Организация вексельного обращения в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

С Сегодня российская экономика переживает момент, когда вексельное обращение, еще вчера бывшее экзотической инновацией, вдруг вышло на авансцену. Принимаются правительственные решения по внедрению вексельной формы расчетов, оживляется интерес к этой ценной бумаге среди коммерческих структур [45].
Эффективность деятельности банка как финансового института во многом зависит от соответствия применяемых им механизмов совершения платежей требованиям современного розничного рынка. Выделяются две формы совершения расчетных операций: налично-денежную и безналичную.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА 10
1.1. Возникновение вексельного права 10
1.2. Развитие вексельного права в России 11
1.3. Понятие векселя 12
1.4. Составление векселя 14
1.5. Передача векселя (индоссамент) 16
1.6. Аваль 16
1.7. Акцепт переводного векселя 17
1.8. Протест векселя 18
1.9. Значение вексельного обращения 18
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 20
2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования
применения векселя в России. 20
2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов 24
2.3. Переучет векселей в Центральном Банке 31
3. ОПЕРАЦИИ БАНКА С ВЕКСЕЛЯМИ 35
3.1. Учет векселей 35
3.2. Ссуды по специальному ссудному счету, обеспеченному векселями 40
3.3. Инкассирование векселей 42
3.4. Домициляция векселей 43
3.5. Бухгалтерский учет операций с векселями в банке 43
3.6. Принципы проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по
учету векселей 48
3.7. Отражение в бухгалтерском учете на предприятиях операций, связанных с
обращением векселей 49
3.8. Налогообложение операций с векселями 52
3.8.1. Налог на добавленную стоимость 52
3.8.2. Налог на прибыль 53
3.8.3. Налог на операции с ценными бумагами 53
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 54
4.1. Операции банков по обслуживанию вексельного обращения 54
4.1.1. Инкассирование векселей коммерческими банками 54
4.1.2. Домициляция векселей 55
4.1.3. Гарантийные операции банков по векселям 55
4.2. Учет векселей коммерческим банком 56
4.3. Кредитные операции коммерческого банка с использованием векселей
57
4.3.1. Предъявительские кредиты 57
4.3.2. Векселедательские кредиты 58
4.4. Эмиссия векселей коммерческим банком 59
4.5. Пример организации вексельного обращения в АКБ “Спиритбанк” 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 66

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 150.86 Кб (Скачать)

простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном  носителе).

Вместе с  тем  Постановлением  Федеральной  комиссии  по  ценным  бумагам  и

фондовому рынку при Правительстве  Российской  Федерации  от  21  марта  1996

года № 5 “Об утверждении  положения  об  обращении  бездокументарных  простых

векселей на основе  учета  прав  их  держателей,  положения  о  сертификации

операторов системы обращения  бездокументарных  простых  векселей,  стандарта

деятельности   участников   системы   обращения   бездокументарных   простых

векселей” вводилось понятие  и стандарт “бездокументарного векселя”, то  есть

векселя, исполненного не на бумажном носителе, а  в  электронном  виде.  При

этом  для  придания  постановлению  вида  законного  нормативного   акта   в

преамбуле  постановления  была  сделана  ссылка  на  то,   что   возможность

существования  бездокументарных  векселей  вытекает  из   требований   Указа

Президента Российской Федерации  от 4 ноября 1994 года №  2063  “О  мерах  по

государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации”  и

в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального  закона  от  30  ноября

1994 года № 52-ФЗ “О  введении в действие части  первой  Гражданского  кодекса

Российской  Федерации”.  В  качестве  цели  введения  таких  векселей   было

провозглашено  разрешение  проблемы  взаимных  неплатежей  между  субъектами

предпринимательской деятельности.

      При   этом  нормативные  документы,  на  которые  делались  ссылки,  не

цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована.  Тем  не  менее,  в

Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных  бумагах,  но  говорится

лишь о правах ФКЦБ (в  том числе  и  о  праве  ФКЦБ  разрабатывать  стандарты

ценных бумаг), а часть  вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит  лишь  о  том,

что нормативные акты, изданные до введения в действие части  первой  ГК  РФ,

продолжают действовать  до принятия соответствующих законов.  Статья  149  ГК

РФ предусматривает возможность  существования бездокументарных ценных  бумаг,

в том  числе  и  ордерных  (разновидностью  которых является  вексель),  но

оговаривают эту возможность  действием закона.  Таким  образом,  налицо  было

явное смещение понятий —  до введения первой  части  ГК  РФ  закона  и  указа

Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а  право  ФКЦБ

устанавливать стандарты  таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.

      Первым  в ситуации разобрался Центральный  банк РФ. Уже 5 июля 1996 года

телеграммой № 99-96 ЦБ  РФ  сообщил,  что  постановление  ФКЦБ  противоречит

Единообразному  закону  и  запретил  кредитным  учреждениям  обязываться  по

бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.

