Банковская система Казахстана посткризисное развите

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или так называемого первого уровня, является Национальный банк.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

Введение

В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших  структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так  и по уделяемому вниманию в учебных  заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.

В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или  так называемого первого уровня, является Национальный банк.

На втором уровне банковской системы Казахстана находятся коммерческие банки и некоторые кредитные учреждения. Коммерческие банки, к настоящему времени в республике действуют 39 банков, являются многопрофильными кредитными учреждениями, выполняющими операции в различных секторах денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной системы.

Основной целью данной курсовой является полное раскрытие данной темы, изучение современного состояния банковской системы Казахстана, а также определение особенностей по антикризисному регулированию и посткризисному развитию.

Основными задачами настоящей работы являются:

  1. Раскрыть сущность банковской системы;
  2. Изучение современного состояния и рассмотрение этапов становления банковской системы Казахстана;
  3. Анализ основных показателей банковского сектора;
  4. Определение особенностей по антикризисному регулированию и посткризисному развитию;
  5. Ознакомиться с перспективой развития банковской системы Казахстана
  6. Сделать выводы по проделанной работе и отразить их в заключении

Анализируемые объекты: Национальный банк и коммерческие банки РК.

Анализируемый период: 2007-2010.

Анализируемые показатели:

- показатели финансовых результатов  (динамика  сальдо платежного  баланса и структура банков  по размеру активов; динамика  показателей прибыли; коэффициенты рентабельности);

- показатели финансового состояния  (динамика объема и структуры  собственных средств, показатели  достаточности капитала, экономических  нормативов, ликвидности);

В качестве информационной базы для анализа использованы статистические данные и отчетности коммерческих банков и Национального банка РК.

При проведении анализа использованы следующие методы и приемы:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- сравнительный анализ;

- методы табличного и графического  представления результатов.

В процессе выполнения использовались следующие основные источники: книги, журналы и сайты интернета указанные ниже в списке использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы банковской системы

    1. Сущность и структура банковской системы Казахстана

 

Банк - это организация, созданная  для привлечения денежных средств  и размещения их от своего имени  на условиях возвратности, платности и срочности.

Банковская система - одна из важнейших  и неотъемлемых структур рыночной экономики. развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта. [4]

Банки являются главными финансовыми  посредниками в рыночной экономике. В процессе своей деятельности они  создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новые требования к заемщику.

Это процесс создания новых обязательств и требований составляет основу финансового  посредничества. Движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредитора  к заемщикам и связанная с  ними деятельность финансовых институтов называется финансовым посредничеством.

Аккумулируя денежные капиталы из разных источников, банки создают общий  обезличенный "пул" денежных средств, превращая их в действующий капитал  и могут удовлетворять требования на кредит на самых различных условиях.

Организация финансово-кредитного обслуживания хозорганов и населения, функционирование кредитной системы играет исключительно  важную роль в развитии хозяйствующих  структур. От эффективности и бесперебойности  функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйствующими единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Цели и задачи банковской системы  в основном тождественны целям и  задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела.

В процессе управления экономикой банки  используют главным образом экономические  методы управления, которые выражают экономические отношения каждого  данного общества проявляются прежде всего как интересы, а экономические интересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя из этого управление с помощью экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы.

Банки в процессе выполнения своих  функций тесно взаимодействуют с органами функционального (экономическими), отраслевого (министерствами, ведомствами, компаниями, фирмами) и территориального (местными органами) управления.

Банки располагают текущей информацией  которой нет у других органов  управления. Прежде всего это относится к информации об основной деятельности обслуживаемых клиентов. Отсутствие на счете средств для выдачи заработной платы, платежей поставщикам и бюджету, возврат банковских кредитов является не только объективным, но оперативным ежедневным сигналом о неблагополучии владельцев этого счета. Банковские данные позволяют судить о многих важных сторонах деятельности предприятий, не дожидаясь составления бухгалтерского учета, предвидеть результаты. Это позволяет банкам точно знать о состоянии дел своих клиентов, контролировать их, всецело определять их судьбу и доходность.

Денежный оборот характеризуется  единством. Сферы движения денег  в наличной и безналичных формах обслуживаются одной и той  же денежной единицей и тесно связаны  между собой. Банки через ведение счетов предприятий, организаций и населения осуществляют контроль за совокупным денежным оборотом, а через него за ходом хозяйственных процессов и влияют на эти процессы.

В банковской системе сосредоточены  все денежные фонды общества: средства государства, средства хозяйственных звеньев, сбережения населения и другие. Банки активно участвуют в формировании этих фондов, ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самым влияют на ход воспроизводственного процесса. [2]

В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или так называемого первого уровня, является Национальный банк. В каждом государстве функционирует центральный банк — орган, осуществляющий государственное денежно-кредитное регулирование экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золотовалютных резервов.

