Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение возможных направлений обеспечения устойчивого развития экономики через оптимизацию деятельности банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
определить роль государственных банков как неотъемлемого элемента национальной банковской системы;
провести оценку деятельности государственных банков по обеспечению устойчивого развития экономики;
рассмотреть возможные меры по совершенствованию деятельности государственных банков в условиях антикризисного управления.

Файлы: 1 файл

Диплом банковское дело.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2009 года обслуживалось 86,6 тыс. точек клиентов — юридических лиц, включая коммерческие банки. За год служба инкассации Банка проинкассировала ценностей клиентов в объеме 2,6 трлн руб. — на 4,6% больше, чем в 2008 году. Доставлено в интересах клиентов — юридических лиц более 370 млрд руб. Комиссионный доход по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд руб.В 2010 году Банк планирует повысить технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрить безакцептное списание комиссий за услуги инкассации.

     Таким образом, взаимодействие банка с  предприятиями реального сектора  экономики находит отражение  в операциях кредитования, кассового  обслуживания, инкассации, услуг в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.

     Мордовское  отделение Сбербанка России предоставило кредитные средства в объеме 1 млрд рублей Министерству финансов Мордовской Республики в рамках заключенного в  январе этого года государственного контракта. Данные средства будут направлены на финансирование расходных статей республиканского бюджета, в первую очередь на реализацию приоритетных инвестиционных программ в области жилищного и дорожного строительства, поддержки молодых семей и т.д.

     Сбербанк  России традиционный финансовый партнер правительства Мордовии - только в 2008 году министерством финансов, администрациями городов и районов Мордовской Республики было привлечено кредитных средств банка на сумму свыше 790 млн рублей, что позволило оперативно решать важные экономические и социальные задачи.

     Сбербанк  РФ планирует в ближайшие две  недели начать выдачу льготных рублевых автокредитов, процентная ставка по которым  для заемщиков может составить 6,3% годовых.

     С 24 марта 2010года, когда в России вступило в действие постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов сроком до конца 2011 года, Сбербанк РФ приступил к консультированию потенциальных заемщиков. В Мордовии, к примеру, ежедневно поступает от 5 до 20 обращений. Срок принятия решений о выдаче кредитов в Сбербанке составит от двух до пяти дней.

     Размер  кредита для каждого заемщика составит 245 тыс. рублей, или 70% от стоимости автомобилей, включенных в перечень правительства РФ. Волго-Вятский банк Сбербанка уже провел переговоры о реализации программы кредитования с такими дилерами, как ООО «ТД «Агант», ТСС, «БЦР-Автоком», «Ока-Лада», «Нижегородец», торговый дом «Соллерс».

     Часть процентной ставки по автокредитам банкам возместит государство: в 2009 году объем  субсидирования составит 2 млрд рублей. Помимо Сбербанка выдавать гражданам подобные кредиты уполномочен ВТБ 24.

     Сбербанк  России улучшает условия совершения валютно-обменных операций для своих  клиентов. С 2010 года он не взимает комиссию при продаже или покупке валюты, а также проводит единую курсовую политику в крупных городах регионов своей деятельности.

     Помимо  этого, теперь во всех филиалах банка, расположенных в пределах столиц субъектов Федерации, устанавливаются  единые курсы покупки и продажи  валюты, что делает политику курсообразования в банке более понятной для населения.

     Банк  сохраняет дифференцированный подход при установлении курсов, пропагандируя  принцип «больше сумма — лучше  курс». Кроме этого, при совершении клиентом операции по покупке-продаже  иностранной валюты на сумму от 10 тыс. долларов (в эквиваленте) банк может предложить ему индивидуальный курс.  

 

      3 Совершенствование деятельности государственных банков в условиях антикризисного управления 

     3.1 Методы и цели государственной поддержки банковского сектора региона 

     Несмотря  на отмечавшееся в последние годы динамичное развитие российского банковского  сектора, мировой финансовый кризис, и вызванный им кризис ликвидности  российской банковской системы, привели  к сокращению объемов активных банковских операций. Меры государственной поддержки банковского сектора направлены, прежде всего, на повышение стабилизации всей банковской системы, из-за этого они не имеют четкой фокусировки, фактически создавая равные стартовые условия для выживания в период кризиса.