      Тем не  менее, официально постановление  ФКЦБ не отменено.

      Далее, статьей  2 Закона о векселе определен  круг  лиц,  которые  могут

использовать векселя. К  их  числу  относятся  граждане  и  юридические  лица

Российской Федерации. Для  самой Российской Федерации,  субъектов  Российской

Федерации,  городских,   сельских,   поселковых   и   других   муниципальных

образований предусмотрено  ограничение, заключающееся в том,  что  они  имеют

право обязываться по вексель  только в  случаях,  специально  предусмотренных

федеральным законом. При  этом  не  имеется  в  виду  конкретный  закон,  но

единственно  требованиями  Положения  о   переводном   и   простом   векселе

пользоваться нельзя. По состоянию на начало  1998  года  в  развитие  данной

статьи федеральных законов  не принималось.

      Следовательно,  если  одним  из  одним  из   перечисленных   субъектов

хозяйственных  отношений  предъявляется  в  качестве   платежного   средства

вексель,  датированный  позднее  21  марта  1997  года  (даты   официального

вступления в силу Закона  о  векселе),  данная  операция  должна  однозначно

расцениваться как незаконная.

      Ряд статей  Женевской Конвенции от 7  июня  1930  года  предусматривает

прямую   обязанность   национальных   законодателей    развития    положений

Единообразного закона. Эти  положения касаются в частности  несостоятельности

плательщика и векселедателя  как  условия,  при  котором  возможно  обращение

иска против обязанных  лиц. Вместе с  тем   в  вексельном  праве  РФ  понятие

несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос:  считается

вексельное право в  стране действующим  и не  противоречащим  Единообразному

закону,  если  в  национальном   законодательстве   не   отражены   позиции,

обязательные к отражению  в соответствии со статьями 10 и 17 приложения  №  2

Женевской Конвенции.

      Еще один  пробел в законодательстве связан  с взиманием гербового  сбора

с   векселей.   Одновременно   с   Женевской   Конвенцией,   устанавливающей

Единообразный закон о  переводном и простом  векселях,  в  Женеве  в  тот  же

день, 7 июня 1930 года, была принята  Конвенция о гербовом сборе в  отношении

переводных  и  простых  векселей,  статья  1  которой  предусматривает,  что

страны,  присоединившиеся  к  Конвенции  о  переводном  и  простом  векселе,

обязаны изменить свои законы в том смысле, что  действенность  обязательств,

взятых  на  себя  по  переводному  и  простому  векселю,  или  осуществление

вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений

о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не  должна  ставиться  в

зависимость  от  того,  уплачен  гербовый  сбор  или   нет.   В   российском

законодательстве  такое уточнение не  вносилось.  Более того,  пунктом 3

Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от  24  июня  1991  года  №

1451-1  (ныне  отмененного)  предписывалось  взимание  гербового   сбора   по

операциям с  векселями  в  размерах,  установленных  Постановлением  Совмина

РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора  по операциям  с

ценными бумагами”.  Это  дало  основание  некоторым  исследователям  проблем

вексельного обращения считать  уплату гербового сбора  необходимым  атрибутом

действительности  векселей.  С  точки  зрения  формального  чтения  отдельно

взятых  положений  это  заключение  являлось  само  собой  разумеющимся.  Но

требование уплаты гербового  сбора,  по  существу,  явилось  мертворожденным.

Дело в том, что упомянутое  постановление  №  87  относилось  к  эмитируемым

ценным бумагам, а вексель  является ордерной. Причем основная проблема  не  в

наименовании, а в экономическом содержании  понятий — номинальная сумма

эмиссии, являющаяся базой  для обложения гербовым сбором, и  вексельная  сумма

совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12  декабря  1991  года  был  принят

Закон РФ № 2023-1  “О  налоге  на  операции  с  ценными  бумагами”,  который

фактически прекратил  действие постановления №  87.  При  принятии  Закона  о

векселе положения постановления  № 1451-1 были отменены  (в  том  числе  и  в

отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-

таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос  о  действительности

существования  всех  обращающихся  векселей.   Разумеется,   причина   чисто

формальная, но эта причина  может быть применена в качестве повода для  ухода

от   ответственности   не   только   российскими   векселедателями,   но   и

векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

      Таким образом,  состояние российского вексельного   права  не  позволяет

сделать вывод о  полном  соответствии  этой  сферы  законодательства  нормам

международного  права.  Большинство   отступлений   носят   малосущественный

характер, но, действуя в  совокупности,  они  могут  послужить  поводом  для

ограничения действия векселей на территории государства [34].

