банкам, так и к их аффилированным лицам. При этом, законом определены требования для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, включая банки, по владению акциями банка — резидента Республики Казахстан. [15]

Информация о работе Становление и развитие банковской системы Казахстана