Организация безналичных расчетов на современном этапе в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, безналичные расчёты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчётами с использованием наличных денег. Безналичные расчёты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчёт огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчётах наличными деньгами. В то же время безналичные расчёты при чёткой работе банков позволяют лучше регулировать платёжный оборот и в конечном счёте ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

Оглавление

1Теоретические основы организации безналичных расчетов………
1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов ……
1.2 Основные формы организации безналичных расчетов и их содержание……………………………………………………………….
1.3 Порядок организации безналичных расчетов в РБ……………
2 Анализ практики осуществления безналичных расчетов…….….
2.1 Осуществление АС МБР в системе BISS…………………………
2.2 Анализ системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек………………………………………
3 Направления и перспективы развития безналичных расчетов в РБ
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 171.12 Кб (Скачать)
align="justify">     – списание средств со счета плательщика происходит с учетом срока платежа;

     – со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.

     Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных  расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

     Таким образом, безналичные расчеты составляют большую часть единого денежного оборота страны. Поэтому от того, какие принципы заложены в основу организации безналичных расчетов, в значительной мере зависят и основные результаты деятельности хозяйствующих субъектов, и эффективность и бесперебойность денежного оборота страны. 
 

    1.2 Основные формы  организации безналичных  расчетов и их  содержание 
     

     Форма безналичных расчетов – законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

     Безналичные расчеты проводятся посредством:

     – платежных поручений;

     – платежных требований;

     – платежных требований-поручений;

     – аккредитивов;

     – чеков;

     – банковских пластиковых карточек [4, с. 12].

     По  форме исполнения денежных обязательств существуют следующие безналичные расчеты:

     – расчеты банковскими переводами в виде изменения записей на счетах экономических агентов путем их дебетования (кредитования) (электронный перевод денежных средств);

     – расчеты векселями;

     – бартерные расчеты [5, с. 176 ].

     В   международных  расчетах  используются  банковский  перевод, инкассо, аккредитив.

     Форма  безналичных  расчетов  устанавливается законодательством Республики Беларусь или договором.

     Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

     Выбор формы расчетов в  основном определяется:

     – характером хозяйственных связей между контрагентами;

     – особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

     – местонахождением сторон сделки;

     – способом транспортировки грузов;

     – финансовым положением юридических лиц.

     Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами [6, с. 256].

     Безналичные расчеты проводятся на основании  платежных инструкций клиента (платежных  поручений, платежных требований, заявлений  и др.). Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком.

     Для проведения расчетов допускается использование  электронного расчетного документа.

     Основанием  осуществления безналичных расчетов является наличие заключенного договора (договора банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского  счета, договора корреспондентского счета или иного договора) между банком и клиентом, если обязательность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций не установлена Национальным банком.

     Кредитовый  перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций. Платежные инструкции при осуществлении кредитового оборота могут оформляться расчетными документами (платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями) или иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

     Безналичные расчеты платежными поручениями

     Платежное поручение (в дальнейшем – «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

     Платежным поручением могут производиться:

      расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг;

      расчеты по нетоварным операциям;

      предварительная оплата товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, а также при применении предварительной оплаты как меры воздействия к неисправному плательщику;

     Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов.

      авансовые платежи в случаях, предусмотренных законодательством или договором;

      целевые переводы денежных средств, направляемые из республиканского, местных бюджетов и внебюджетных фондов, созданных Верховным Советом Республики Беларусь, на выполнение правительственных программ по выходу республики из кризиса, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению и проведение других мероприятий, зачисляются на субрасчетные счета предприятий.

     Платежные поручения на перечисление целевых  денежных средств представляются в банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для плательщика, второй – как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий – со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.

     В платежном поручении указывается  назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий  формирование данного фонда. Ответственность  за целевое использование средств несет их получатель.

     Платежные поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете, достаточных для его исполнения, если иное не установлено правилами банка.

     При одногородних расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются одним учреждением банка, а также при иногородних перечислениях средств поручения представляются в трех экземплярах. Первый экземпляр служит мемориальным ордером в банке плательщика, второй при одногородних перечислениях направляется получателю при выписке из его счета, а при иногородних почтовых перечислениях прикладывается к сводному платежному поручению для выдачи получателю. Третий экземпляр выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

     Если  плательщик и получатель средств  обслуживаются разными одногородними банками, поручения представляются в четырех экземплярах, из которых первый используется как мемориальный ордер, второй и третий после оплаты отсылаются банку получателя средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке из счета получателя, четвертый экземпляр возвращается плательщику с распиской и штампом банка. Поручения, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, представляются в банк с дополнительным экземпляром, который прилагается к выписке из счета доходов бюджета.

     Преимущества  данной формы расчетов:

     – универсальность.

     – можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.

     – Простота оформления и прохождения через банк.

     Недостатки  данной формы расчетов:

     – Нет должной гарантии платежа.

     – Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

     Кредитовые  переводы, осуществляемые на основании платежных требований-поручений.

     Платежное требование-поручение – это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям на основании направленных ему расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

     Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.

     Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. В реквизите требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

     Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

     Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

    Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями:

    – упрощение документооборота;

     – сокращение издержек по ведению расчетов (повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов).

     Недостатки расчетов платежными требованиями-поручениями:

     – отсутствие гарантии платежа;

     – возможность замедления оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателем, отказов от акцепта (особенно необоснованных).

     Дебетовый оборот – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежными требованиями), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

     Платежное требование – это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

     Данной  форме расчета присущи три особенности.

     1. Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;

     2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом;

     Срок  предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня  поступления требования в банк. В  течение этого времени покупатель проверяет выполнение поставщиком  условий договора.

Информация о работе Организация безналичных расчетов на современном этапе в РБ