В важнейших областях экономики и политики центральный банк страны действует в соответствии со стратегией и интересами всего государства, но иногда по тактическим вопросам экономического регулирования часто возникают разногласия с правительством. В практике это противоречие вокруг деятельности центрального банка получило название «магического четырехугольника», где в качестве углов выступают экономический рост, проблема занятости, стоимость денег и, наконец, сбалансированность платежного баланса страны.

На втором уровне банковской системы Казахстана находятся коммерческие банки и некоторые кредитные учреждения. Коммерческие банки, к настоящему времени в республике действуют 39 банков, являются многопрофильными кредитными учреждениями, выполняющими операции в различных секторах денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной системы. Как правило, такие банки осуществляют полный комплекс банковских услуг. В этом их отличие от специализированных финансовых учреждений, выполняющих ограниченный круг финансовых операций. [13]

Основными функциями действующих  в республике коммерческих банков является: прием депозитов; кредитование заемщиков; осуществление расчетов; кастодиальная  деятельность. Возможность банков брать  на себя те или иные функции жестко регламентируется Национальным банком посредством выполнения банками соответствующих пруденциальных нормативов. Так, кастодиальную деятельность имеют право осуществлять всего 10 банков. Невыполнение пруденциальных нормативов может привести к отзыву лицензии на право предоставлять отдельные виды финансовых услуг или к полному закрытию банка.

Все функции тесно переплетаются  и позволяют коммерческим банкам выступать в качестве органа, эмитирующего платежные средства для обслуживания всего кругооборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Но самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческие банки не имеют права. Это монополия Нацбанка РК. Кроме перечисленных функций коммерческие банки предоставляют различные услуги: инкассируют, то есть переводят денежные средства, векселя и другие документы, осуществляют кассовое обслуживание, производят доверительные (трастовые) и лизинговые операции, торгуют иностранной валютой и драгметаллами, дают гарантии на третьих лиц, выпускают, покупают и продают ценные бумаги.

Банковская система Казахстана включает в себя Национальный банк Республики Казахстан (НБ РК), банки  и кредитные учреждения, филиалы  и представительства иностранных  банков. Банки могут быть универсальными и специализированными. Все они, как и кредитные учреждения, могут быть образованы на основе любой формы собственности и в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законами Республики Казахстан.

 

1.2  Этапы становления банковской системы Республики Казахстан и ее роль в развитии экономики страны

 

Становление и развитие банковской системы Казахстана можно условно  разделить на пять этапов.

 

 

Первый этап (1988-1991 гг.)

К моменту обретения республикой  самостоятельности банковская система Казахстана была представлена шестью банками: Госбанком, Внешэкономбанком, Промстройбанком, Агропромбанком, Кредсоцбанком и Сбербанком. Это были государственные банки, на базе которых создавались первые частные коммерческие банки. В этот период денежные расчеты обслуживали советские рубли.

 

Второй этап (1992-1993 гг.)

Количественный рост банковской системы сопровождался высокой инфляцией (1258% в 1992 г. и 2500% в 1993 г.). К 1993 г. количество банков превысило 200, однако более 90% из них не выполняло установленные нормативы. В ноябре 1993 г. Казахстан вышел из рублевой зоны, изъяв из обращения все советские рубли и ввел национальную валюту - тенге. 

 

Третий этап (1994-2004 гг.).

На конец 1994 г. активы банковского  сектора составили 168,0 млрд. тенге. Обязательства банков достигли отметки 154,7 млрд. тенге, капитал по балансу — 13,3 млрд. тенге. В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. С 1995 г. установлены новые требования к минимальному размеру уставного капитала для банков второго уровня (500 тыс. долл. США для операций в тенге и 1,5 млн. долл. США для проведения операций в иностранной валюте).

В 1997 г. число банков второго уровня уменьшилось со 101 до 82.

На 1 января 1998 г. совокупный собственный капитал банковского сектора составил 29,3 млрд. тенге, активы достигли 169,0 млрд. тенге, обязательства - 139,7 млрд. тенге, а капитал по балансу — 29,3 млрд. тенге.

В 1998 году глобальные изменения на мировых финансовых рынках, значительная девальвация национальных валют ряда стран - торговых партнеров Казахстана привели к удорожанию казахстанского тенге в реальном выражении и значительному ухудшению платежного баланса страны.

На 1 января 2003 г. совокупный собственный  капитал банков второго уровня увеличился на 32,0 процента до 161,2 млрд. тенге, совокупные активы банков выросли на 40,2 процента до 1 145 млрд. тенге.

Информация о работе Банковская система Казахстана посткризисное развите