Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, безналичные расчёты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчётами с использованием наличных денег. Безналичные расчёты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчёт огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчётах наличными деньгами. В то же время безналичные расчёты при чёткой работе банков позволяют лучше регулировать платёжный оборот и в конечном счёте ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
1Теоретические основы организации безналичных расчетов………
1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов ……
1.2 Основные формы организации безналичных расчетов и их содержание……………………………………………………………….
1.3 Порядок организации безналичных расчетов в РБ……………
2 Анализ практики осуществления безналичных расчетов…….….
2.1 Осуществление АС МБР в системе BISS…………………………
2.2 Анализ системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек………………………………………
3 Направления и перспективы развития безналичных расчетов в РБ
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….
В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. Согласно, Закону Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г., для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.
Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись. При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта.
Плательщик
имеет право заявить
– отсутствие договора;
– предъявление бестоварного требования;
– отсутствие данной формы расчетов в договоре.
Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
– отсутствия договора;
– отсутствия данной формы расчетов в договоре;
– предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных получателю;
– предъявления требования за ранее оплаченный товар;
– несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.
Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.
3. Данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
Инкассо – поручение клиента банку произвести передачу плательщику расчетных документов с целью взыскания платежа.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
– наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
– наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
– при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
– соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
– правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.
Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.
Достоинства расчетов платежными требованиями:
– эта форма устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить выполнение поставщиком условий договора в части номенклатуры и качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты.
Основной недостаток:
– трудоемкость, связанная с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.
Безналичные расчеты аккредитивами.
Согласно,
статье 254 Банковского Кодекса Республики
Беларусь, под аккредитивом понимается
обязательство, в силу которого банк,
действующий по поручению клиента-
Участниками расчетов с использованием аккредитива являются:
– приказодатель аккредитива – лицо, дающее поручение банку выпустить аккредитив;
– банк-эмитент – банк, выпускающий аккредитив от своего собственного имени или по просьбе приказодателя аккредитива;
– бенефициар – лицо, в пользу которого открывается аккредитив, и которое обязано предоставить в банк-эмитент или в авизующий банк документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных аккредитивом;
– авизующий банк – банк, который в соответствии с поручением банка-эмитента сообщает бенефициару об аккредитиве в его пользу и осуществляет исполнение аккредитива;
– подтверждающий банк – банк, которому банк-эмитент передает свои полномочия либо который по просьбе банка-эмитента подтверждает безотзывный аккредитив.
Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным. Безотзывный аккредитив составляет обязательство банка-эмитента [5, с. 185].
Аккредитивы по способу обеспечения платежа подразделяются на покрытые и непокрытые:
1. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».
2. При открытии банком непокрытого аккредитива покрытие по нему может не списываться (переводиться) со счета приказодателя в момент открытия, а переводиться приказодателем (списываться банком) в течение срока действия аккредитива до момента осуществления платежа по нему. Взаимные обязательства банка-эмитента и приказодателя непокрытого аккредитива, включая сроки перечисления сумм покрытия на соответствующий балансовый счет банка и размер вознаграждения банку, определяются договором, заключаемым в письменной форме.
Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.
Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.
Условия аккредитива должны быть полными и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.
Ответственный исполнитель банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.
Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива.
На
всех экземплярах принятого к
исполнению заявления об открытии аккредитива
ответственный исполнитель
Первый экземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.
Аккредитив открывается на определенный срок, поэтому банк-эмитент обязан следить за своевременным закрытием аккредитива.
Аккредитив является одной из самых безопасных форм международных расчетов как для бенефициара (продавца, подрядчика, исполнителя), так и для приказодателя. Однако и при расчетах посредством аккредитива присутствуют некоторые риски как для покупателя, так и для продавца. Видами таких рисков являются:
– риск неплатежа банка-эмитента;
– риск государства банка-эмитента;
– транзитный риск;
– риск несоответствия документов;
– риск отзыва аккредитива.
Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован [9, с. 324].
Несмотря на то, что в расчете аккредитивами обеспечивается высокая гарантия платежа, максимальное сближение момента отгрузки и оплаты товаров. Эту форму расчетов целесообразно применять при расчетах с неаккуратными плательщиками или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна или неизвестна. Однако эта форма расчетов применяется очень редко. Это происходит из-за неудобств, вызванных отвлечением на длительное время денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием. Эта форма расчетов очень трудоемка, так как помимо своих обычных функций банк берет на себя обязанность осуществлять контроль за выполнением условий аккредитива.
Преимущества данной формы безналичных расчетов:
– гарантия платежа поставщику;
– контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками.
Недостатки данной формы безналичных расчетов:
– сложный документооборот;
– отвлекаются средства от хозяйственного оборота.
Безналичные расчеты чеками.
Проведение безналичных расчетов на основе чеков осуществляется с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Расчеты чеками из чековых книжек совершают:
– юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели – чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;
– физические лица – чекодатели.
Необходимая для расчетов чековая книжка выдается будущему чекодателю на основании заявления-обязательства и при наличии средств на текущем счете. Средства с текущего счета в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки – 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка депонированных средств на счете срок ее действия по заявлению может быть продлен еще на год. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк чекодателя, неиспользованный остаток – перечислен на его текущий счет.
Информация о работе Организация безналичных расчетов на современном этапе в РБ