Операции банков с платежными карточками и перспективы их развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель написания данной дипломной работы – разработать пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек на основе анализа операций с использованием банковских платежных карточек филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
1 Теоретические основы организации операций с платежными карточками ……...……………………………………………………………..
1.1 Банковская платежная карточка: история возникновения, эволюция и характеристика …………………………...…………………………………...
1.2 Классификация банковских платежных карт …………………………...
1.3 Виды платежных систем и организация расчетов с использованием банковских платежных карточек ……...………..............................................
1.4 Состояние и направления развития платежной системы Белкарт …….
2 Анализ проведения операций с использованием банковских платежных карточек (на примере филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель) ......................................................................................................
2.1 Операции филиала с платежными карточками: динамика и структура эмиссии, развитие инфраструктуры ………………………………………….
2.2 Анализ операций филиала с использованием банковских платежных карточек ……………..………………………………………………………….
3 Проблемы и пути совершенствования расчетов посредством банковских платежных карточек в Республике Беларусь ……………….…
3.1 Проблемы расчетов посредством платежных карточек .……………….
3.2 Пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек …………………………………………………………..
Заключение ...………………………………………………………………….
Список использованных источников …………

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Большинство специалистов утверждает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском бизнесе повсеместно.

Однако считается, что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс клаб), созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной (в отличие от магазинных, «бензиновых» и т.п.) картой. Уже через год работы Diners Club имела договоры с 285 коммерческими точками и 35 тысячами держателей карточек, с которых взималось за пользование карточкой 3 доллара в год. В последующие годы система продолжала расширяться как географически - в Европу, так и увеличивая коммерческую сеть, В начале коммерческие и сервисные предприятия не очень жаловали карты «Diners Club», поскольку, во-первых, это подрывало позиции их собственных фирменных карт, во-вторых, из-за необходимости платить комиссию компании.

Однако главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. Самым знаменательным для универсальных карточек в этом отношении, несомненно, стал 1958 год. В этом году была создана система Карт Бланш, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей «Хилтон». В 1965 году Карт Бланш была продана First National City Bank (впоследствии City Bank).

1 октября 1958 года  бала выпущена первая карта American Express (Американ Экспресс). Уже через  год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой  успех American Express объясняется, во-первых, тем, что компания приобрела Universal Travel Card (Юниверсал Трэвэл Кард), выпускавшуюся Ассоциацией американских отелей. Но главной причиной была уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков “American Express” и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.

В 50-тые годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй, принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Это произошло также в 1958 году.

Chase Manhattan Bank к  концу первого года карточной  программы имел 350 тысяч держателей  карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 тысяч, операционные расходы и невозврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». Судьба этой программы необычна: на некоторое время она стала частью American Express, затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор- Chase Manhattan Bank. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и в январе 1972 года опять была продана ассоциации National Bank Americard (БэнкАмерикард).

По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием - локальностью сети обслуживания своих карточек. И вот в 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии на выпуск карточек Bank Americard другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of America создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА (Interbank Card Association). В 1969 году эта ассоциация купила права на карты «Master Charge» («Мастер Чарж»), выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов. И большинство банков-членов МКА перешли на выпуск «Master Charge». В свою очередь банки, выпускавшие «Bank Americard», настояли, чтобы карточная программа бала выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года бала создана National BankAmericard Incorporated (НБИ).

Таким образом, к началу семидесятых годов в США сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась «American Express» [17, с.24].

Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА.

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Изначально универсальные карточки классифицировались на «Путешествия и развлечения» (Travel and Entertainment — Т&Е) и банковские. Компании American Express, Diners Club и Carte Blanshe выпускали первые карточки, предназначенные для оплаты ресторанов, гостиниц, так сказать для людей и бизнесменов, которые часто путешествовали. Банковкие карты были предназначены для обычных людей и имели потребительский характер. Сегодня таких различий в картах уже нет.

В 1951 году также началась интернационализация карточных операций, после того, как Diners Club выпустила свою первую лицензию. В этом же году в Британии стала выпускаться карта BHR. Эта карта не была банковской но оставалась универсальной. В 1695 году фирма, выпускавшая эту карту объединилась Rikskort, шведским конкурентом.

