Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение возможных направлений обеспечения устойчивого развития экономики через оптимизацию деятельности банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
определить роль государственных банков как неотъемлемого элемента национальной банковской системы;
провести оценку деятельности государственных банков по обеспечению устойчивого развития экономики;
рассмотреть возможные меры по совершенствованию деятельности государственных банков в условиях антикризисного управления.
Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2009 года обслуживалось 86,6 тыс. точек клиентов — юридических лиц, включая коммерческие банки. За год служба инкассации Банка проинкассировала ценностей клиентов в объеме 2,6 трлн руб. — на 4,6% больше, чем в 2008 году. Доставлено в интересах клиентов — юридических лиц более 370 млрд руб. Комиссионный доход по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд руб.В 2010 году Банк планирует повысить технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрить безакцептное списание комиссий за услуги инкассации.
Таким
образом, взаимодействие банка с
предприятиями реального
Мордовское отделение Сбербанка России предоставило кредитные средства в объеме 1 млрд рублей Министерству финансов Мордовской Республики в рамках заключенного в январе этого года государственного контракта. Данные средства будут направлены на финансирование расходных статей республиканского бюджета, в первую очередь на реализацию приоритетных инвестиционных программ в области жилищного и дорожного строительства, поддержки молодых семей и т.д.
Сбербанк России традиционный финансовый партнер правительства Мордовии - только в 2008 году министерством финансов, администрациями городов и районов Мордовской Республики было привлечено кредитных средств банка на сумму свыше 790 млн рублей, что позволило оперативно решать важные экономические и социальные задачи.
Сбербанк РФ планирует в ближайшие две недели начать выдачу льготных рублевых автокредитов, процентная ставка по которым для заемщиков может составить 6,3% годовых.
С 24 марта 2010года, когда в России вступило в действие постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов сроком до конца 2011 года, Сбербанк РФ приступил к консультированию потенциальных заемщиков. В Мордовии, к примеру, ежедневно поступает от 5 до 20 обращений. Срок принятия решений о выдаче кредитов в Сбербанке составит от двух до пяти дней.
Размер кредита для каждого заемщика составит 245 тыс. рублей, или 70% от стоимости автомобилей, включенных в перечень правительства РФ. Волго-Вятский банк Сбербанка уже провел переговоры о реализации программы кредитования с такими дилерами, как ООО «ТД «Агант», ТСС, «БЦР-Автоком», «Ока-Лада», «Нижегородец», торговый дом «Соллерс».
Часть процентной ставки по автокредитам банкам возместит государство: в 2009 году объем субсидирования составит 2 млрд рублей. Помимо Сбербанка выдавать гражданам подобные кредиты уполномочен ВТБ 24.
Сбербанк
России улучшает условия совершения
валютно-обменных операций для своих
клиентов. С 2010 года он не взимает комиссию
при продаже или покупке
Помимо этого, теперь во всех филиалах банка, расположенных в пределах столиц субъектов Федерации, устанавливаются единые курсы покупки и продажи валюты, что делает политику курсообразования в банке более понятной для населения.
Банк
сохраняет дифференцированный подход
при установлении курсов, пропагандируя
принцип «больше сумма — лучше
курс». Кроме этого, при совершении
клиентом операции по покупке-продаже
иностранной валюты на сумму от 10 тыс.
долларов (в эквиваленте) банк может предложить
ему индивидуальный курс.
3 Совершенствование
деятельности государственных
банков в условиях антикризисного
управления
3.1
Методы и цели государственной
поддержки банковского
сектора региона
Несмотря на отмечавшееся в последние годы динамичное развитие российского банковского сектора, мировой финансовый кризис, и вызванный им кризис ликвидности российской банковской системы, привели к сокращению объемов активных банковских операций. Меры государственной поддержки банковского сектора направлены, прежде всего, на повышение стабилизации всей банковской системы, из-за этого они не имеют четкой фокусировки, фактически создавая равные стартовые условия для выживания в период кризиса.
Особенностью рынка банковских услуг является то, что саморегулируемый в ходе конкурентной борьбы, он также регулируется государством через систему Центрального Банка. Институт государства формирует большинство норм, регламентирующих поведение субъектов. Высокая социальная значимость для общества делает этот рынок социально-ориентированным, где механизмы конкуренции играют подчиненную роль по сравнению с механизмами государственного регулирования. Это особенно проявилось в условиях современного мирового финансового кризиса. В целях поддержания ликвидности коммерческих банков и реализации ими программ кредитования реальной экономики принят Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», в соответствии с которым предусматривается выдача субординированных кредитов российским коммерческим банкам как мера по поддержке финансовой системы страны. Следовательно, функцией государства является балансирование общественных и частных интересов, формирование системы «социального контроля на базе содержательных критериев общественного благосостояния».
В
целях обеспечения развития банковского
сектора региона в практической деятельности
отдельных территориальных управлений
Банка России используются дифференцированные
формы поддержки кредитных организаций,
представленные в Таблице 4.
