Потребительский кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития потребительского кредитования в Республике Беларусь и разработка перспектив его дальнейшего совершенствования (на материалах «Приорбанк» ОАО).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………7
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………7
1.2 ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…...12
1.3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..…………25
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ «ПРИОРБАНК» ОАО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………..32
2.1 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В «ПРИОРБАНК» ОАО……….32
2.2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В «ПРИОРБАНК» ОАО….43
2.3 ОЦЕНКА БАНКОМ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА………………………52
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………59
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………...59
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..83

Файлы: 1 файл

ПРИОРБАНК.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ         ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………7

    1. Понятие и сущность кредитования физических лиц…………………7
    2. Виды и принципы банковского кредитования физических лиц…...12
    3. Теоретические подходы к организации банковского кредитования физических лиц………………………………………………..…………25

2 АНАЛИЗ РАБОТЫ «ПРИОРБАНК» ОАО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………..32

    1. Анализ кредитования физических лиц в «Приорбанк» ОАО……….32
    2. Оценка организации кредитного процесса в «Приорбанк» ОАО….43
    3. Оценка банком кредитоспособности клиента………………………52

3 ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ…………………………………………59

    1. Проблемы и пути совершенствования кредитования физических лиц………………………………………………………………………...59
    2. Рекомендации по развитию потребительского кредитования в Республике Беларусь……………………………………………………70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..83

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...86

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторически сложилось так, что основная функция банков – мобилизация ресурсов и их дальнейшее размещение. Состав и структура активов современного банка весьма мобильны и изменчивы. Это связано с появлением новых финансовых инструментов, развитием финансовых рынков, вследствие чего банк расширяет перечень проводимых операций, которые различны по трудоемкости, прибыльности и степени риска.

Однако, несмотря на появление разнообразных функциональных обязанностей банков в области обслуживания клиентов, кредитование текущей деятельности клиентов по-прежнему остается традиционным банковским активом, приносящим основную часть доходов.

Розничное кредитование на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений деятельности коммерческих банков Республики Беларусь.

Главный отличительный признак этой формы кредита – целевая форма кредитования физических лиц. Целью является удовлетворение потребительских нужд населения – для приобретения земельных участков, жилья, дач, автомобилей, товаров длительного пользования. Предоставляется под ипотеку (закладную) земельных участков, жилья, залог автомобиля, ценных бумаг, поручительство третьих лиц.

В роли кредитора могут выступать как специализированные финансово-кредитные организации и банки, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг.

В денежной форме предоставляется банковский кредит физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и прочего, в товарной – в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа.

В современной Беларуси получил распространение потребительский кредит в денежной форме, который охватывает такие сферы, как приобретение (строительство) жилья, приобретение бытовой техники, покупку автомобиля. В связи с переходом банковской системы Республики Беларусь на качественно новый уровень вопрос улучшения методологии и практической организации кредитования текущей деятельности рассматривается и изучается каждым банком.

Банк заинтересован, чтобы в условиях ожесточенной конкуренции организация кредитования текущей деятельности была поставлена на высоком уровне. Для этого работникам кредитного отдела необходимо не только детально изучать связанные с данным вопросом теоретические аспекты, но и постоянно совершенствовать свои практические навыки, использовать методы кредитования, применяемые иностранными банками, разрабатывать самостоятельные программы, направленные на достижение высоких результатов в области кредитной работы.

Такой банк сможет привлечь большее количество солидных клиентов, увеличить обороты по ссудным операциям, а, значит, и получить больше доходов. Это, в свою очередь, позволит банку повысить рейтинг и, в конечном итоге, занять достойное место на рынке банковских услуг. Всем вышеизложенным обусловлена актуальность темы дипломной работы.

Цель данной работы – анализ развития потребительского кредитования в Республике Беларусь и разработка перспектив его дальнейшего совершенствования (на материалах «Приорбанк» ОАО).

Задачи дипломной работы:

– охарактеризовать теоретические аспекты развития потребительского кредитования в Республике Беларусь;

– проанализировать деятельность «Приорбанк» ОАО на рынке потребительского кредитования в современных условиях;

– предложить механизмы совершенствования потребительского кредитования в Республике Беларусь.

Предмет дипломной работы – потребительское кредитование как экономическое явление в Республике Беларусь.

Объект дипломной работы – «Приорбанк» ОАО.

Чтобы получить глубокое и полное представление  об изучаемой теме, предполагается рассмотреть основные теоретические положения, методы и организационные вопросы кредитования заемщиков, с использованием практического материала проанализировать деятельность конкретного банка в этой области, также дать оценку существующим проблемам и предложить пути их решения.

Информационной базой проведения исследования выступили учебно-методические пособия и монографии различных белорусских и зарубежных авторов, статьи периодических изданий, материалы официальных сайтов коммерческих банков и Национального банка Республики Беларусь.

В качестве источника  экономической информации использован практический материал «Приорбанк» ОАО.

                   

                           1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие и сущность кредитования физических лиц

Кредитование физических лиц исторически возникло вначале развития кредитных отношений, когда у одних субъектов ощущался избыток предметов потребления, у других возникала потребность во временном их использовании. Со временем данная форма стала распространенной и в современном хозяйстве, позволяя субъектам ускорить удовлетворение потребностей населения, прежде всего в товарах длительного пользования.

Кредитование физических лиц – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и прочее) [6, с.41].

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления. Потребительский кредит служит средством удовлетворения потребительских нужд населения. Он дает возможность населению приобретать, например, относительно дорогостоящие товары, для полной оплаты которых у части покупателей не достает средств. Либо процесс накопления средств на покупку товаров растянулся бы на длительное время. Поэтому этот вид кредита ускоряет получение определенных благ, увеличивает платежеспособный спрос населения, повышает его жизненный уровень. Одновременно и ускоряет реализацию продукции, кругооборот капитала.

Потребительский кредит регулируется со стороны государства более тщательно, чем другие формы кредита, так как он связан с потребностями населения, регулированием его уровня жизни. Регулирование осуществляется как на уровне выдачи кредита, так и на уровне его использования и выражается либо в поощрении кредитования конечного потребителя через низкую процентную ставку, приемлемый срок кредита, либо в ужесточении режима кредитования.

В отличие от других кредитов, объектом кредитования физических лиц (потребительского кредита) могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования.

Субъектами кредита, с  одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны – физические лица (заемщики).

При выдаче потребительского кредита между заемщиком и  кредитором заключается договор, где  определяются такие условия как: объект кредита, его сумма, срок, процент, гарантия погашения, ответственность сторон. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа [37, c.174].

Ссуда при потребительском кредите – это капитал только для кредитора. Заемщик ее использует не как капитал. Поэтому источником возврата кредита и уплаты процента является доход от трудовой деятельности заемщика.

Процент по потребительским ссудам выше, чем банковский процент, что объясняется большим риском и высокими издержками, связанными с изучением платежеспособности такого рода заемщиков.

Доход кредиторов от потребительского кредита, как правило, небольшой, поскольку предоставляются мелкие суммы, но при этом банк должен иметь соответствующее техническое, нормативное обеспечение, дополнительный штат служащих. Хотя эти факторы действительно влияют на уровень процента, главная причина высокого его уровня кроется в использовании банками их монопольного положения в качестве кредиторов.

Потребительский кредит распространен в странах, имеющих  
насыщенные товарные и финансовые рынки, потому владельцы денежных и товарных капиталов готовы реализовывать их таким способом. В экономически развитых странах потребительский кредит охватывает практически все слои работающего населения (прежде всего через систему кредитных карточек).

Специфика и отличия потребительского кредита от банковского и коммерческого кредитов состоят в следующем:

– небольшие размеры данного кредита;

– установление кредитором максимально возможной суммы кредита;

– специфические критерии оценки кредитоспособности заемщика;

– заемщики предоставляют иную документацию;

– предусматривается срок, освоения денежного кредита (т.е. время, в течение которого заемщик обязан осуществить покупку);

– объект кредитования выступает в качестве залога;

– обязательное страхование жизни и здоровья заемщика на срок кредита [12, c.481].

Главный отличительный признак этой формы кредита – целевая форма кредитования физических лиц. Целью является удовлетворение потребительских нужд населения – для приобретения земельных участков, жилья, дач, автомобилей, товаров длительного пользования. Предоставляется под ипотеку (закладную) земельных участков, жилья, залог автомобиля, ценных бумаг, поручительство третьих лиц [3, с. 281].

Потребительский кредит в бывшем Советском Союзе стал быстро развиваться лишь с начала 60-х годов, поскольку именно в эти годы была разрешена продажа в рассрочку ряда промышленных товаров потребительского назначения и расширены возможности строительства жилья через жилищно-строительные кооперативы.

Использование потребительского кредита на покупку товаров дает возможность в определенной мере избежать затоваривания по изделиям, спрос на которые отстает от предложения, т.е. ускорить оборачиваемость товарных запасов. Тем самым торговые предприятия и организации сокращают издержки обращения, связанные с хранением товаров, их подработкой и передвижением. Это особенно важно при реализации технически сложных товаров народного потребления длительного пользования, требующих больших площадей, а также специального хранения. Фактически потребительский кредит расширяет платежеспособный спрос населения.

Коммерческие банки  могут выдавать потребительские  кредиты непосредственно заемщикам, которые обращаются в банк за ссудой, или приобретать обязательства потребителей у розничных торговцев, которые продали товары потребителям или обслуживают их. В данном случае покупатель вначале приобретает вещь, а затем оформляет финансовое обязательство. Такая практика поддерживается розничными торговцами, которые с целью увеличения товарооборота предлагают товары в кредит. Для покрытия же дебиторской задолженности по предоставленному ими кредиту они впоследствии обращаются за кредитами в банковские учреждения  
[37, c.178].

Значение потребительского кредита в реализации продукции  потребительского назначения и потребительских услуг пока еще не столь велико, как роль банковского и коммерческого кредитов в движении инвестиционного спроса. Тем не менее, потребительский кредит в промышленно развитых странах является одним из основных видов кредитных отношений между предпринимателями (торговлей) и населением.

До конца 50-х – начала 60-х годов XX столетия потребительский кредит предоставлялся исключительно на покупку товаров длительного пользования (холодильники, телевизоры, транспортные средства и прочего). В последующем сфера потребительского кредита стала расширяться за счет  
товаров повседневного спроса (одежда, обувь и продовольственные товары).

Одной из причин роста  потребительского кредита в индустриально развитых странах является значительное расширение организаций-кредиторов. Если раньше кредит потребителям предоставлялся непосредственно торговыми фирмами, то уже, например, в 80-е годы XX столетия капиталы в эту сферу поступали от государственных и частных банковских учреждений, сберегательных касс и специально создаваемых для целей потребительского кредита финансовых учреждений [37, c.179].

Информация о работе Потребительский кредит