Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение возможных направлений обеспечения устойчивого развития экономики через оптимизацию деятельности банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
определить роль государственных банков как неотъемлемого элемента национальной банковской системы;
провести оценку деятельности государственных банков по обеспечению устойчивого развития экономики;
рассмотреть возможные меры по совершенствованию деятельности государственных банков в условиях антикризисного управления.
В кредитной практике Сбербанка России, как известно, активно используется механизм поручительства.
Поручителем по кредиту может стать как юридическое, так и физическое лицо. Во втором случае поручитель - это платежеспособный гражданин Российской Федерации, имеющий постоянный доход. Возрастная амплитуда достаточно широка: от 18 до 70 лет. Есть, правда, дополнительное условие - к моменту возврата кредита, предусмотренному договором, возраст поручителя не должен превышать 75 лет.
В
соответствии с договором поручительства,
поручитель и заемщик несут солидарную
ответственность за своевременное
погашение и обслуживание кредита.
Если обязательства заемщиком
Безусловно, кредитование населения сегодня является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений банковской деятельности. Что же касается спроса на эту услугу, то ответ напрашивается сам собой. Экономическая стабильность и связанные с ней рост доходов и уверенность людей в завтрашнем дне - вот те условия, которые способны положительно влиять на развитие рынка потребительских кредитов. Еще одно необходимое условие - грамотные принципы кредитной политики банков, поскольку одновременно с увеличением спроса на кредиты будет усиливаться и конкуренция между банками за лидерство в этом секторе услуг.
В планах Сбербанка России - увеличение
доли потребительских кредитов в кредитном
портфеле: как за счет увеличения объемов
кредитования, так и путем продвижения
новых продуктов. Сбербанк постоянно проводит
мероприятия по улучшению условий кредитования.
Так в апреле 2010г. Сбербанк снижает на
0,5- 3% ставки по всем кредитам для физических
лиц и отменяет все комиссии. Окончательная
ставка будет зависеть от кредитного продукта.
Этим он добился по итогам на конец 2010г.
15%-го прироста розничного кредитного
портфеля.
2.3
Участие Сбербанка
РФ в развитии реального
сектора экономики
Кредитование
предприятий реального сектора
экономики — важнейший
В 2009 году на динамику бизнеса Банка значительное влияние оказывали негативные последствия кризисных явлений в мировой экономике, которые начали свое развитие в конце 2008 года.
В первой половине 2009 года их влияние было особенно велико. Сокращение спроса на товары и услуги предприятий привело к сворачиванию инвестиционных программ и соответственно снижению спроса на банковские кредиты. Кроме того, кризис сбыта и резкое падение цен на продукцию обусловили сокращение денежных потоков и невозможность обслуживания долга для широкого круга первоначально надежных заемщиков. Ухудшение экономической конъюнктуры в совокупности с высоким уровнем долговой нагрузки создали угрозу банкротства для значительного количества предприятий. В условиях возросших кредитных рисков в начале 2009 года кредитная политика Банка была пересмотрена в сторону ужесточения — были сформулированы новые принципы кредитования клиентов, предусматривающие применение более консервативного подхода в оценке рисков, финансового состояния и перспектив деятельности заемщиков. Были предусмотрены изменения в технологии кредитного процесса, в том числе усилен мониторинг за текущей ссудной задолженностью, изменены требования к существующим и новым клиентам по выдаваемым кредитам, условия пролонгаций, рефинансирования и реструктуризации уже выданных кредитов.
Эти
тенденции в сочетании с
Вслед за динамикой конъюнктуры рынка со второй половины 2009 года Сбербанк регулярно пересматривал ставки по кредитным продуктам для корпоративных клиентов в сторону снижения.
Несмотря на негативные тенденции макроэкономического характера, Банк активно кредитовал реальный сектор экономики. За год российским предприятиям было выдано кредитов на сумму около 4 трлн руб., при этом наиболее высокими темпами кредиты выдавались в конце 2009 года, по мере оживления деловой активности в экономике. Остаток кредитного портфеля корпоративных клиентов Группы Сбербанка увеличился на 6,1% и составил 4266 млрд руб. Более 57% от остатка кредитного портфеля Банка приходится на портфели территориальных банков в различных регионах России.
Важным направлением кредитной работы Сбербанка являет финансирование инвестиционных и строительных проектов клиентов. Кредиты, предоставленные на эти цели, составляют основу специализированного пакета кредитов.
В 2009 году Банком выдано кредитов предприятиям на инвестиционные цели на сумму около 340 млрд руб., что почти вдвое меньше, чем в 2008 году (свыше 600 млрд руб.). Такая динамика была обусловлена снижением спроса на инвестиционные кредиты в результате сокращения инвестиционных программ подавляющим большинством российских предприятий реального сектора (по оценке Госкомстата России инвестиции предприятий в основной капитал сократились на 17%). Портфель кредитов на инвестиционные цели за год сократился на 1,3% и составил около 1060 млрд руб.
