Банковская система Казахстана посткризисное развите

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или так называемого первого уровня, является Национальный банк.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

3. Принятие мер для  снижения банковских рисков, связанных  с ростом объемов кредитования недвижимости, экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также с развитием и расширением перечня банковских услуг

В целях оценки кредитных рисков банков второго уровня, а также  перечисленных выше рисков по мере необходимости и с учетом экономической  целесообразности будет совершенствоваться действующее банковское законодательство, особенно в части пруденциального регулирования и методики классификации активов банков второго уровня.

4. Совершенствование  банковского законодательства с  учетом международных стандартов

В целях приближения регулирования  банковского сектора Казахстана к международным стандартам, будет продолжена работа по осуществлению перехода банковской системы Казахстана на Новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору «Международная конвергенция расчета капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards) (Базель II). В среднесрочной перспективе будет проводиться работа по завершению перехода на Базель II, что предполагает осуществление ряда мер, в частности:

1) согласовать график перехода Агентства на Базель II с представителями Группы по внедрению Базеля II (Accord Implementation Group);

2) в целях широкого ознакомления  и большего понимания принципов  Базеля II разместить на официальном  сайте Агентства русскоязычный  вариант его текста;

3) направить соответствующие запросы  в надзорные органы стран об  их намерении и условиях по  переходу на Базель II;

4) рассмотреть целесообразность  использования отечественными банками  метода централизованных рейтингов.

Кроме того, будет продолжена работа по повышению требований к деятельности банков, дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в банках второго уровня с учетом международной практики.

5. Взаимодействие с  надзорными органами иностранных  государств для обмена надзорной информацией

В рамках мер по совершенствованию  банковского законодательства с  учетом международных стандартов, особенно в части осуществления перехода банковской системы Казахстана на Базель II предполагается ускорить работу по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации, которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в применении родительскими банками положений Базеля II, в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.

6. Совершенствование  развития системы обязательного  гарантирования депозитов

В целях соответствия казахстанской  системы гарантирования депозитов (далее - Система) лучшей международной практике необходимо осуществление следующих основных мер:

  • дальнейшее совершенствование Системы с учетом лучшего мирового опыта и рекомендаций Международной ассоциации систем страхования депозитов (IABI);
  • внедрение с 2007 года системы дифференцированных ставок обязательных календарных взносов для банков-участников Системы;
  • участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам проведения операций по одновременной передаче части обязательств и имущества принудительно ликвидируемого банка другому (другим) банку (банкам).

Будет изучена возможность использования  альтернативных путей фондирования Системы, в случае дефицита денежных средств для выплаты возмещения вкладчикам ликвидируемого банка в  виде перестрахования рисков за рубежом, либо использования кредитных деривативов.

7. Повышение эффективности  управления внешним заимствованием  банковского сектора страны

Принимая во внимание принятые в  текущем году косвенные меры по ограничению  внешних заимствований банков, основанные на изучении международной практики с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в перспективе, в рамках складывающейся ситуации, экономической целесообразности и влияния указанных мер на объемы внешнего заимствования банковского сектора, при необходимости, возможен пересмотр отдельных нормативов и лимитов в данном направлении в рамках совершенствования пруденциального регулирования деятельности

банков.

8. Совершенствование  финансовой статистики

Отсутствие статистики долгосрочного кредитования финансовым сектором экономики не позволяет произвести должную оценку инвестиционного u1082 кредитования банковской системой создания и модернизации основных средств промышленности, что, в свою очередь, требует

принятия соответствующих мер в данном направлении. [19]

 

4.2. Повышение стабильности  банковской системы Республики

Казахстана.

 

Банковская система  Республики Казахстан, как и любого другого государства, неизбежно  должна отличаться национальным своеобразием, особенностями, отражающими ее соответствие историческим традициям, текущим условиям и задачам экономики, потребностям обеспечения безопасности страны в широком смысле слова.

Разумно организованная банковская система должна быть рационально  ориентированной и по форме, и  по содержанию.

Конечной целью совершенствования  банковской системы Казахстана следует  считать улучшение показателей  ее эффективности, устойчивости и цивилизованности.

Существенно дополняющим  моментом успешного развития банковского  сектора РК, на мой взгляд, должен быть коренной пересмотр вопроса концепции денежно-кредитной политики (ДКП), государственного надзора и антимонопольного регулирования деятельности банков второго уровня. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие теоретические и практические вопросы.

Денежно-кредитная политика в настоящее время – одна из форм косвенного воздействия государства  на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на главные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х годов ХХ века, пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

В целом формирование денежно-кредитной политики в экономике Казахстана обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход. [20] 

Особенности экономической  политики государства в настоящий  период связаны с тем, что еще  не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства.

Так, создаваемая в Республике Казахстан кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений.

Деформированная казахстанская  банковская система, оторванная от производственного  сектора, не только не обеспечила каналы денежного регулирования экономики, но и сама переживает «тяжелые времена» вследствие проводимой макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.

Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан сегодня представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих  деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Из всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

          1.В Казахстане законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня, или так называемого первого уровня, является Национальный банк. На втором уровне банковской системы Казахстана находятся коммерческие банки и некоторые кредитные учреждения. Коммерческие банки, к настоящему времени в республике действуют 39 банков, являются многопрофильными кредитными учреждениями, выполняющими операции в различных секторах денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной системы;

2. Основной целью деятельности Национального Банка является обеспечение стабильности цен в республике, для достижения который НБРК решает следующие задачи:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
  • обеспечение функционирования платежных систем;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
  • содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

3. Основная составляющая банковского сектора страны — «большая тройка», включающая Казкоммерцбанк, ТуранАлем и Народный. Вторая группа объединяет средние банки, в основном обслуживающие крупные финансово-промышленные группы и занимающие рыночные позиции, оставшиеся от первой тройки. В категорию малых банков входят либо кредитные организации в стадии развития, либо те, кто обслуживает крайне ограниченный круг клиентов и не собирается его расширять;

4. Пакет антикризисных мер, предпринятых правительством и Нацбанком, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности банков и обеспечение устойчивости социально-экономического развития страны. Нацбанк проводил меры по обеспечению банков краткосрочной ликвидностью, а правительство выделяло средства на поддержку дольщиков, строительного сектора, сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса;

5. По посткризисному развитию были предприняты следующие меры: предусмотрено внедрение жестких ограничений деятельности финансовых банков, формирование «черных списков» банков, четкое распределение обязанностей, полномочий и ответственности менеджмента, налаживания механизма оперативного взаимодействия между подразделениями банка, обеспечения эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности, усовершенствования процедур применения банком стресстестинга и планирования экономического капитала.

В свою очередь из выводов вытекают следующие предложения:

1. Либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;

2. Совершенствование консолидированного надзора и обеспечение прозрачности национального банковского сектора для ускорения его вхождения на мировые рынки и активного международного сотрудничества;

3. Принятие мер для снижения банковских рисков, связанных с ростом объемов кредитования недвижимости, экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также с развитием и расширением перечня банковских услуг;

4. Совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов;

5. Взаимодействие с надзорными органами иностранных государств для обмена надзорной информацией;

6. Совершенствование развития системы обязательного гарантирования депозитов;

7. Повышение эффективности управления  внешним заимствованием банковского сектора страны;

8. Совершенствование финансовой  статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Мадиярова Д.М., Марчевский В.С. Основы современного банковского дела: Учебное пособие. – А: Экономика, 1997. – 136с.
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Уч./Под ред. Красавиной Л.Н. – 2-е изд. -М.: Финансы и Статистика, 2000.-608 с.
  3. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Валютные и финансовые операции. – М.: ЮНИТИ, 1998, 334 с.
  4. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов по специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Жукова Е.Ф. – М.:Банки и биржи, 1995. – 304 с.
  5. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. Р-н-Д: Феникс, 2005. – 288 с.
  6. Усов В.В. Деньги, денежное обращение. Инфляция: Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 1999.-544 с.
  7. Айешева Г.А., Султанова З.Х., Траисова Т.Н. Учебное пособие. Деньги, кредит, банки: теория и практика. 2008
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред.Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 – 479 с.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие/ Под ред. А.П.Ковалева. – Р-н-Д: Феникс, 2001. – 480с.
  10. Финансы, деньги, кредит. Учебник под ред.О.В.Соколовой.-М.:Юристъ, 2000. – 784с.
  11. Финансы и кредит / Ковалев А.П. и др: Под ред. Ковалева А.П. – Р-н-Д:Феникс, 2003. - 480с.
  12. Фридмен М. Если бы деньги заговорили…Общ.ред.М.К.Бункина., Пер. с англ. Л.С.Микша, А.М.Семенова.М.: Дело, 1999.-158с.

Информация о работе Банковская система Казахстана посткризисное развите