 

           2.2. Использование векселя в системе  взаимных расчетов

 

      Анализ  вексельных отношений в современной   России  позволяет  выделить

три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:

1. использование векселя  в качестве своего рода депозитного  сертификата;

2.  использование  векселя   в  переходный  период  в   качестве   расчетного

   средства;

3. использование векселя   в  основном  как  платежного  средства  и  попытка

   создания на его  базе мощными банковскими структурами  суррогатных валют.

      Наиболее  характерными  представителями   трех  этих  этапов   являются

векселя Эмиссионного  синдиката  (первый  этап),  российского  национального

коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).

      Эмиссионный синдикат (был  образован  в  августе  1992  г.  в  составе

“Автовазбанка”,  “Инкомбанка”,  “Конверсбанка”  и  “Российского  брокерского

дома” CA & Co, Ltd.)  определял свой  вексель как краткосрочное  долговое

обязательство, дающее право  его  владельцу  получать  указанную  на  векселе

сумму в период погашения.

      Вексель  синдиката в целом  ряде  параметров  расходился  с   вексельной

практикой  развитых  стран  и  духом  отечественного   законодательства.   В

частности, после зачисления денег на счет  продавца  векселя  (любого  члена

синдиката)  тот  выписывает  бланк  векселя  на  дату  зачисления  денег   и

автоматически  принимает  его  на  хранение,  что,  конечно,   несвойственно

классическому  векселю.  Безусловно,  излишним  сточки  зрения   вексельного

законодательства является то, что платеж  по  векселю  осуществлялся  против

заявления “установленной формы”. В  любом  случае  отсутствие  заявления  не

может служить основанием для  отказа  в  платеже  по  векселю.  В  целом  же

вексель Эмиссионного синдиката  успешно  выполнил  функции,  возлагаемые  на

него эмитентами.

      Российский  национальный коммерческий банк  начал эмитировать векселя   в

конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство  привлечения

денежных ресурсов, позже  и как расчетно-платежное средство. Тем не  менее  в

тот момент векселя РНКБ как средства расчетов  широкого  распространения  не

получили. Причина была в  невозможности применения векселей в  регионах,  где

не  было  филиалов  банков,  и  то,  что  выкупались  они  в   филиалах,   а

оплачивались в головном офисе банка в Москве.  Также  сыграла  свою  роль  и

путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые  по

векселям  по  неофициальной  трактовке  налоговой  инспекции,  не  уменьшали

налогооблагаемую базу).

      В начале 1994 года в соответствии  с   принятой  стратегией  разрешения

кризиса   неплатежей    Тверьуниверсалбанком    совместно    с    Институтом

народнохозяйственного  прогнозирования   Российской   Академии   Наук   были

проведены  исследования  и  анализ   экономического   состояния   российской

промышленности и возможностей применения векселей  для  улучшения  положения

предприятий.

      Банком  была разработана  программа   разрешения  кризиса  неплатежей  и

совершенствования системы  расчетов  с  использованием  векселей  в  качестве

платежного средства. В  разработке  вексельной  программы  принимали  участие

специалисты  администрации  Президента  РФ  и  Правительства  РФ,   а   сама

программа  была  представлена  и  нашла  поддержку  в  Государственной  Думе

России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих  долговых

обязательств   банковскими.    Таким    образом,    сомнительные    долговые

обязательства  предприятий,  которыми  и  являются   неплатежи,   замещаются

достаточно  надежными   и однородными,  надлежащим  образом   оформленными,

обратимыми  и  сравнительно  доходными  банковскими  бумагами.   Тем   самым

одновременно  получается  выигрыш  по  всем  трем  основным  характеристикам

долгов, поступающих в  оборот (ликвидности, риску  и  доходности  вложений  в

соответствующие   обязательства).   При    этом    появляется    возможность

дифференцированного  подхода  к  различным  коммерческим  обязательствам   и

реальной оценки ответственности  должников. Никакой банк  никогда  не  станет

эмитировать собственные  обязательства,  если  их  обеспечением  будут  лишь

сомнительные обязательства  клиента..

      Таким образом становилось возможным:

- преодолеть необоснованное  и неэффективное  ограничение   платежеспособного

   спроса и в целом   ряде  случаев  можно  добиться  роста  производственной

   активности;

- предприятия, получая  на свой  актив  более   надежные  и  более  ликвидные

   обязательства, оказываются в существенно более  привлекательном  (и,  что

   крайне важно, поддающемся  достаточно точной оценке) финансовом  положении,

   что должно сказаться  как на  их  ценовой  политике,  так  и  на  качестве

   формирования производственных  программ;

- банковская гарантия  платежа  снимает   необходимость   предоплаты  в  тех

   нередких случаях, когда она служит  исключительно для защиты  от  риска

Информация о работе Организация вексельного обращения в коммерческом банке