Несмотря на тяжелое положение строительной отрасли, спад в которой в 2009 году по оценке Госкомстата России составил 16,4%, Банк активно сотрудничал с компаниями по финансированию строительных проектов. Объем выданных кредитов на цели финансирования строительных проектов в 2009 году составил около 180 млрд руб., а остаток кредитного портфеля по данному направлению увеличился на 6,4% и превысил 660 млрд руб. Существенным конкурентным преимуществом Сбербанка в сфере финансирования строительства является обширная филиальная сеть, позволяющая Банку и его клиентам реализовывать и эффективно контролировать строительные проекты во всех регионах страны.
За различные периоды действия областных целевых программ юридическим и физическим лицам Мордовии выдано 26,3 млрд рублей, из них предприятиям агропромышленного комплекса - 19,8 млрд рублей, субъектам малого предпринимательства - 564 млн рублей, предприятиям легкой промышленности - 698 млн рублей, личным подсобным хозяйствам - 1,63 млрд рублей, крестьянским фермерским хозяйствам - 252 млн рублей, молодым семьям на приобретение жилья - 923 млн рублей.
В 2010 году Сбербанк в рамках действующего законодательства продолжил кредитование предприятий и населения, участников целевых программ.
В
2009 году Сбербанк проводил работу по стабилизации
финансового положения
В целях организации эффективной работы с проблемной задолженностью в 2009 году в Банке было создано специальное подразделение по работе с проблемными активами и начал работу комитет п проблемным активам. Кроме того, Банк запустил единый информационный ресурс по реализации заложенного и неиспользуемого имущества должников.
Для
обеспечения компетентного
Сотрудничество с российскими компаниями в части привлечения средств является одним из важнейших направлений бизнеса Банка. В 2009 году на расчетно-кассовом обслуживании в Банке находились 1,5 млн корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей (Рисунок 5).
По итогам 2009 года остаток средств корпоративных клиентов Сбербанка сократился на 1,9% и составил 1652 млрд руб. Указанная динамика обусловлена отсутствием у Сбербанка потребности в привлечении дополнительных ресурсов корпоративных клиентов, в связи с чем в 2009 году неоднократно снижались ставки по срочным инструментам. Доля Банка на рынке привлечения средств юридических лиц сократилась за год с 20,6 до 17,7%.
В 2009 году Банк начал реализацию перспективного проекта по организации предоставления услуг клиентам с использованием системы электронной торговли АС «SavEx». Внедрение данной системы позволит осуществлять интернет-торговлю с корпоративными клиентами по конверсионным операциям и операциям привлечения средств в срочные инструменты.
На
долю крупных корпоративных клиентов
приходится половина кредитного портфеля
Банка. В целях развития отношений
с этими клиентами в Банке
внедрен институт клиентских менеджеров
и проведено закрепление менеджеров
за крупнейшими и крупными клиентами.
Кроме того, внедрена система управления
отношениями с клиентами (CRM-Корпоративный),
которая содержит полное досье клиентов,
включая информацию об объемах продаж,
финансовых показателях, контактах с клиентами,
ходе реализации сделок с клиентами.
Рисунок 5- Структура корпоративного клиентского портфеля в разрезе сегментов
Особое внимание Банк уделяет работе с субъектами малого предпринимательства, количество которых составляет более 80% корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в Банке.
Под влиянием кризисных явлений количество заемщиков среди клиентов данного сегмента существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании малого бизнеса предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты.
В 2009 году в Сбербанке было создано специальное подразделение по работе с клиентами, чья годовая выручка не превышает 25 млн. руб. Работа с этим сегментом была направлена на поддержку малого бизнеса в условиях сложной макроэкономической ситуации, расширение линейки кредитных и некредитных продуктов и внедрение системы интернет-банкинга.
Для субъектов малого предпринимательства в 2009 году представлены кредитные продукты «Бизнес-авто» и «Коммерческая недвижимость», запущены пилотные проекты «Экспресс-лизинг» и «Микрокредит субъектам малого бизнеса» с ускоренной процедурой рассмотрения кредитных заявок. Разработан проект офиса нового формата, ориентированного на работу с малым бизнесом. Начато консультирование компаний в режиме реального времени на интернет-портале www. opora-credit.ru и в круглосуточном центре телефонного обслуживания.
Кроме того, в ряде подразделений г. Москвы и г. Самары стартовал пилотный проект системы интернет-банкинга для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн».
Продолжилось активное сотрудничество Банка с администрациями республик, краев и областей Российской Федерации в части финансирования региональных программ, направленных на развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности, стабилизацию социального климата.
По
состоянию на 31 декабря 2009 года остаток
ссудной задолженности
Основной
вид услуг, предоставляемых банком
корпоративным клиентам, — услуги
расчетно-кассового
Спад
во внешнеэкономической
Объем
операций клиентов по контрактам, связанным
с внешнеэкономической
Информация о работе Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы