Становление и развитие банковской системы Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать состояние и тенденции развития банковской системы Казахстана.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть основы банковской системы
- анализ рынка ценных бумаг;
- раскрытие сущности банковского сектора: банковские риски;
- разработка предложений по развитию банковской системы Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 104.21 Кб (Скачать)

    Введение 

       Банковская система - одна из  важнейших и неотъемлемых структур  рыночной экономики. Развитие  банков, товарного производства  и обращения шло параллельно  и тесно переплеталось. При  этом банки, проводя денежные  расчеты, кредитуя хозяйство,  выступая посредниками в перераспределении  капиталов, существенно повышают  общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

     Цель  данной курсовой работы: рассмотреть  и проанализировать состояние и  тенденции развития банковской системы  Казахстана.

     Задачи  курсовой работы:

     - раскрыть основы банковской системы

     - анализ рынка ценных бумаг;

     - раскрытие сущности банковского сектора: банковские риски;

     - разработка предложений по развитию  банковской системы Республики  Казахстан. 

     Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).

     Создание  устойчивой, гибкой и эффективной  банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач  экономической реформы в Казахстане. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной  банковской системы, приближает её к  международным стандартам и, таким  образом, обусловливает выход казахстанских  банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия  со стороны иностранных партнеров  по отношению к нашей стране. 
             В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.

       В Казахстане собственная банковская  система появилась после получения  суверенитета, в декабре 1990 г.  Уже в январе 1991г. был принят  Закон " О банках и банковской  деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом  банковской реформы в стране. Республиканский Государственный  банк был преобразован в Национальный  банк Республики Казахстан с  областными управлениями и отделениями.  В 1993 г. акционерно-коммерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.                     

         После, Республика Казахстан согласно  статье 3 Указа Президента РК “О  банках и банковской деятельности”  имеет двухуровневую банковскую  систему. Национальный банк является  центральным банком государства  и представляет собой верхний  уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.

         На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что в условиях суверенитета Республики Казахстан, банки, действуя совместно с Правительством, сумели вплотную приблизиться к достижению финансовой стабилизации, выразившийся в сокращении темпов инфляции, поддержании стабильного курса тенге и проведения последовательного нормативного регулирования банковской деятельности. Новая банковская система Казахстана живет и успешно работает уже в течение десяти лет на благо экономики республики и по оценкам зарубежных специалистов занимает ведущее место среди стран на постсоветском пространстве.

     Необходимо  особо подчеркнуть, что банковская система достигла этих результатов  благодаря уделяемому вниманию и  большой поддержке со стороны  Президента республики Нурсултана Абишевича Назарбаева, который всегда был сторонником независимости Нацбанка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.  История развития банковской системы в Казахстане 

1.1   Преобразование Казахской республиканской  конторы Госбанка в Национальный  Банк Республики Казахстан и  становление независимого центрального  банка 

     Созданный приказом Государственного банка СССР от 16 октября 1987 года № 177 Казахский  Республиканский банк Госбанка СССР не отвечал требованиям нарождающихся  рыночных отношений в составе  аморфной банковской системы. Казгосбанк СССР не имел ни прав, ни полномочий Центрального банка. Более того, продолжал кредитно-расчетное обслуживание некоторых отраслей народного хозяйства: Министерства внутренних дел, Комитета Госбезопасности, Министерства обороны. Кредитные ресурсы для специализированных банков выделялись из Москвы. Управляемость банковской системы, в целом, в республике была ослаблена. На проводимых совещаниях со специализированными банками принимались решения рекомендательного характера, большинство из которых не выполнялось, если было не в интересах того или иного банка. О каких-либо методологических и надзорных функциях по отношению к другим банкам и речи быть не могло. Все указания и кредитные ресурсы они получали от своих головных московских банков. Кроме того, были не редки случаи, когда спецбанки самовольно выпускали деньги в обращение, используя единую систему МФО (межфилиальные обороты). [20]

     Централизованное  административное распределение кредитных  ресурсов через специализированные банки, а порой и своеволие в выдаче кредитов без разрешения, открыло доступ к ним нежизнеспособным убыточным предприятиям и кооперативам. Получив открытый доступ к кредитам рефинансирования, банки теряли стимул самостоятельно мобилизовать денежные ресурсы, а хозяйственные субъекты использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления товарных ценностей, а не для реконструкции предприятий, повышения качества продукции и инвестиций. В результате структура кредитных вложений постоянно ухудшалась, возрастала доля невозвратных кредитов.

