Шпаргалка по "Деньги, кредит, банк"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:00, шпаргалка

Краткое описание

от и до:
1.Необходимость и предпосылки возникновения денег
60. Международные денежно-кредитные институты, их место и роль в регулировании валютных отношений.

Файлы: 1 файл

ответы по Деньги кредит банк.docx

— 284.08 Кб (Скачать)

Основной  документ валютного законодательства – закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10.12.2003г. с дополнениями и изменениями. Он защищает российский рубль в условиях параллельного обращения свободно-конвертируемой иностранной валюты. ЦБР издает обязательные к исполнению нормативные акты.

К банковским операциям с иностранной валютой  относятся:

· ведение  валютных счетов клиентуры;

· установление корреспондентских отношений с  российскими уполномоченными и  иностранными банками;

· международные  расчеты, связанные с экспортом  и импортом товаров и услуг;

· покупка  и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

· привлечение  и размещение валютных средств внутри РФ;

· кредитные  операции на международных денежных рынках;

· депозитные и конверсионные операции на международных  денежных рынках.

Коммерческие  банки могут осуществлять эти  операции только при наличии соответствующей  лицензии ЦБР: разовой, расширенной  и генеральной. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными.

Генеральная дает возможность банку осуществлять  валютные   операции  на территории РФ и за границей, расширенная разрешает поддерживать корреспондентские отношения не более чем с 6-ю иностранными банками. Разовая – разрешение на конкретную банковскую операцию.

Аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке: в  разрезе иностранных валют по номиналу и в рублевом эквиваленте  по текущему курсу ЦБР, при изменении  которого валютные статьи подлежат переоценке.

Каждому клиенту открываются в уполномоченном банке два параллельно существующих счета: транзитный и текущий. На транзитный зачисляются в полном объеме поступления  в иностранной валюте, на текущем  учитываются средства, оставшиеся в  распоряжении клиента после обязательной продажи валютной выручки.

Основная  задача управления валютными операциями банка это предоставление клиентам возможности конвертировать их активы из одной валюты в другую на условиях операций ”спот” или ”форвард”. Операция Спот – это покупка одной валюты на другую на текущих рыночных условиях. Расчеты по этим операциям осуществляются на ”кассовой” основе через два  рабочих дня после заключения сделок, причем оба платежа должны быть произведены одновременно

При операциях на ”форвардной” базе предусмотрена  поставка валюты на определенную дату в будущем.

Эти сделки осуществляются для хеджирования валютных рисков по коммерческим и  финансовым операциям. В отношении  депозитных операций на денежных рынках нередко совершаются  операции  ”своп”, представляющие собой покупку на условиях ”своп” с одновременной реализацией на условиях ”форвард” и наоборот.

Размещение  средств в инвалютные активы хеджируется  путем продажи соответствующей  валюты на срок, риски привлечения  инвалютных пассивов хеджируются форвардной покупкой соответствующей валюты.

Уполномоченные  банки имеют право покупать и  продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления  валютных операций с физическими  лицами (неторговые  операции ).

55. Валютное  регулирование и валютные ограничения

Основным  документом действующего в РФ валютного  законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле в РФ» от 10 декабря 2003 г. (с изменениями на 22 июля 2008 года).  
 
Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.[7]  
 
В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. 
 
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 
 
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 
 
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 
 
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 
 
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 
 
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. 
 
Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.  
 
Его основными направлениями являются:  
 
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;  
 
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;  
 
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;  
 
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.  
 
Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.  
 
Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.  
 
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.  
 
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:  
 
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;  
 
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;  
 
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.  
 
Исключительно органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:  
 
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;  
 
применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.  
 
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютного контроля требовать от проверяемых субъектов предоставления документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции.  
 
Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализуется через деятельность Департамента международного сотрудничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.  
 
Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ Федеральная таможенная служба России является органом валютного контроля. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными Федеральной таможенной службе России. В целях осуществления валютного контроля в структуре Федеральной таможенной службы России создаются специальные подразделения: а) в Федеральной таможенной службе России — Управление валютного контроля; б) в региональных таможенных управлениях — отделы валютного контроля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах — отделы таможенного оформления и таможенного контроля.[8]  
 
Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфина России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. № 120-П.  
 
Основными задачами Департамента валютного контроля являются: совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля; координация деятельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и проведения валютного контроля; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ.  
 
Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валютный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность); обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации; полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности. 
 
В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормотворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидентами (п. 2 ст. 9). 
 
Центральный банк РФ издает инструкции, положения и указания по отдельным направлениям валютного контроля. Объектами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обязательных платежей государству в иностранной валюте; перемещение российской и иностранной валюты и валютных ценностей через границу Российской Федерации. 
 
Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, которые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по результатам проведенных проверок направляют в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодательства главное территориальное управление Банка России принимает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного предприятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета соответствующего предприятия, а также местного органа исполнительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомления об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, которые были переведены в пользу предприятия после даты аннулирования разрешения последнего.

Основные  нормы валютного законодательства и валютные ограничения 
 
Рассмотрим основные валютные ограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами.  
 
В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства. 
 
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ»  (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно: 
 
-     операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; 
 
-     ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации; 
 
-     осуществление международных денежных переводов. 
 
Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы - чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.  
 
Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона также относятся к валютным операциям. Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.  
 
1. Расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях.  
 
2. При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.  
 
3. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами. Допускается использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами-резидентами в следующих случаях: между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте; при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.  
 
 
56. Лицензирование внешнеэкономической деятельности коммерческих банков.

Коммерческий  банк является созданным и приобретает  статус юридического лица после государственной  регистрации в Банке России. 
Для государственной регистрации кредитной организации 
и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы: 
заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществлениебанковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией; 
учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 
устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 
бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации; 
документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета; 
копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами налоговой службы выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами различных уровней за последние три года; 
документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 
анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения: 
о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; 
о наличии (отсутствии) судимости. 
проспект эмиссии акций, если банк создается в форме акционерного общества. 
Помимо этого перечня документов, необходимо представить сведения о наличии банковского помещения, его соответствии требованиям укрепленности и пожарной безопасности, план помещения, договор аренды и прочие документы, Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов.

На основании  указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых  сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более  чем пять рабочих дней со дня получения  необходимых сведений и документов вносит в единый государственный  реестр юридических лиц соответствующую  запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей  записи, сообщает об этом в Банк России. 
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет в Банкс России. 
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. 
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в России действует лицензионный порядок осуществления банковского дела. Банки вправе предоставлять банковские услуги на основании специального разрешения Банка России — лицензии. Банк России выдает кредитной организации лицензию на осуществлениебанковских операций после ее государственной регистрации и в трехдневный срок при предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала. Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в реестре выданных Банком России лицензий на осуществление банковских операций. Осуществлениебанковской деятельности без лицензии не допускается и влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Необходимость банковского лицензирования обусловлена: 
высоким риском осуществления банковских операций; 
влиянием банковского дела на платежеспособный спрос в экономике. 
В банковской лицензии содержится: 
перечень операций, который банк вправе осуществлять; 
валюта, в которой можно совершать банковские операции. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банк"