Организация безналичных расчетов на современном этапе в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, безналичные расчёты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчётами с использованием наличных денег. Безналичные расчёты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчёт огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчётах наличными деньгами. В то же время безналичные расчёты при чёткой работе банков позволяют лучше регулировать платёжный оборот и в конечном счёте ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

Оглавление

1Теоретические основы организации безналичных расчетов………
1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов ……
1.2 Основные формы организации безналичных расчетов и их содержание……………………………………………………………….
1.3 Порядок организации безналичных расчетов в РБ……………
2 Анализ практики осуществления безналичных расчетов…….….
2.1 Осуществление АС МБР в системе BISS…………………………
2.2 Анализ системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек………………………………………
3 Направления и перспективы развития безналичных расчетов в РБ
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 171.12 Кб (Скачать)

     В целях ускорения расчетов между  плательщиком и получателем средств  договором может быть предусмотрена  оплата требований в день их поступления  в банк плательщика. Согласно, Закону Республики Беларусь «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 22 июля 2003 г., для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

     Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись. При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта.

     Плательщик  имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта  требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Основанием для отказа могут быть:

     – отсутствие договора;

     – предъявление бестоварного требования;

     – отсутствие данной формы расчетов в договоре.

     Плательщик  имеет право полностью  отказаться от акцепта  требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

     – отсутствия договора;

     – отсутствия данной формы расчетов в договоре;

     – предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных получателю;

     – предъявления требования за ранее оплаченный товар;

     – несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

     Банки не рассматривают споры между  получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

     3. Данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.

     Инкассо – поручение клиента банку произвести передачу плательщику расчетных документов с целью взыскания платежа.

     Ответственный исполнитель банка, принимающий документы  на инкассо, обязан проверить:

     – наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;

     – наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;

     – при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;

     – соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;

     – правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

     Требования, не отвечающие правилам, установленным  для предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.

     Достоинства расчетов платежными требованиями:

     – эта форма устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить выполнение поставщиком условий договора в части номенклатуры и качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты.

     Основной  недостаток:

     – трудоемкость, связанная с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

     Безналичные расчеты аккредитивами.

     Согласно, статье 254 Банковского Кодекса Республики Беларусь, под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить  платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или  учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать  и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя [8].

     Участниками расчетов с использованием аккредитива являются:

      приказодатель аккредитива – лицо, дающее поручение банку выпустить аккредитив;

      банк-эмитент – банк, выпускающий аккредитив от своего собственного имени или по просьбе приказодателя аккредитива;

      бенефициар – лицо, в пользу которого открывается аккредитив, и которое обязано предоставить в банк-эмитент или в авизующий банк документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных аккредитивом;

      авизующий банк – банк, который в соответствии с поручением банка-эмитента сообщает бенефициару об аккредитиве в его пользу и осуществляет исполнение аккредитива;

      подтверждающий банк – банк, которому банк-эмитент передает свои полномочия либо который по просьбе банка-эмитента подтверждает безотзывный аккредитив.

     Аккредитив  может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным. Безотзывный аккредитив составляет обязательство банка-эмитента [5, с. 185].

     Аккредитивы по способу обеспечения  платежа подразделяются на покрытые и непокрытые:

     1. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

     2. При открытии банком непокрытого аккредитива покрытие по нему может не списываться (переводиться) со счета приказодателя в момент открытия, а переводиться приказодателем (списываться банком) в течение срока действия аккредитива до момента осуществления платежа по нему. Взаимные обязательства банка-эмитента и приказодателя непокрытого аккредитива, включая сроки перечисления сумм покрытия на соответствующий балансовый счет банка и размер вознаграждения банку, определяются договором, заключаемым в письменной форме.

     Открытие  аккредитива производится за счет собственных  средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

     Для открытия аккредитива приказодатель  представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

     Условия аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

     Ответственный исполнитель банка проверяет  правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

     Принятый  к исполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива.

     На  всех экземплярах принятого к  исполнению заявления об открытии аккредитива  ответственный исполнитель проставляет  регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом экземплярах –  штамп банка.

     Первый  экземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета  плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

     Аккредитив  открывается на определенный срок, поэтому банк-эмитент обязан следить за своевременным закрытием аккредитива.

     Аккредитив  является одной из самых безопасных форм международных расчетов как для бенефициара (продавца, подрядчика, исполнителя), так и для приказодателя. Однако и при расчетах посредством аккредитива присутствуют некоторые риски как для покупателя, так и для продавца. Видами таких рисков являются:

     – риск неплатежа банка-эмитента;

     – риск государства банка-эмитента;

     – транзитный риск;

     – риск несоответствия документов;

     – риск отзыва аккредитива.

     Аккредитив  предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован [9, с. 324].

     Несмотря на то, что в расчете аккредитивами обеспечивается высокая гарантия платежа, максимальное сближение момента отгрузки и оплаты товаров. Эту форму расчетов целесообразно применять при расчетах с неаккуратными плательщиками или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна или неизвестна. Однако эта форма расчетов применяется очень редко. Это происходит из-за неудобств, вызванных отвлечением на длительное время денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием. Эта форма расчетов очень трудоемка, так как помимо своих обычных функций банк берет на себя обязанность осуществлять контроль за выполнением условий аккредитива.

     Преимущества  данной формы безналичных  расчетов:

     – гарантия платежа поставщику;

     – контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками.

     Недостатки данной формы безналичных расчетов:

     – сложный документооборот;

     – отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

     Безналичные расчеты чеками.

     Проведение  безналичных расчетов на основе чеков  осуществляется с использованием чеков  из чековых книжек и расчетных  чеков.

     Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

     Расчеты чеками из чековых  книжек совершают:

     – юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели – чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;

     – физические лица – чекодатели.

     Необходимая для расчетов чековая книжка выдается будущему чекодателю на основании заявления-обязательства и при наличии средств на текущем счете. Средства с текущего счета в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки – 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка депонированных средств на счете срок ее действия по заявлению может быть продлен еще на год. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк чекодателя, неиспользованный остаток – перечислен на его текущий счет.

Информация о работе Организация безналичных расчетов на современном этапе в РБ