Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:07, курсовая работа
В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или так называемого первого уровня, является Национальный банк.
Трехстороннее соглашение между НБ РК, АФН и БВУ позволило банкам занимать средства у Нацбанка. Четыре системообразующих банков - «Народный банк Казахстана», «Казкоммерцбанк», «Альянс Банк» и «БТА Банк» были дополнительно капитализированы на сумму не менее 4 млрд долл. через приобретение до 25 % простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. Эти средства сформировали адекватный уровень резервов и расширили возможности по предоставлению заемщикам кредитов.
Решение о поддержке БВУ через субординированных облигаций рассматривалось как инвестиции возвратные: облигации выпускаються на определенный срок и проценты, определяемые договором. По окончании срока обращения банки обязаны погасить субординированные облигации, т.е. фонд «Самрук-Казына» получает как сумму основного долга, так и проценты. Таким образом, государственные бюджетные средства расходуется в бюджет и Национальный фонд с накопленным доходом.
С 1 ноября 2008 г. правительство приняло решение о создании Фонда стрессовых активов с текущей капитализацией в 1 млрд. долл. Фонд выкупая у банков неработающие активы, в частности, ипотечные, но не по первоначальной стоимости, а более консервативной, с установленным дисконтом, что в свою очередь позволило банкам использовать высвобожденные средства для кредитования экономики.
К числу стабилизационных антикризисных мер относится дополнение в Закон РК «О финансовой устойчивости» об увеличении размера гарантированного государством всех вкладов населения в банках второго уровня от 700 тыс. до 5 млн тенге1. Благодаря этому в банках не наблюдается оттока депозитов, наоборот, за 9 месяцев 2008 г. депозиты физических лиц возросли на 7 % по сравнению с началом года. Россия и Казахстан львиную долю выделяют на капитализацию банков и других компаний. Казахстан: на капитализацию банков - 4 млрд долл. и ФНС «Самрук-Казына» - 6 млрд долларов.
Приняв первый удар кризиса ликвидности, наши банки получили определенные преимущества, т.к. смогли сгруппироваться и с помощью регуляторов уже более года занимаются реструктуризацией кредитных портфелей, ресурсов для погашения внешних долгов. Хотя по своим масштабам кризис ликвидности не идет ни в какое сравнение со второй волной мирового финансового кризиса - гораздо более серьезным кризисом доверия, мы надеемся, что Казахстан уже выработал «антитела» сможет легче перенести этот сложный период.
Эти меры специалистами и общественностью расценены не как меры спасения, а возможность, которой следует воспользоваться в целях укрепления устойчивости банков, сохранения достаточного для развития экономики уровня кредитования, повышения доверия населения и зарубежных инвесторов к финансовой системе страны. Есть один достаточно важный сигнал внешнему рынку... В условиях мирового кредитного кризиса и снижения возможности казахстанских банков рефинансироваться на международных рынках вхождение государства в акционерные капиталы демонстрирует внешним инвесторам, что оно доверяет своим финансовым институтам и разделяет с ними (пропорционально своей доли) риск.
Второе направление - это создание Фонда стрессовых активов (1 млрд долл.) со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Его деятельность направлена на улучшение качества кредитных портфелей отечественных банков. Суть его заключается в том, что Фонд выкупает у банков неработающие активы, в частности, ипотечные, но не по первоначальной стоимости, а более консервативной, с установленным дисконтом. Это в свою очередь позволило банкам использовать высвобожденные средства для кредитования экономики.
К числу стабилизационных
антикризисных мер увеличении
размера гарантированного
Также Фонд «Самрук-Казына» открыл ряд кредитных линий в БВУ на 15 лет по льготной ставке, что, в свою очередь позволило, через данную ипотечную программу БВУ улучшить качество кредитного портфеля.
