Потребительский кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития потребительского кредитования в Республике Беларусь и разработка перспектив его дальнейшего совершенствования (на материалах «Приорбанк» ОАО).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………7
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………7
1.2 ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…...12
1.3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..…………25
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ «ПРИОРБАНК» ОАО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………..32
2.1 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В «ПРИОРБАНК» ОАО……….32
2.2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В «ПРИОРБАНК» ОАО….43
2.3 ОЦЕНКА БАНКОМ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА………………………52
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………59
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………...59
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..83

Файлы: 1 файл

ПРИОРБАНК.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

– индексации платежа по займу в зависимости от изменения курса рубля к корзине валют;

– равномерного ежемесячного погашения суммы основного долга с выплатой фиксированного процента с оставшейся суммы долга с пересмотром самой суммы долга при изменении официального размера минимальной заработной платы;

– инструмента с регулируемой отсрочкой платежа [35, c. 43].

Преодолению трудностей, связанных с развитием ипотечного кредитования, поспособствует формирование структур, призванных целенаправленно решать задачи по развитию ипотечного рынка и нести ответственность за их решение, подобных Российскому Федеральному Агентству по ипотечному жилищному кредитованию.

Еще одним шагом на пути развития системы ипотечного кредитования в нашей стране может стать  разработка различных вариантов  централизованного субсидирования заемщиков. Один из вариантов – погашение части первоначального взноса. С одной стороны, это облегчает доступ к ипотечным кредитам менее обеспеченным слоям населения, а с другой – правительство, уменьшая долю заемщика в первоначальном платеже, одновременно увеличивает риск непогашения заемщиком кредита вследствие снижения для этого материальных стимулов.

В мировой практике доля заемщика в приобретенном жилье, составляющая 25–30% – проверенная и рассчитанная на основе многолетнего опыта работы на рынке ипотечного кредита цифра.

Возможно применение на рынке и такого способа, как погашение части долга заемщика в течение определенного (или всего) срока кредитования. Данная сумма вычисляется и закладывается в соответствующие статьи бюджета, субсидирующие ипотечное кредитование определенных категорий населения. Этот способ требует тщательного вычисления размеров государственных субсидий на основе определения категорий заемщиков, нуждающихся в государственной поддержке. В противном случае расходная часть бюджета окажется неоправданно преувеличенной [35, c. 44].

Создавая систему ипотечного кредитования с учетом различных  вариантов субсидирования, правительство  сможет на новом уровне решать острую социальную проблему обеспечения населения  жильем. Одним из элементов такой системы может стать гарантийная структура.

В обобщенном виде схема  последовательности действий выглядит так:

– Правительство создает гарантийный фонд для облигаций (долговых обязательств), эмитируемых банками – участниками проекта;

– создание системы ипотечного кредитования желательно осуществлять за счет средств населения и коммерческих структур, в том числе банков (целесообразно к этому привлечь и средства международных финансовых организаций);

– гарантийный фонд выдает гарантии по ценным бумагам, эмитируемым субъектами ипотечного рынка. Фонд создается для того, чтобы выкупить у банков – участников проекта выпущенные ими облигации в случае, если у банков нет возможности поддерживать их курс.

Расчет с банками  производится во всех случаях, когда  они решают воспользоваться правом продать фонду свои ценные бумаги, зафиксированные в соглашении. Банки – участники проекта выдают займы для финансирования производственных капитальных вложений жилищного строительства под залог недвижимости и эмитируют облигации для аккумулирования денежных средств на цели кредитования.

Когда по первоначально  выпущенным облигациям приблизится  срок погашения, банкам необходимо будет  либо увеличить срок действия этих облигаций, либо воспользоваться своим правом и продать их фонду. Последний выступает держателем облигаций до тех пор, пока они не будут погашены, либо, при наличии спроса на рынке, фонд сможет продать их по рыночной стоимости [35, c. 45].

Кроме того, он имеет право  выступать в роли перестраховочной компании по отношению к фирмам, страхующим отсутствие претензий на недвижимость – предмет ипотеки.

Фонд также может  выдавать гарантии погашения по ипотечным  облигациям;

– руководство Гарантийным фондом, его активами поручается агенту Правительства Республики Беларусь. Предпочтительная юридическая форма для данного агента может быть представлена в виде открытого акционерного общества, учреждаемого белорусскими финансовыми структурами под контролем Национального банка.

– состав банков – участников проекта следует определять на основе критериев, выработанных Мировым банком, а именно: минимальные требования к размеру капитала, среднему доходу на акцию, уровню ликвидности и т. д.

– долговые обязательства банков-участников должны иметь три уровня защиты: гарантию банка, предоставляющего кредит; весь объем прав по ипотечному кредиту и недвижимости, обеспечивающей эти права в качестве залога; гарантию Правительства.

Следует отметить, что  предлагаемая система объединения  
банков-участников обеспечит новую привлекательную форму сбережений для многих инвесторов. Она мобилизует сбережения инвесторов, имеющих целью долгосрочное инвестирование, обеспечит ликвидность для банков, заинтересованных в выдаче жилищных ипотечных кредитов. Кроме того, эта система станет стимулом для жилищной строительной индустрии и позволит улучшить жилищные условия населения [36, c. 46].

Разработка и реализация представленных выше программ позволит создать финансовую базу для ипотечного кредитования, повысить инвестиционную активность населения, у которого появится стимул для вложения своих финансовых и иных имущественных средств (например, старых квартир, находящихся в их собственности) в сферу жилищного строительства, что приведет к неизменному развитию системы ипотечного кредитования.

Беларусь последней  из стран Центральной и Восточной  Европы приступила с декабря 1997 года к организации обществ взаимного кредитования под эгидой проекта «Содействие созданию института кредитных союзов в Республике Беларусь» Программы развития ООН.

Постановлением Совета Министров от 21.12.1999 № 1972 «Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства» регламентирован порядок создания и деятельности обществ взаимного кредитования [24, c. 40].

Исходя из мирового опыта  развития кредитных кооперативов, успех  работы этого финансового института  достигается путем привлечения сбережений граждан и выдачи доступных ссуд. Наибольшую популярность кредитные кооперативы получили в небольших населенных пунктах, где ощущается нехватка банковских услуг и где есть необходимость получения быстрого небольшого потребительского займа без залога. Именно с целью быстрого займа на предприятиях в России стали создаваться кредитные потребительские кооперативы граждан. Преимущество создания кооператива из членов предприятия – в возможности получения возвратного займа из средств самого предприятия. Наличие кассы взаимопомощи является хорошим способом мотивации персонала. Но в отличие от кассы взаимопомощи кредитный кооператив – самостоятельная организация (юридическое лицо), официально и максимально прозрачно осуществляющая свою деятельность.

В отличие от России, Украины, Польши и других стран Восточной  Европы, где современная история  деятельности кредитных кооперативов насчитывает около 15 лет, в Беларуси такие финансовые институты находятся в стадии формирования. Основной вероятной причиной этого является отсутствие сплоченного движения, способного популяризировать идею кредитной кооперации, оказывать помощь и компетентные консультации инициативным группам по созданию и работе кооперативов, представлять интересы кредитных кооперативов как в своей стране, так и на международном уровне.

Другая причина связана  с особенностями белорусского законодательства, которое весьма изменчиво, противоречиво и жестко наказывает нарушителей, что уводит сферу микрозаймов граждан в тень.

В то же время нежелание чиновников увидеть полезность нового финансового института также является препятствием на пути создания. Их опасения связаны с таким явлением, как финансовые пирамиды, что вполне можно понять. В России в недавнем прошлом были зафиксированы некоторые случаи организации финансовых пирамид в форме кредитного потребительского кооператива [24, c. 41].

Развитие кредитных  союзов в Украине встретило поддержку  со стороны Национального банка, который утвердил «Типовой устав кредитного союза» в 1994 году, в то время как Закон «О кредитных союзах» был принят только в конце 2001 года. Особое внимание в соседнем государстве уделяется развитию кредитных союзов в сельской местности.

