.Основные понятия использования пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Оглавление

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

По-прежнему самой большой банкоматной сетью  располагает Сбербанк(17,5 тыс. устройств). В тоже время банки первой десятки  имеют банкоматы сети с более  чем 1 тыс. устройств.

2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»

ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших банков России, предлагающий универсальную  линейку продуктов и услуг  как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц.

Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. Кредитование и лизинг малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка во многих регионах страны.

Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах МДМ Банк является лидером по этим направлениям

Банк  является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем.

ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных  систем: Visa international; MasterCard Worldwide российской платежной системы «Золотая Корона».

В рамках платежных систем банк выпускает следующие типы карт:

1) в рамках платежной системы Visa international: Visa Electron;Visa Classic; Visa Gold; Visa Business; Visa Platinum; Visa Infinite; Visa Classic, Platinum.

2) в рамках платежной системы MasterCard Worldwide: MasterCard Maestro; MasterCard Standart; MasterCard Gold; MasterCard Unembossed.

3) в  рамках платежной системы «Золотая  Корона» выпускаются чиповые  карты трех дизайнов.

По типам  продукта пластиковые карты ОАО  «МДМ Банк» делятся на:

- дебетовые:

а) индивидуальные;

б) пенсионные;

в) зарплатные;

- кредитные:

- индивидуальные  персонифицированные;

- неперсонифицированнные.

С 2006 года Банк самостоятельно выпускает и  обслуживает свои карты.

Таблица 2.9 «Динамика выпуска пластиковых карт ОАО«МДМ Банк» с 2008–2010 гг.

Показатель На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2

 

Рисунок 2.10 – Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк» с 2008–2010 гг.

Соотношения по типам платежных систем в 2009 году составили: 71% Visa; 22% - MasterCard; 7% - «Золотая Корона» в 2010 году представлено на рис. 2.12.

Рисунок 2.13. Соотношение платежных систем в выпущенных картах ОАО «МДМ Банк» в 2010г.

Соотношение дебетовых и кредитных карт за период 2008 – 2010 гг. существенно изменилось (табл. 2.11и на рис. 2.13). В 2009-2010 гг. упор значительно увеличился на дебетовые карты.

Таблица 2.3 «Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк»

Показатель На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2
Кредитных карт 365,2 113,2 173,8
Дебетовых карт 239,7 209 272,4

Процентное  соотношение представлено на рисунках 2.14– 2.15.

Рисунок 2.14 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2008 г.

В 2008 году объем выпуска кредитных карт на 20,8% выше дебетовых..

Рисунок 2.15 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2009 г.

В 2009 году объем выпуска кредитных карт увеличился на 4,47%; на 29,74% превышал объем выпуска кредитных карт.

Рисунок 2.16 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2010 г.

В 2010 году объем выпуска кредитных карт снизился на 5,65%; на 19,09% превышал объем выпуска кредитных карт.

Таким образом, наблюдается тенденция  резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%) . Данная динамика связана с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2010 году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%. 

 
 

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

3.1. Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

Проблема  конкуренции, прежде всего в рыночной экономике, выступает в качестве одного из глобальных вопросов экономической теории. Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно возрастает. В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Цель каждого банка — чтобы клиент выбрал и приобрел именно его конкретную услугу.

В области  совершенствования деятельности ОАО  «МДМ Банк» на рынке карточных  продуктов перед руководством ОАО  «МДМ Банк» ставятся следующие задачи:

-     привлечение и открытие новых карточных счетов;

-     расширение сети торговых точек, принимающих карточки банка;

-    разработка общих правил операций и предотвращений подделок и мошенничества;

-   разработка дополнительных услуг для привлечения к своим карточным программам новых участников.

В качестве инструмента реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» будет выбрано создание программы по повышению кредитоспособности кредитных карт банка. Причинами выбора именно этого инструмента являются:

1)     возможность привлечения новых платежеспособных клиентов;

2)     увеличение степени лояльности клиентов;

3)     возможность повышения уровня деловой репутации банка;

4)     возможность повышения показателей эффективности работы банка.

Цель  создания программы продвижения  карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» следует обозначить как формирование положительной репутации ОАО «МДМ Банк» на рынке кредитных карточных продуктов, а также привлечение дополнительного числа клиентов. Результатом реализации проекта будет являться создание программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».