3.2 Посткризисное развитие
Из мер предпринятых на саммите министров финансов и глав центробанков стран «большой двадцатки», прошедшего 7 ноября 2009 г:
Глава Европейского банка реконструкций и развития (ЕБРР) сообщил, что наблюдаются определенные признаки выхода мировой экономики из кризиса, однако об устойчивости этого процесса можно будет судить только при сохранении спроса в условиях свертывания антикризисных мер. Все еще существуют отдельные риски, балансы банков очищены не полностью. В значительной мере восстановление реальной экономики происходит благодаря мерам фискального стимулирования и количественного ослабления, проводимыми центральными банками. «Нам нужно увидеть насколько будет устойчив рост спроса, когда эти меры будут свернуты» - подчеркнул Томас Миров.
Министры финансов G 20 одобрили рекомендацию Базельского комитета управляющих центральных банков, согласно которой устанавливается верхний предел внешних займов. Банк может привлекать активы, но они не должны превышать в 25 раз его собственные.
Новые стандарты разработал базирующийся в швейцарском городе Базель комитет по банковскому надзору Банка международных расчетов. Входящие в него главы крупнейших центробанков сочли необходимым потребовать от финансовых компаний ввести ограничения на чрезмерные выплаты дивидендов, выкуп акций и выплаты премиальных компенсаций топ-менеджерам. Базельский комитет также намерен заставить заемщиков повысить качество капитала посредством увеличения уставных фондов.
Организация пообещала разработать и опубликовать точную формулу, по которой на основе данных о прибыли и качестве кредитов для компаний будет высчитываться размер обязательной финансовой «подушки безопасности». Кроме того, банки строго отчитаются о сотношении собственных и заемных средств и накопят резервы в периоды экономических подъемов.
Несмотря на то, что проблемный портфель казахстанских банков в совокупности составляет треть от общего объема (убыток на 1 октября -3,1 трлн тенге), «казахстанский банковский сектор миновал низшую точку кризиса и теперь его должно ожидать восстановление». На самом деле на фоне первых признаков восстановления экономики Казахстана, оптимистических прогнозов цен на сырьевые товары и притока в страну китайского капитала, успешной реструктуризации активов БТА Банк и Альянс Банк начинают выглядеть все более привлекательными с инвестиционной точки зрения. В 2010 г. банкам в общей сложности необходимо выплатить всего 3,8 млрд долл. (против 10-12 млрд долл. в 2008-2009 гг.), что им вполне по силам. Аналитики прогнозируют годовой рост кредитования экономики до 2012 г. в среднем на 16,3 %.
Предусмотрено внедрение жестких ограничений деятельности финансовых банков, если их деятельность в установленном законом порядке признана неправомерной и привела к существенному ущербу для финансового состояния и репутации финансовых организаций Казахстана (в первую очередь за счет создания схем по выводу за рубеж активов финансовых организаций).
Формирование «черных списков» банков, а также должностных лиц, участвовавших в создании подобных схем, также послужит благому делу. Соответственно, выдача лицензий таким организациям и упомянутым выше лицам, а также их деятельность в РК законодательно ограничивается либо запрещается. При этом допускается возможность освобождения от таких ограничений в случае возвращения выведенных активов. Считаем, включение в «черные списки» должностных лиц должно быть публичным и на основании решения суда. Если данная информация закрытого характера, то может возникнуть соблазн ввести в список не тех лиц, в т.ч. по каким-то личным причинам.
В целях усиления риск-менеджмента и улучшения корпоративного управления в банках планируется пересмотр вопросов:
- четкого распределения
- налаживания механизма
- обеспечения эффективного
- установления более «
- усовершенствования процедур
применения банком
В целях повышения прозрачности
банков будут приняты меры по распространению
информации о результатах
Политика вознаграждения руководителей финансовых организаций будет увязана со стратегическими целями банка, показателями эффективности работы, а также финансовой устойчивости. Материальное поощрение должно стимулировать руководителей банков к обеспечению прибыли исходя из долгосрочных целей, а не получения прибыли в краткосрочном периоде. Поэтому ключевой ориентир - бизнес-стратегия банка и его устойчивость к рискам. Выплаты не могут осуществляться в краткосрочном периоде, если риски имеют высокую степень вероятности проявления в долгосрочном периоде. Соответственно, выплаты могут иметь отсроченный характер.
Международное рейтинговые агенство Fitch Ratings отметило i m метившийся прогресс и потвердило рейтинги страны на прежнем уровне, улучшив прогноз по ним с «негативного» на «стабильный». Агентство отмечает: «Улучшение платежного баланса поддерживает казахстанский тенге на новом уровне привязки около 150 тенге к доллару США после февральской 25-процентной девальвации. Это сокращает риски для банковского сектора, где приблизительно 51 % кредитов номинированы в иностранной валюте. Официальные резервы Казахстана увеличились до рекордного уровня в 23,3 млрд долл. к концу ноября, повысились на 17 % с начала года по настоящее время. С учетом активов в Национальном фонде (нефтяные накопления) резервы составили 47,5 млрд доля, или около 44 % ВВП».
Аналитики Fitch считают, что несмотря на проблемы и задачи, предстоящие сектору, банки сохраняют существенную способность абсорбировать убытки, поскольку депозиты демонстрируют стабильность даже после негативных событий 2009 г.1. Кроме того, близится к завершению процесс реструктуризации внешних заимствований двух банков. Это тот случай, когда 100-процентный негатив удалось смикшировать и найти выход из ситуации, позволивший удержать реноме всей системы. Банки в ходе сложнейших переговоров нашли такие схемы реструктуризации, которые были признаны комитетами кредиторов и финансовым сообществом как приемлемые, справедливые по отношению к кредиторам инноваций. Стремление ответить по долгам в нашем случае в рамках имеющих возможностей высоко ценится в мире. Примечательно, что аналогичная схема была избрана Тем1рбанком, который 18 декабря 2009 г. объявил о том, что достигнуто соглашение по основным условиям реструктуризации задолженности с кредиторами. [22]
Можно считать, что системе удается сохранить и оздоровить проблемные банки, поскольку перспективы на их выздоровление высоки. Что касается других банков, то они успешно справились с задачей погашения внешних займов. Ряд из них погасили часть внешних долгов досрочно, последний по времени платеж (300 млн долл.) погасил 18 декабря 2009 г. Казкоммерцбанк. По всей вероятности в первой половине 2010 г. проблема регулирования банковских долгов решится положительно. Одной проблемой станет меньше, если государство поможет крупным банкам очистить свои балансы от «плохих» ссуд. В этом случае можно уже утверждать об относительной стабилизации в отечественной банковской системе. На наш взгляд, в последующем в казахстанской банковской системе произойдут значительные структурные изменения. В результате реализации постановления АФН РК о постепенном увеличении минимального размера капитала банков станет возможным сокращение количества отечественных банков за счет слияния, покупки иностранными банками и реорганизации в небанковские учреждения. Вероятно, появятся региональные банки, которые в республике отсутствуют.
Глава 4. Перспективы развития банковской системы Республики Казахстан
4.1 Банковский сектор в концепции развития финансового сектора
Республики Казахстан на 2007-2011 годы
Настоящая Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан разработана на 2007-2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.
Изложенные в рамках настоящей Концепции приоритеты государственной политики сформированы в соответствии со стратегической целью по вхождению Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».
В этой концепции большое внимание уделяется банковскому сектору, рассмотрим основные меры:
1. Либерализация доступа
иностранных банков на
Учитывая процессы глобализации, перспективу вхождения Республики Казахстан во ВТО представляется целесообразным продолжение работы по либерализации и повышению конкуренции в банковской системе.
Помимо уже снятых ограничений для деятельности банков с иностранным участием (в отношении совокупного уставного капитала банков с иностранным участием, состава Правления, требования по размещению средств во внутренние активы, а также персонала) предполагается рассмотреть возможность разрешения деятельности их филиалов на территории Казахстана при соблюдении переходного периода и условий, призванных обеспечить финансовую устойчивость страны.
2. Совершенствование
консолидированного надзора и
обеспечение прозрачности
В целях совершенствования консолидированного надзора и обеспечения прозрачности в банковском секторе будут усовершенствованы процедуры банковского надзора, направленные на обеспечение выполнения банками требований законодательства в части консолидированного надзора, структуры собственников, отношений с аффилированными лицами.
Информация о работе Банковская система Казахстана посткризисное развите