Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:11, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что интеграция российской экономики и, в том числе, банковского сектора в систему международного финансового пространства обуславливают необходимость внедрения в банковскую практику международных подходов в оценке деятельности кредитных организаций, обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего контроля.
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что интеграция российской экономики и, в том числе, банковского сектора в систему международного финансового пространства обуславливают необходимость внедрения в банковскую практику международных подходов в оценке деятельности кредитных организаций, обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего контроля.
Необходимость наличия
эффективной системы
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов организации внутреннего контроля в коммерческих банках Российской Федерации.
В соответствии с целью задачами данной работы являются рассмотрение мирового опыта в области организации внутреннего контроля в банках, изучение основных документов, регулирующих данный вопрос, а также выявление основных проблем организации внутреннего контроля в банках РФ.
Глава 1. Основные положения организации внутреннего контроля в коммерческих банках
1.1 Мировой опыт организации внутреннего контроля
В мировой практике служба внутреннего аудита - важная часть постоянного мониторинга системы управления рисками, поскольку она обеспечивает независимую оценку адекватности установленных в банке правил и процедур выявления и оценки рисков. В случае обнаружения серьезных нарушений и неустраненных недостатков служба внутреннего аудита информирует совет директоров и менеджмент банка, а также вырабатывает рекомендации по совершенствованию системы управления рисками. Кроме того, зарубежный опыт показывает, что внутренний аудит содействует повышению уровню корпоративного управления в банках.
Существующая в настоящее время международная практика внутрибанковского контроля распределяется по следующим направлениям:
1. Рекомендации Базельского
комитета по банковскому
2. Компания COSO предлагает
всесторонний подход к
3. Целями Института
внутренних аудиторов (IIA) являются
популяризацию в обществе
4. Ассоциация аудита
и контроля информационных сист
Основным из этих направлений является Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет был создан в 1975г. управляющими центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Его рекомендации разрабатываются на основе многолетнего опыта функционирования банковских систем государств-участников Комитета. Результатом работы Базелъского комитета стала разработка и опубликование осенью 1998г. общих основ для оценки систем внутреннего контроля.
В документах Комитета подчеркивается,
что эффективная система
Одним из основополагающих
принципов оценки системы внутреннего
контроля Комитет провозглашает
необходимость наличия
Аналогичные требования
к организации внутреннего
Служба внутреннего аудита, по мнению Базельского комитета, является важной частью постоянного мониторинга функционирования банка, обеспечивает оценку адекватности установленных правил и процедур, а также их соблюдение. Важно, чтобы служба внутреннего аудита была независимой от повседневной работы банка и имела доступ ко всем видам операций. Внутренние аудиторы предоставляют объективную информацию о деятельности банка благодаря прямой подотчетности совету директоров или менеджменту. Периодичность и глубина проверок, проводимых службой внутреннего аудита, должна соответствовать характеру, сложности и рискам деятельности банка. Недостатки в работе банка, выявленные службой внутреннего аудита, должны своевременно доводиться до сведения менеджмента и руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. Внутренние аудиторы должны проводить последующие проверки или осуществлять другие виды мониторинга.
В 2006г. на Международной
конференции органов
В соответствии с Базелем-2 по внутреннему контролю и аудиту (Принцип 17) существенных изменений не произошло. Сам Принцип претерпел минимальные изменения - критериями требований к внутреннему контролю вместо характера и масштаба бизнеса стали его размер и сложность. В версии 1997г. независимый внешний аудит фигурировал в качестве возможной альтернативы функции независимого внутреннего аудита. В версии 2006г. требование к банку располагать функцией независимого внутреннего аудита стало безальтернативным (однако, термин «функция внутреннего аудита» не подразумевает обязательного создания специального подразделения, отмечается, что в некоторых странах небольшим банкам разрешено обеспечивать систему внутреннего контроля силами, например, внешних экспертов) [14].
Критерии принципа также не испытали глобальных изменений. Основные изменения и нововведения:
1. Ответственность за
состояние корпоративного
2. Ответственность за
состояние системы внутреннего
контроля банка лежит на
3. Появляется требование
к банкам располагать
4. В качестве обязательного вводится требование к функции внутреннего аудита располагать правом оценивать функции, осуществляемые на основе аутсорсинга [14].
Приведем основные определения внутреннего контроля в банках, используемые в мировой практике.
Согласно документу «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» Базельского комитета по банковскому надзору, «внутренний контроль -- это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом, сотрудниками всех уровней. Это не только, и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка».
В аудиторских стандартах
Института дипломированных
По мнению Американского общества дипломированных бухгалтеров -«внутренний контроль заключается в планах компании и методах их координации, а также мерах, принятых самой компанией для защиты своих активов, проверки достоверности отчетных данных, обеспечения эффективности работы, соблюдения управленческой политики» [8].
Как видно из данных определений основной задачей внутреннего контроля в банках за рубежом является сохранность активов и представляет собой непрерывный процесс.
1.2 Внутренний контроль в коммерческих банках Российской Федерации
В России необходимость
оценки эффективности системы
Правовое поле регулирования деятельности служб внутреннего контроля российских коммерческих банков в настоящее время определяется Положением ЦБ РФ “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах” от 16. 12. 2003 №242-П [3].
Данное положение дает следующее определение: «внутренний контроль - деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение следующих целей:
1. Эффективности и
результативности финансово-
-выявление, измерение
и определение приемлемого
-постоянное наблюдение за банковскими рисками;
-принятие мер по
поддержанию на не угрожающем
финансовой устойчивости
2. Достоверности, полноты,
объективности и
3. Соблюдения нормативных
правовых актов, стандартов
4. Исключения вовлечения
банка и участия его служащих
в осуществлении
Система внутреннего контроля, действующая в настоящее время в банковском секторе обеспечивается, с одной стороны, службами внутреннего контроля и, с другой стороны, структурно-функциональной формой внутреннего контроля (на уровне самих подразделений банка и их взаимодействия по принципу “двух персон”). В целом данная система обеспечивает соблюдение требований нормативных документов Банка России и внутренних нормативных документов по управлению рисками, установлению и контролю лимитов риска и экономических нормативов, учетной политике, порядку делегирования и распределения полномочий между подразделениями и сотрудниками.
В то же время, поскольку
банки несут существенные потери
по различным видам рисков, является
актуальным усиление, как службы внутреннего
контроля, так и структурно-
Согласно Положению №242-П от 16. 12. 2003 система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:
1. Контроль со стороны
органов управления за
Информация о работе Виды и организация контроля в коммерческих банках