Основными этапами разработки проекта будут  являться:

1)    Анализ существующих на рынке банковских услуг России кредитных организаций, занимающихся разработкой и продажей карточных проектов;

2)     Формирование перечня мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

3)     Формирование бюджета мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

4)    Определение ответственных за проведение мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

5)    Непосредственное проведение соответствующих мероприятий;

6) Оценка эффективности разработанной программы повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» с точки зрения качественных и количественных показателей.

Одним из направлений увеличения конкурентоспособности  карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» является совершенствование  политики ценовой и неценовой  конкуренции. Ценовая политика осуществляется путем изменения цен. Неценовая основана на улучшении качественных характеристик продукта и проведении целенаправленной политики его дифференциации (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Мероприятиями ОАО «МДМ Банк» при проведении ценовой конкуренции могут быть:

-      ускоренная подготовка к предоставлению новых услуг при одновременном снижении их себестоимости;

-     контроль над большим количеством рыночных сегментов или клиентов;

-      быстрота и доступность приобретения услуги, сопутствующего ей сервиса, оказание каких — то дополнительных услуг или консультаций;

-     сокращение жизненного цикла конкретных услуг.

В рамках повышения преимуществ карточных  продуктов ОАО «МДМ Банк» в  данной области рекомендуется придерживаться политики предоставления льгот и  бонусов постоянным клиентам, таких как:

-   упрощенная система подачи документов для клиентов, имеющих положительную кредитную историю;

-      выдача постоянным клиентам с высоким кредитным рейтингом бесплатных именных карт;

-      проведение переговоров с ФГУП «Почта России» о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии за счет увеличение объема привлеченных клиентов;

-      проведение почтовых рассылок кредитных карт для клиентов ОАО «МДМ Банк» с положительной кредитной историей.

Кредитный лимит по карте зависит от суммы  предыдущего кредита клиента  в ОАО «МДМ Банк», условия кредитования аналогичны продукту «Кредитная карта Visa» ОАО «МДМ Банк». Кредит по карте является револьверным. Это мероприятие позволяет клиенту пользоваться лимитом, расходуя средства Банка и внося собственные средства в удобном для себя режиме. В конце каждого месяца гасится 10% основной задолженности, а также выплачиваются Банку проценты за пользование кредитом. После внесения очередного платежа кредитный лимит восстанавливается, и можно продолжать пользоваться средствами Банка. Вносить ежемесячные платежи за пользование кредитным лимитом можно в любом из дополнительных офисов банка либо через Cash-In. Карту можно бесплатно активировать до определенной даты, а деньги, находящиеся на ней, предоставляются в «револьверный» кредит.

Неценовая банковская конкуренция связана с изменениями качества услуг. Поэтому очень важно определение критериев качества банковского продукта. В этом направлении для ОАО «МДМ Банк» необходимо:

-      увеличение скорости обслуживания клиентов;

-      поддержание высокого уровня своевременности осуществления операций;

-      увеличения времени доступа клиента в банк - часы работы банка;

-      качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер).

-      уровень качества банковских услуг.

 Одним  из выходов в проблеме образования  очередей может стать организация  зала обслуживания для клиентов, в котором клиенты могли бы  осуществлять регистрацию и спокойно  ожидать своей очереди на удобных диванах, а не стоять в очередях. Другой метод состоит в том, чтобы постараться достичь высокой компетенции банка в области кредитования населения на рынке банковских карточных продуктов. Выраженная компетенция имеет место тогда, когда банк в области разработки банковского продукта или его распространении делает что-то лучше, чем его конкуренты. Это позволяет ему привлекать новых и сохранять прежних клиентов. Также для повышения конкурентоспособности в неценовом аспекте можно выделить такие мероприятия как:

-      увеличение количества банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств, для гашения кредитов);

-      постоянная модификация, совершенствование существующих карточных продуктов, а также разработка новых карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка. Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, необходима разработка дифференцированных кредитных карточных продуктов, например, целевой клиентуры (массовые и индивидуальные ВИП - кредиты;

-      разработка и постоянная корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися рыночными условиями;

-      разработка совместных программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению (такими, как авиакомпании);

-      проведение акций продвижения продуктов;

-      реклама в средствах массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;

-      проведение почтовых рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов с праздниками.

Информация о работе .Основные понятия использования пластиковых карт