Таблица 4- Формы поддержки банковского сектора региона территориальными учреждениями Банка России
Формы поддержки | Регионы, в которых применяются указанные формы поддержки |
1. Заключение региональных соглашений между территориальными учреждениями Банка России и коммерческими банками, работающими на данных территориях, а также межрегиональные соглашения между этими территориями о сотрудничестве на межбанковском рынке. | Саратовская, Астраханская, Нижегородская области, республика Башкортостан |
2. Заключение
генеральных кредитных |
Омская область |
3. Создание
кредитных бюро на базе |
Саратовская область, г. Нижний Новгород |
Использование этих форм поддержки способствует повышению экономической безопасности региональных банковских секторов и стимулирует их развитие.
Региональные
органы власти, используя специфические
формы поддержки, также могут способствовать
укреплению экономической безопасности
банковского сектора региона (Таблица
5).
Таблица 5- Специфические формы поддержки банковского сектора со стороны органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления
Специфические формы поддержки банковской отрасли | Регионы, в которых применяются указанные формы поддержки |
1. Формирование уставного капитала кредитной организации с использованием средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов | г. Москва – Банк Москвы |
2. Введение института уполномоченных банков | г. Москва, г. Новосибирск, г. Иркутск |
3. Заключение соглашений о сотрудничестве кредитных организаций и администраций области и города | г. Омск и Омская область, Кемеровская, Нижегородская области, Республика Коми |
4. Совместная разработка стратегии развития финансовой системы представителями государственной власти и бизнес-сообществом | Северо-Западный Федеральный округ, Республика Дагестан, Республика Башкортостан |
5. Организация и проведение конкурсов на размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах | Тюменская область |
6. Субсидирование
процентных ставок по кредитам,
привлеченным производителями |
Тюменская, Костромская, Ярославская, Кемеровская, Волгоградская, Пермская области и Ставропольский край |
7. Выделение
субвенции из федерального |
32 региона, включая
Москву, Московскую, Ленинградскую,
Новосибирскую области, |
8.Создание
регионального залогового |
Иркутская, Воронежская, Пермская области |
9. Создание Совета банков (Совета межбанковского сотрудничества) при губернаторе области | Костромская, Нижегородская области |
Продолжение таблицы 5
10. Реализация
региональных проектов, направленных
на развитие розничных |
Саратовская, Челябинская области |
11. Организация совместной работы Правительства области по созданию инвестиционно-информационного центра в регионе | Свердловская область |
Перечислим основные принципы управления банковским сектором региона:
В российском законодательстве выделены и раскрыты разные категории банковских учреждений – банк (имеется в виду коммерческий), центральный банк, иностранный банк, филиал банка, представительство, дополнительный офис, но нет расшифровки термина «региональный банк». Вместе с тем, в официальной статистике Банка России при проведении аналитики наряду с понятием «столичные банки» этот термин используется, и под ним понимают все коммерческие банки, расположенные вне гг. Москвы и Санкт-Петербурга, которые не относятся к категории крупных частных банков. Иногда в отчетности контролирующего органа используется термин «местные» банки. В то же время изучение опыта Германии, США, Швейцарии и Японии подтверждает целесообразность выделения региональных банков на законодательном уровне и наделения их соответствующими правами.
Таким образом, для повышения качества и уровня обеспеченности банковскими услугами, предоставления льготных кредитов предприятиям приоритетных отраслей и сфер, а также для эффективного финансирования региональных инвестиционных программ и проектов в федеральных округах России необходимо создать Региональные банки развития (РБР), обладающие определенными полномочиями и определенной спецификой. На эти банки должны распространяться гарантии региональных органов власти, что повысит доверие инвесторов к данным банкам и, соответственно, во многом решит проблему их ресурсной обеспеченности; в отношении этих банков должны быть установлены пониженные требования по минимальной величине уставного капитала. РБР должны также иметь доступ к финансовым ресурсам Инвестиционного фонда России и регионов, а также средствам Банка России и Сберегательного банка Российской Федерации. Их деятельность должна сопровождаться введением соответствующих критериальных параметров – например, по условиям предоставляемых кредитов.
Кризис продемонстрировал решающую роль государственного регулирования экономики в его преодолении. В целях стабилизации финансовых систем от национальных правительств потребовались беспрецедентные меры. Ведущие центральные банки были вынуждены запустить специальные программы по поддержанию ликвидности, а правительства вмешались, чтобы спасти крупнейшие компании, банкротство которых могло иметь непредсказуемые последствия для национальных экономик.
Целью
регулирующего воздействия
В ходе развертывания кризиса внимание властей и регулирующих органов смещалось с отдельных сегментов финансового рынка к рынку в целом, его структуре и системным взаимосвязям. Задачи регулирования постепенно усложнялись. Если в первой половине 2007 г. регуляторы были озабочены ситуацией на рынке ипотечного кредитования и заниженными требованиями к заемщикам со стороны отдельных кредитных организаций, то во второй — процессами секьюритизации.
Информация о работе Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы