Шпаргалка по "Деньги, кредит, банк"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:00, шпаргалка

Краткое описание

от и до:
1.Необходимость и предпосылки возникновения денег
60. Международные денежно-кредитные институты, их место и роль в регулировании валютных отношений.

Файлы: 1 файл

ответы по Деньги кредит банк.docx

— 284.08 Кб (Скачать)

Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует  данную денежную систему. Рассмотрим принципы, по которым строится современная  денежная система рыночного типа.   
                Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. 
                  Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны. 
           Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др. 
           Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать. 
            Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется. 
             Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством. 
             Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов. 
            Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается. 
             Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.  
           Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. 

13. Современная денежная политика.

Невозможно  представить современный мир  без денег. Мы представляем деньги, как в осязаемом виде, так и  в форме некой информации. Деньги являются одной из самых важных составляющих любой экономической системы, позволяющей  ей функционировать.

Хорошо  отлаженная либо плохо работающая денежная система влияет на производственный       процесс, стимулируя ее стадии, позволяя в полной мере использовать трудовые ресурсы и производственную мощность либо становясь причиной падения  уровня доходов населения, производства и занятости. 
             В любом случае деньги, конечно же, играют важную роль в экономической жизни. Мы, несомненно, в этом убеждаемся когда нам предлагают выгодные банковские вклады, а когда их не хватает и все идет плохо. 

Именно поэтому главная задача теории денег состоит в предоставлении четкого разъяснения роли денег  в различных ситуациях. Это непросто. Указанная проблема очень сложна, но не менее важна, так как касается общих интересов.  Расширение объединенного спроса должно привести к преодолению спада. Изменение же ставок налогов и источников финансирования расходов правительства, а также оптимизация налогообложения, должно быть результатом изменения стадии циклов. В условиях, когда доходы низки, возникает спад, что ведет к дефициту бюджета. В данной ситуации государство должно финансировать бюджетный дефицит путём выпуска новых денег или займов у банков, что выражается в монетизации государственного долга, так как займы у народа в условиях спада невелики. Дефицит сохраняется и во время выхода из депрессии. В период постепенного роста доход может финансироваться за счет займов у населения, не связанных с увеличением количества денег. На сегодняшний день в нашей стране наблюдается неблагоприятная экономическая обстановка: переизбыток денег приводит к ощутимому росту инфляции. Существует неуравновешенность между спросом на деньги и их предложением, а следовательно, антиинфляционные меры государства не дают необходимых результатов, регулирование денежного оборота проводится неэффективно.

Необходимо  стабилизировать общий объем  денежной массы, так как ее увеличение провоцирует инфляцию, а уменьшение ведет к снижению устойчивости банковской системы. Несмотря на то, что денег в России много, их свободного обращения нет.

Исходя  из сказанного, необходимо сделать  вывод, что большое влияние на денежную массу оказывает ценовая политика, так как уровень цен связан со скоростью обращения и объемом денежной массы. 

Следовательно, денежную массу нужно координировать с объективным, физическим объемом ВВП, ценами и стоимостной структурой. Также необходимо скорректировать работу Центрального банка как одного из центральных органов, выполняющих функцию регулирования денежного оборота в государстве.

14. Инфляция. Причины возникновения инфляции. Формы проявления.

Термин  инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал  употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861- 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного   обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и  Франции. Широкое   распространение в экономической литературе   понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в  советской экономической литературе - с середины 20-х гг.

  Наиболее общее, традиционное  определение инфляции - переполнение  каналов обращения денежной массой  сверх  потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной  единицы и соответственно рост товарных цен.

В экономической науке различают  следующие причины инфляции:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
  4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Формы проявления инфляции:

  1. рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
  2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 10.03.2004 г. 1 долл. США был равен 28 руб. 51 коп.;
  3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

При инфляции снижается  объем производства, поскольку колебание  и рост цен делают неуверенным  и перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и  больше прибыль, а также легче  уклониться от налогообложения; расширяется  спекуляция в результате резкого  изменения цен; ограничиваются кредитные  операции, поскольку никто не верит  в долг; обесцениваются финансовые ресурсы государства. В то же время  возникает социальная напряженность  в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход  в ущерб наименее обеспеченным слоям  общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые  можно купить на номинальный доход), а, соответственно, и общий уровень  жизни населения, если номинальный  доход будет отставать от роста  цен. Особенно тяжела инфляция для лиц  с фиксированными доходами: пенсиями, пособиями, заработной платой госслужащих. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан. В  связи с этим, чтобы задержать  резкое падение жизненного уровня, государство осуществляет индексацию доходов, индексацию налоговых льгот.

15. Типы и виды инфляции

Типы инфляции определяются с точки зрения факторов производства. Существуют следующие  типы инфляции: инфляция спроса и издержек.

Инфляция спроса вызывается фактором превышением спроса над предложением. Превышение спроса над предложением ускоряет рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Это обусловливает следующий виток повышения спроса и т.п.

Инфляция издержек обусловлена ростом издержек производства: увеличиваются затраты на зарплату, на материалы, энергию и цены на товары, поддерживаемые последующим увеличением денежной массы к их возросшему уровню.

Виды инфляции зависят от темпов нарастания цен:

Ползучая (умеренная) - до 10% в год, соответствует нормальному развитию экономки и способствует эк. Росту

Галопирующая - темп роста до 50% в год, обусловлена резкими изменениями в объеме денежной массы и изменением внешних факторов.

Гиперинфляция - высокий темп роста цен от 50 % в месяц, кризис в экономике и сфере денежного обращения. 

16. Особенности  инфляции в России.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная  система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики.

В ходе трехлетнего развития экономики после либерализации  цен в России стало ясно, что  на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая  политика отдельного предприятия или  фирмы. Для этого необходима определенная среда – конкурентный и стабильный рынок.

В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический  кризис, приведший к гиперинфляции. Это было связано с тем, что  либерализация цен проходила  в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных  собственников. Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен  в отсутствии конкуренции и государственного регулирования повышал затраты  государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования.

Огромной проблемой для  экономики России при регулировании  инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной  экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных  кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований. 
 
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явилась дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько  связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в  России происходит не по причине излишка  денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами.

Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень  слабо отреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996г. наметились признаки стабилизации производства, сокращения потребительского спроса и  капитальных вложений.

Вместе с тем  существуют факторы, которые не позволят сохранить депрессивную стабилизацию. К ним относятся: нарастание бюджетного дефицита и слабая собираемость налогов, дальнейший рост неплатежей и задолженности  по заработной плате, возрастание сферы  использования денежных суррогатов, увеличение безработицы.

17. Регулирование  инфляции. Основные направления  антиинфляционной политики.

Регулирование инфляции. Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа - полное или частичное  преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нулификациеЙ, реставрацией, девальвацией, деноминацией) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию  экономики, направленных на борьбу с  инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банк"