Кредитование физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – анализ развития форм кредитования физических лиц и ситуации в сфере потребительского кредитования на примере конкретного коммерческого банка.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования физических лиц коммерческим банком.
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию физических лиц на примере конкретного банка – ОАО «УРАЛСИБ»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитного процесса в банке ОАО «УРАЛСИБ». Предмет исследования - формы и виды кредитования физических лиц. Объект исследования - ОАО «УРАЛСИБ».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………..……..........3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..8
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, значение, виды……………….…8
1.2 Правовое обеспечение кредитования физических лиц……………………18
1.3 Организация кредитования физических лиц в современных условиях….23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ОАО «УРАЛСИБ»………32
2.1 Общая характеристика деятельности банка ОАО «УРАЛСИБ»………32
2.1.1 Организационная структура ОАО «УРАЛСИБ»……………………...36
2.2 Анализ финансовых и экономических показателей банка ОАО «УРАЛСИБ»…………………………………………………………………...…42
2.2.1 Анализ активов и пассивов………………………………………………..42
2.2.2 Устойчивость финансового положения…………………………..…...…48
2.2.3 Анализ прибыльности банка…………………………………………...…52
2.3 Анализ процесса кредитования физических лиц банка ОАО «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………...55
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………...........…………62
3.1 Характеристика рынка кредитования Российской Федерации………...…62
3.2 Формы кредитования физических лиц города Санкт-Петербурга…….…67
3.3 Предложения и перспективы развития форм кредитования физических лиц…………………………………………………………………………….…..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………..………..…79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....……82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………….……………………………………………...……84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………88

Файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa_RABOTA_itog.doc

— 150.72 Кб (Скачать)

Банку присвоены рейтинги международных  рейтинговых агентств:

«ВB—» Fitch Ratings

«ВB—» Standard&Poor’s

«В1» Moody’s Investors Service

Головная организация Банка  расположена в Москве. Удаленный  центральный офис осуществляет свою деятельность в г. Уфе. Интегрированная  региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг Банка по состоянию на 1 июля 2012 года насчитывает:

  • 45 филиалов;
  • 450 точек продаж;
  • 2854 банкомата;
  • 13866 платежных терминалов.

«БАНК УРАЛСИБ» позиционируется на финансовом рынке  как крупнейший универсальный сетевой  банк Федерального уровня, предоставляющий  наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе – традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, лизинг, возможность участия в фондах коллективных инвестиций, страховые продукты и многие другие.

ОАО «УРАЛСИБ» имеет статус универсального сетевого банка федерального уровня.

Офисы Банка предлагают широкий  спектр финансовых продуктов и услуг  на всей территории Российской Федерации.

В целом по итогам 2011 года результаты деятельности кредитной организации – эмитента соответствовали тенденциям развития банковской системы РФ.

Согласно рейтингу РБК, по итогам 2011 года Банк занял 14 место по размеру чистых активов.

Банк занимает лидирующие позиции  в ряде ключевых сегментов рынка  банковских услуг:

  • 3 место по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу;
  • 5 место по портфелю ипотечных кредитов;
  • 15 место по кредитам юридическим лицам;
  • 14 место по депозитам юридических лиц;
  • 16 место по кредитам физическим лицам;
  • 7 место по депозитам физических лиц;
  • 22 место по вложениям в ценные бумаги;
  • 10 место по портфелю автокредитов;
  • 5 место по количеству пластиковых карт в обращении;
  • 4 место по количеству собственных банкоматов;
  • 6 место по размеру филиальной сети.

По объему балансовой прибыли по итогам 2011 года Банк занял 20 место в рейтинге РБК.

Ключевыми факторами конкурентоспособности  ОАО «УРАЛСИБ» являются:

одна из крупнейших среди частных  банков филиальная сеть с широким  географическим охватом. Основная доля размещения и привлечения средств как розничного, так и корпоративного банковского бизнеса осуществляется через региональную сеть. Банк активно развивал региональный бизнес. На конец отчетного года общее количество филиалов составило 45. По состоянию на 01.01.2012 г. чистая ссудная задолженность в филиалах составила 151,6 млрд. руб. или 54,3% от общей суммы чистой ссудной задолженности. Объем привлеченных филиалами средств юридических лиц составил 93,7 млрд. руб. или 54,5% от общего объема привлеченных средств юридических лиц. Объем привлеченных филиалами средств физических лиц составил 89,3 млрд. руб. или 65,6% от общего объема привлеченных средств физических лиц.

