.Основные понятия использования пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Оглавление

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Вторым  стратегическим направлением карточных  «игр» стало распространение так называемых коалиционных проектов (кобрендинг), позволяющих соединить усилия банка и нескольких торгующих организаций и обеспечить тем самым расширение бонусных предложений. «Кобрендинг позволяет получить лояльную бренду аудиторию - это интересно и ритейлерам, и банкирам», - полагает Николай Корчагин. По его мнению, следует ожидать роста этого сегмента рынка.

«Кобрендинговые карты – это бизнес, который  будет развиваться параллельно  росту популярности пластиковых  карт, - констатирует Эмиль Юсупов из Абсолют Банка. - В конкурентной борьбе, наряду с условиями кредитования, важное место занимают качество предлагаемого сервиса и разнообразие дополнительных услуг. Одним из конкурентных преимуществ и может стать наличие у банка интересных клиенту кобрендинговых программ».  

Что касается основных брендов карточного рынка, то, по оценке специалистов, в России ими по-прежнему останется две  международные платежные системы - MasterCard и VISA. Многие аналитики полагают, что их доминирование усилится, и попытки создать альтернативные карточные бренды постепенно сойдут на нет. В то же время доля кобрендинга будет увеличиваться.

Согласно  оценке аналитиков компании J’son & Partners, в 2010 году количество банковских карт, эмитированных в России, превысило 105 млн. штук, а в 2011 году достигнет 120 миллионов – то есть примерно две карты на каждого работающего жителя.

Однако  стимулом к использованию пластиковых  карт в России будет сочетание  двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий  и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Заключение

В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения  и в последние годы приобрел все  черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

Согласно  данным ЦБ об операциях с картами, эмитированными российскими банками, по итогам 2010 года число банковских карт в России составило 125,8 млн штук. При этом в прошлом году было выпущено 4,7 млн карт, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В последующие годы объем эмиссии карт был существенно выше: так, в 2010 году банки выпустили 15,7 млн, в 2009 году — 20,1 млн, в 2008 году — 26,6 млн карт.

Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и  цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие  инфраструктуры рынка пластиковых  карт России  отстает от темпов выпуска  банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать  договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

В качестве одной из мер, способной сделать  карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения  денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.

Большинство карточек, эмитируемых в нашей  стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).

На российском рынке продвижение карт встретилось  с рядом трудностей: низкий уровень  доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.

При всех новых идеях и технологиях  рынок пластиковых карт не будет  стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в  стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.

Список  литературы

1.Гражданский  кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. - 560 с.

2.Федеральный  Закон «О банках и банковской  деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (в последней редакции от 28.02.2009 № 28-ФЗ).

3.Федеральный  Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.1990 № 394-1 (в последней редакции ФЗ от 21.03.2002 № 31 - ФЗ).

4.Положение  ЦБ РФ «О порядке эмиссии  кредитными организациями банковских  карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред.28.04.2004 № 1426-У).

5. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 576 с.: ил.

6.Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии, 2004, № 2, с. 28-29.

7.Макарова Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2005 . - 37 с.

8.Пискуровский Г. Чего не хватает российским картам // Известия, 2008, № 75 (259 13), с. 9.

9.Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2004. - 312 с.: 20 с. вкл.

10.Спиранов И. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими картами // Банки и технологии, 2005, № 3, с. 34-36.

11.  Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2009

12.  III Международная практическая конференция «Банковские карты – эффективный бизнес», 13-15 апреля 2008 год, Москва, Россия

13.  ПЛАС: платежи, системы, карточки// инфорационно-аналитический журнал, №2(142) март 2009 год

13.http://www.alfa-bank.ru/cards/services

14.http://www.fn.nn.ru/card/vid/korona.htm

15.http://www.fn.nn.ru/card/vid/stb.htm

16.http://www.fn.nn.ru/card/vid/uc.htm

17.  http://www.credcard.ru информационный сайт о кредитных картах в России 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. «Отдельные показатели, характеризующие операции с использованием банковских карт 2008-2010гг.»

  Физические  лица
количество

эмитированных

банковских  карт,

тыс. единиц

количество

банковских  карт

в использовании,

тыс. единиц

общий объем операций

с использованием

банковских  карт,

млн. рублей

в том числе:
по  получению

наличных  денег,

млн. рублей

по  оплате товаров

(работ,  услуг),

млн. рублей

прочие  операции,

млн. рублей

2008 119 019          - 9 000 697 8 072 915 802 088 125 694
2009 125 787 - 9 715 631 8 652 721 877 247 185 663
2010 144 112 78 665 12 597 106 10 890 851 1 346 157 360 098
2008
I квартал 106 986 51 318 1 841 209 1 653 463 175 508 12 238
II квартал      111 504 52 263 2 151 946 1 943 971 188 101 19 874
III квартал  118 321          56 303 2 397 782 2 120 573 223 594 53 615
 IV квартал      119 019 57 748 2 609 760 2 354 908 214 885 39 967
2009
I квартал 121 729 58 635 2 103 614 1 869 941 199 289 34 384
II квартал 121 379 58 809 2 321 669 2 082 664 200 422 38 583
III квартал 121 359 59 615 2 493 377
    2 218 542
224 540 50 295
IV квартал 125 787 63 897 2 796 969
    2 481 573
252 995 62 401
2010
I квартал 128 620 64 341 2 555 974 2 220 878 273 360 61 736
II квартал 133 329 71 597 2 997 609 2 623 065 296 832 77 712
III квартал 137 464 72 283 3 256 663 2 817 723 344 066 94 874
IV квартал 144 112 78 665 3 786 860 3 229 185 431 899 125 776


Информация о работе .Основные понятия использования пластиковых карт