Европа также не осталась безучастной в конкуренции между карточными ассоциациями. В 1974 году МКА подписала соглашение с Access Card в Британии, совершив таким образом огромный скачок к этой гонке. Access Card в свою очередь являлась частью ассоциации Eurocard, поэтому после подписания соглашения ассоциации Eurocard стала сотрудничать с американской межбанковской ассоциацией МКА. По этой причине НБИ в 1976 году переименовала свою карту «BankAmericard» на существующую сегодня VISA», а в 1980 года такой же шаг сделала и МКА, назвав свою карту «MasterCard».

Eurocard и MasterCard наладили выпуск платежных карт совместно с фирмами Cirrus и Maestro. Это позволило расширить перечень предлагаемых видов услуг за счет возможности получения наличных в банкоматах. В 1992 году Eurocard International и платежная система Eurocheck соединилась в одну компанию Europay International.

Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, учредила компанию Eurocard International (Еврокард Интернэшнл) со штаб-квартирой в Швеции.

Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой AccessCard (ЭксессКард), которая входила в Ассоциацию Eurocard International. Так началось сотрудничество Eurocard International и американской МКА, выпускающей «Master Charge».

Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку «BankAmericard» на известную теперь всем «Visa» («Виза»). Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке более международное название «MasterCard» («МастерКард»).

Eurocard International также  не стояла на месте. Расширяя  свое сотрудничество с MasterCard, эта  ассоциация по мере появления  новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro (Циррус/Маэстро), что позволило расширить спектр предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurocheque (Еврочек).

Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка «Визой» и «МастерКард», они проигрывали карточкам JCB («Джей-Си-Би»). Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии «Visa» и «MasterCard» вместе взятых.

Таким образом, история банковских платежных карточек насчитывает уже более шестидесяти лет. В настоящее время в мире в обращении находятся несколько миллионов платежных карточек, постоянно расширяется сеть банкоматов.

В настоящее время самой крупнейшей платежной компанией является VISA Int. обслуживающая 60 % всех банковских карт. Второе место занимает Europay/MasterCard Int, обслуживающая 30 % рынка банковских карт. Остальные десять процентов разделили между собой другие международные организации.

Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ISO 7810 (Идентификационные карты) ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты.

На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты.

На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2 — код или его аналог.

Карточка — это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных денег в банке или банкомате.

Носителем информации в платежной карте является магнитная полоса или микросхема. Карточка с микросхемой (chip card, smart card) была изобретена во Франции в 1974 г. и получила большое распространение в этой стране и за рубежом. Встроенная в карточку микросхема (чип) хранит информацию, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность.

На основании записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизации здесь не требуется: если лимит превышен, сделка просто не состоится.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами в книге «Взгляд в прошлое» в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в 1920-е гг. Считается, что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс клаб), созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существовала посредническая организация, которая брала на себя проведение расчетов. Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ISO 7810 ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты. На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2 — код или его аналог.

 

 

1.2 Классификация банковских платежных  карт

 

 

В соответствии со ст. 273 Банковского Кодекса Республики Беларусь «банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [8].

В данном определении хотелось бы отметить три основных момента:

  • во-первых, платежная карточка является средством доступа к счету, на ней содержится определенная информация, с помощью которой, а также индивидуального кода (ПИН-код) и происходит доступ держателя к денежным средствам на своем счете;
  • во-вторых, платежная карточка является средством проведения платежей, а не самим средством платежа. То есть, карточка не заменяет сами деньги (законные платежные средства), а также не подменяет и не дублирует такую функцию денег как средство платежа. Она является лишь инструментом, посредством которого деньги выполняют данную функцию;
  • в-третьих, карточка не является денежным суррогатом. Как уже было отмечено выше, на карточке содержится только определенная информация о счете, а не денежные средства. Сама по себе она не имеет никакой стоимости (за исключением стоимости пластика) [2, с.23].

В ходе развития платежных карт возникли разные виды платежных карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

Банковские платежные карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. И сейчас во всем мире платежные карты для банков, производящих процессинг кредитных карт - одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования платежных карт: для работы с клиентами банка - физическими лицами; для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов; карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты).

С точки зрения механизма расчета выделяют две системы.

- двусторонние карточки, возникшие на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.);

Информация о работе Операции банков с платежными карточками и перспективы их развития в Республике Беларусь