Закон Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации в Республике Беларусь» называет потребительский кооператив добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов. Данный закон предусматривает основные принципы создания и деятельности потребительского кооператива, которые соответствуют принципам кредитной кооперации. Закон разрешает привлекать заемные средства юридических лиц и граждан для достижения уставных целей. Основная цель кредитного кооператива – взаимопомощь посредством ссудосберегательной деятельности.

Прямого указания на занятие  такого рода деятельностью в законе нет, и возможно это только в том случае, если не запрещено законодательством Республики Беларусь [24, c. 42].

По своему характеру  деятельность кредитного кооператива  относится к финансовой. Поскольку  кооператив осуществляет такую банковскую операцию, как «размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности», это влечет за собой необходимость получения лицензии на осуществление банковских операций и выполнение других требований Национального банка Республики Беларусь для небанковских кредитно-финансовых организаций. Для развития кредитной кооперации это может стать непреодолимым препятствием. Выдача займов только из собственных средств повлечет за собой дефицит средств фонда финансовой взаимопомощи, и кредитные кооперативы повторят судьбу обществ взаимного кредитования.

Единственный выход в такой ситуации – осуществление вышеназванной банковской операции без извлечения прибыли. В этом случае деятельность кооператива не будет являться банковской. Операционные и прочие расходы в таком случае покрываются за счет членских взносов.

Существенным отличием кредитного кооператива от банка является и то, что кооператив привлекает денежные средства только своих членов в виде займов, а не вкладов и, соответственно, выдает членам займы, а не кредиты. Также кредитный кооператив ограничивает свою деятельность замкнутым кругом лиц, которые на общем собрании определяют политику организации, имеют право избирать и быть избранными в органы управления и контроля. В каждом члене кооператива соединяются собственник и управленец, должник и заимодавец.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность несколько потребительских кооперативов, основная задача которых – финансовая взаимопомощь. Деятельность их не систематизирована, они сталкиваются со многими проблемами.

Одна из проблем связана  с обязанностью удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог с сумм выдаваемых физическим лицам займов, “замораживая” таким образом 12% от портфеля выданных займов. Возврат средств из бюджета осуществляется после возврата займа членом кооператива, как правило, только по зачету налоговых обязательств. Мера эта нелогичная, поскольку доход у физического лица возникает не в момент получения займа, а в момент просрочки даты его возврата [24, c. 43].

В России в отношении  использования заемных (кредитных) средств физическими лицами введено понятие «материальная выгода», что подразумевает получение дохода от экономии на процентах при получении займа или кредита по ставке ниже 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент получения средств. Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» уводит получение заемных средств гражданами в тень.

Вторая проблема действующих кредитных кооперативов – лимит кассы. В соответствии с «Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными средствами», утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2003 № 57, лимит кассы не устанавливается для некоторых организаций, в том числе и для специализированных кооперативов. Их перечень строго определен Правилами, где упоминание о любых формах кредитных кооперативов отсутствует.

По словам руководства  потребительского кооператива обслуживающий  их банк берет проценты не только за снятие наличных на выдачу займа, но и  за зачисление денежных средств на расчетный счет.

Доказать, что операции «возврат займа членом кооператива» или «получение личных сбережений от члена кооператива» не являются выручкой от реализации услуг, а «возврат личных сбережений» и «выдача займа члену кооператива» не являются использованием этой выручки, оказалось непросто, поэтому банковское обслуживание первому кредитному кооперативу обходится недешево [24, c. 43].

Для дальнейшего цивилизованного  развития кредитных кооперативов в  нашей стране необходимо централизовать их деятельность посредством структуры, способной стандартизировать их работу, повысить образовательный уровень управляющих, обеспечить внешний аудит и мониторинг. В этой связи нужна поддержка Национального банка для разработки типового устава специализированного кредитного потребительского кооператива и единых особых финансовых нормативов.

Польза от развития альтернативного  банку источника финансирования очевидна: происходит формирование ответственности у граждан друг перед другом в небольших местных сообществах и подготовка будущих перспективных кредиторов для банков, повышается их финансовая грамотность.

Информация о работе Потребительский кредит