В целом, Банк ОАО «УРАЛСИБ» на сегодняшний день предоставляет практически весь спектр банковских услуг, к их числу относятся:

  1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  6. Купля – продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  8. Выдача банковских гарантий;
  9. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
  10. Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  11. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  12. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  13. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  14. Продажи и выкуп паев ПИФ семейства «ЛУКОЙЛ Фонд», находящихся под управлением ЗАО «УК УРАЛСИБ»;
  15. Прием заявлений на управление накопительной частью пенсии;
  16. Оформление страховых полисов ЗАО «Страховая группа «УРАЛСИБ»;
  17. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей;
  18. Лизинговые операции;
  19. Оказание консультационных и информационных услуг;
  20. Выпуск, покупка, продажа, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Все операции осуществляются в рублях и в иностранной валюте.

Банк входит в банковскую систему  Российской Федерации и в своей  деятельности

руководствуется законодательством  Российской Федерации, нормативными актами Банка России.

 

2.1.1 Организационная структура Банка  ОАО «УРАЛСИБ»

Рис. 1. Организационная структура  банка ОАО «УРАЛСИБ»

На рисунке 1 представлена организационная  структура банка ОАО «УРАЛСИБ» На основе данного рисунка отметим, что Управляющий Филиалом осуществляет прямое руководство всеми существующими в банке отделами, объединенными в управления и отделы, под его руководством также находится Заместитель, который курирует Клиентский Комитет и Комитет по Благотворительности. Обособленно стоят: Главный бухгалтер, Отдел по работе с персоналом, Служба внутреннего контроля, Служба безопасности банка и Помощник Управляющего. Они тоже находятся под прямым руководством Управляющего Банка, при этом Главный бухгалтер курирует организацию учёта во всех операционных подразделениях.

Работники Службы безопасности банка  осуществляют функции, которые определены Положением «О Службе безопасности Банка» ОАО «УРАЛСИБ», введенным в действие приказом от 23.01.2009 №44.

Помощник Управляющего по связям с  общественностью и рекламе –

это штатная единица, вводится отдельным  решением. В функции помощника  входит:

– организация и проведение рекламной  и PR работы в Банке;

– организация взаимодействия со средствами массовой информации в регионе;

– контроль над соблюдением фирменного стиля Банка;

– формирование и поддержание имиджа Банка в регионе.

Приступим к рассмотрению управлений банка.

Итак, первый этап управления – Управление финансовых операций и обслуживания Клиентов.

  1. Отдел кредитования и анализа рисков – проводит экспертизу кредитных сделок, анализ рисков и анализ кредитоспособности заемщика, кроме того, оценивает целесообразность принятия имущества в залог, осуществляет мониторинг кредитных сделок, заложенного имущества и кредитных рисков.
  2. Отдел ипотечного и потребительского кредитования – внедряет современные виды банковских услуг по кредитованию физических лиц, формирует качественный и доходный кредитный портфель банка, проводит кредитную политику, осуществляет маркетинг потребностей населения региона в различных услугах кредитования.
  3. Отдел международных расчетов и валютного контроля – организует и проводит международные расчеты по экспортным и импортным операциям, структурирует внешнеторговые сделки, осуществляет функции агента валютного контроля при проведении внешнеторговых операций.
  4. Отдел депозитарных операций – заключение депозитарных, междепозитарных договоров и договоров доверительного управления, проведение операций по открытию, ведению и закрытию счетов.
  5. Отдел финансовых операций – проводит финансовые операции с корпоративными клиентами и формирует ресурсные базы, проводит операции в пределах полномочий финансовых операций от имени и за счёт банка или по поручению клиента, ведет открытую валютную позицию Филиала, управляет ликвидностью по рублевым и валютным операциям, анализирует финансовые и фондовые рынки.
  6. Отдел кредитования малого бизнеса – внедряет современные виды банковских услуг по кредитованию малого бизнеса, в этой сфере реализует кредитную политику, организует работу по формированию базы данных Банка о клиентах, осуществляет маркетинговую деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности Банка.

 Следующий вид управления – Управление учета, отчетности и кассовых операций.

  1. Операционный отдел – делится на обслуживание физических и юридических лиц. Организует работу по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, включая ведение бухгалтерского учета, реализует клиентам типовые банковские продукты, выстраивает эффективную схему операционного обслуживания клиентов, противодействует легализации доходов, полученных преступным путем.
  2. Отдел кассовых операций – осуществляет операции с денежной наличностью, чековыми книжками, драгоценными металлами и монетами, проведение валютно-обменных операций, обслуживание клиентов депозитария, обеспечение сохранности денежных средств, управление остатками наличности, противодействует легализации доходов, полученных преступным путем.
  3. Группа расчетов и оформления операций – осуществляет учет операций по корреспондентским счетам  (открытие, закрытие, переоформление, ведение счетов «Лоро» и «Ностро», регулирование движения денежных средств и их остатков, подготовка и рассылка выписок) и учет по операциям банка (контроль за соблюдением лимитов на проведение операций, бухгалтерский учёт операций с ценными бумагами, депозитов и другое, формирование бухгалтерских документов дня, ведение карточек налогового учета по операциям отдела).
  4. Отдел бухгалтерского учёта и отчётности – ведение бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций, учет доходов, расходов, финансового результата, основных фондов, имущества и МЦ, дебиторской и кредиторской задолженности, подготовка отчетностей, осуществление ежедневного последующего контроля по операциям отдела.

Административно-хозяйственное управление представлено следующими отделами:

  1. Отдел юридического сопровождения – защита интересов банка, оказание правовой помощи структурным подразделениям Банка, участие в подготовке правовых документов, осуществление контроля за юридически правильным оформлением документов, осуществление претензионно-исковой работы.
  2. Отдел экономического анализа и планирования – подготавливает аналитическую информацию, осуществляет текущее и перспективное планирование деятельности Банка, анализирует и прогнозирует развитие конкурентной среды, оценка позиций Банка, подготовка управленческой и экономической отчётности.
  3. Отдел инкассации – обеспечение инкассации, сохранности и транспортировки денежных средств и ценностей клиентов, операционных касс, банкоматов и дополнительных офисов.

Рассмотрим обслуживание физических лиц.

Банк предоставляет широкий  спектр продуктов, удовлетворяющий  основные потребности клиентов: ипотечное, потребительское и автокредитование, кредитные и расчетные банковские карты, вклады, расчетное обслуживание физических лиц.

Активное использование передовых  технологий позволило обеспечить быстрое  и качественное обслуживание клиентов, что подтверждается ростом клиентской базы банка:  количество действующих  клиентов – физических лиц –  возросло более чем на 20%.

Динамичными темпами развивалось  ипотечное кредитование. Такие результаты стали возможны благодаря реализации целенаправленной маркетинговой политики банка, заключающейся в поддержании  рыночных ценовых условий по продукту и обеспечении конкурентных преимуществ  за счет повышения качества ипотечных  продуктов и сервисов. В первую очередь – за счет упрощения процедуры  получения кредита в банке, организации  Центров ипотечного кредитования, предоставляющих  полный спектр услуг по организации  и сопровождению ипотечных сделок, модификации соответствующих продуктов  и условий их предоставления.

Также банк продолжил масштабное продвижение  программ автокредитования. Активное развитие получили совместные программы  с партнерами (автопроизводителями  и автосалонами), что обеспечило существенный рост портфеля автокредитов.

В 2006 году банк провел масштабный реинжиниринг бизнес-процессов с целью повышения  привлекательности традиционного  потребительского кредитования и оптимизации  рисков. Результатом, с одной стороны, стало достижение приемлемого уровня просроченной задолженности по портфелю, с другой - формирование привлекательной и востребованной потенциальными клиентами линейки потребительских кредитов.

Банк «УРАЛСИБ» специализируется на реализации кредитных карт среди  сотрудников организаций, получающих зарплату на открытые в банке карточные  счета. Это позволяет минимизировать соответствующие кредитные риски  и предоставлять клиентам максимальный уровень сервиса.

На протяжении всего своего существования  банк «УРАЛСИБ» осуществлял активное привлечение вкладов населения  за счет поддержания имиджа надежного  финансового института, конкурентоспособного уровня процентных ставок, проведения различных маркетинговых акций  и программ, а также внедрения  новых депозитных продуктов.

Банк «УРАЛСИБ» является принципиальным членом международных платежных  систем Visa International, MasterCard Worldwide и учредителем  платежной системы Accord, что позволяет  осуществлять выпуск и обслуживать  банковские карты, обеспечивая наивысшую  степень безопасности и качества проводимых операций.

Информация о работе Кредитование физических лиц