     Следует при этом отметить, что структура  банковского сектора зеркально  отражала ситуацию отношений регион -центр. Союзные министерства предпринимали попытки усиления централизованного управления и не воспринимали объективной необходимости расширения прав и ответственности союзных республик.

     В 1992-93 годах, на постсоветском пространстве образовалось несколько эмиссионных  центров, которые без взаимного  согласования кредитовали экономику  своих суверенных государств.

     Чтобы как-то сдержать незаконный выпуск денег  в обращение, Центральный банк России в 1993 году ввел систему единых централизованных корреспондентских счетов для стран  СНГ. С этого счета оплата платежных  документов осуществлялась в пределах средств, поступивших на него. С целью  сдерживания незаконного выпуска денежной массы в обращение Центрбанк России также максимально ограничивал снабжение бывших республик СССР наличными деньгами. [14]

     Сложившаяся обстановка в банковской сфере требовала  принятия неотложных мер к выправлению  создавшегося положения.

     После объявления суверенитета республики, в декабре 1990 года, Казахстан приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был  принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993года принят закон, по которому Казахский Республиканский банк Госбанка СССР, становится Национальным банком Республики Казахстан. Начался  процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы.

     Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место  в банковской системе и взаимоотношения  с органами государственной власти Республики Казахстан. С момента  введения национальной валюты Нацбанк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, введение экономических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, внедрение системы регулирования деятельности банков и обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты - тенге.

     В развитие Закона была принята «Программа реформирования банковской системы  в Казахстане на 1995 год», утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 года. [10]

     Одним из обязательных условий формирования рынка является эффективно действующая  система денежного обращения  и кредитования. Дальнейшее совершенствование  в этом направлении строилось  в ускорении развития наиболее действенных  методов и инструментов денежного  регулирования. С февраля 1995 года было прекращено предоставление директивных  кредитов, сократился объем и сроки  кредитов за счет централизованных источников. (Функция кредитования) экономики  в основном перешла от Нацбанка к банкам второго уровня. Они должны были обеспечивать кредитование экономики за счет привлекаемых для этих целей сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов, межбанковских кредитов и иных Ресурсов.

     Нацбанк в большей степени сосредоточил свое внимание на характерные для Центрального банка функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства и на усиление денежно-кредитного, валютного урегулирования.

     В первой половине 1995 года основная масса  кредитов Нацбанка банкам второго уровня предоставлялась через аукционы на короткие сроки, а во второй половине года центр тяжести стал ориентироваться на вторичный рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). Была внедрена система ломбардного кредитования и прекратились аукционы кредитных ресурсов Нацбанка, повысилась роль межбанковского денежного рынка. Развитие межбанковского денежного рынка позволило банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы.

     В последующие годы наиболее предпочтительным для банков второго уровня стало  вложение средств в ГЦБ, так как  активы, размещаемые в ГЦБ являются высоко ликвидными, несут минимальные риски, а также операции с иностранной валютой, которые приносят неплохую доходность при невысоких рисках. Хотя кредитование реального сектора является более доходным по сравнению с доходностью ГЦБ, оно сопровождается более высокими рисками и, следовательно, менее предпочтительно.

     Банковская  система, как составная часть  экономики, должна быть одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В течении последних лет она претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней политики в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. С учетом основных целей и задач экономики государства была перестроена концепция организации отечественной банковской системы. [20]

     В декабре 1996 года Нацбанком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам, предусматривающее соответствие всех банков страны стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, автоматизации банковской системы телекоммуникационной связи.

     Система перехода банков второго уровня к  международным стандартам заключается  в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.

     Требования  со стороны Нацбанка к повышению капитализации банков второго уровня и введенные более жесткие требования по открытию, лицензированию и внутреннему контролю банков ускорили процесс их ликвидации или слияния. Наблюдается процесс перехода от количественного к качественному развитию банковской системы.

Информация о работе Становление и развитие банковской системы Казахстана