     Особенностью  рынка банковских услуг является то, что саморегулируемый в ходе конкурентной борьбы, он также регулируется государством через систему Центрального Банка. Институт государства формирует большинство норм, регламентирующих поведение субъектов. Высокая социальная значимость для общества делает этот рынок социально-ориентированным, где механизмы конкуренции играют подчиненную роль по сравнению с механизмами государственного регулирования. Это особенно проявилось в условиях современного мирового финансового кризиса. В целях поддержания ликвидности коммерческих банков и реализации ими программ кредитования реальной экономики принят Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», в соответствии с которым предусматривается выдача субординированных кредитов российским коммерческим банкам как мера по поддержке финансовой системы страны. Следовательно, функцией государства является балансирование общественных и частных интересов, формирование системы «социального контроля на базе содержательных критериев общественного благосостояния».

     В целях обеспечения развития банковского  сектора региона в практической деятельности отдельных территориальных управлений Банка России используются дифференцированные формы поддержки кредитных организаций, представленные в Таблице 4.  

Таблица 4- Формы поддержки банковского сектора региона территориальными учреждениями Банка России

Формы поддержки Регионы, в которых  применяются указанные формы  поддержки
1. Заключение  региональных соглашений между территориальными учреждениями Банка России и коммерческими банками, работающими на данных территориях, а также межрегиональные соглашения между этими территориями о сотрудничестве на межбанковском рынке. Саратовская, Астраханская, Нижегородская области, республика Башкортостан
2. Заключение  генеральных кредитных договоров  с Банком России - использование кредитными организациями ресурсов Банка России. Омская область
3. Создание  кредитных бюро на базе территориального  управления Саратовская область, г. Нижний Новгород
 

     Использование этих форм поддержки способствует повышению  экономической безопасности региональных банковских секторов и стимулирует их развитие.

     Региональные  органы власти, используя специфические  формы поддержки, также могут способствовать укреплению экономической безопасности банковского сектора региона (Таблица 5). 
 
 

Таблица 5- Специфические формы поддержки банковского сектора со стороны органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления

Специфические формы поддержки банковской отрасли Регионы, в которых применяются  указанные формы поддержки
1. Формирование  уставного капитала кредитной  организации с использованием средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов г. Москва –  Банк Москвы
2. Введение института уполномоченных банков г. Москва, г. Новосибирск, г. Иркутск
3. Заключение  соглашений о сотрудничестве  кредитных организаций и администраций области и города г. Омск и Омская область, Кемеровская, Нижегородская  области, Республика Коми
4. Совместная разработка стратегии развития финансовой системы представителями государственной власти и бизнес-сообществом Северо-Западный Федеральный округ, Республика Дагестан, Республика Башкортостан
5. Организация  и проведение конкурсов на  размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах Тюменская область
6. Субсидирование  процентных ставок по кредитам, привлеченным производителями товаров  и сельхозпродукции, промышленными  и малыми предприятиями в кредитных  организациях Тюменская, Костромская, Ярославская, Кемеровская, Волгоградская, Пермская области и Ставропольский край
7. Выделение  субвенции из федерального центра  на создание системы гарантий  по кредитам малому бизнесу,  предполагающие функционирование  гарантийно-залоговых фондов, для того, чтобы субъекты РФ могли выступать поручителями по кредитам, взятым в банках малыми предприятиями 32 региона, включая  Москву, Московскую, Ленинградскую,  Новосибирскую области, Агинский, Бурятский автономный округ, Красноярский  край, Республику Татарстан
8.Создание  регионального залогового фонда  для обеспечения гарантий по  кредитам для предприятий малого  и среднего бизнеса, а также  для финансирования социально  значимых для муниципалитетов  проектов Иркутская, Воронежская, Пермская области
9. Создание  Совета банков (Совета межбанковского  сотрудничества) при губернаторе области Костромская, Нижегородская  области
 

                Продолжение  таблицы 5

10. Реализация  региональных проектов, направленных  на развитие розничных платежей, в том числе операций с использованием платежных карт, в рамках взаимодействия администраций субъектов РФ, муниципальных образований, территориальных учреждений Банка России, налоговых органов и кредитных организаций Саратовская, Челябинская  области
11. Организация  совместной работы Правительства области по созданию инвестиционно-информационного центра в регионе Свердловская  область

     Перечислим основные принципы управления банковским сектором региона:

  1. Централизованное законодательное регулирование.
  2. Региональное регулирование деятельности, осуществляемое территориальными управлениями Банка России, путем:
    1. дистанционного надзора.
    2. инспекционных проверок.
  3. Осуществление территориальными учреждениями Банка России комплексного мониторинга:
    1. банковских рисков;
    2. предприятий.
  4. Содействие развитию и поддержка банковской отрасли региона местными органами власти.
  5. Создание координационного органа (Совета межбанковского сотрудничества), способствующего, в числе прочего, разработке основных направлений развития банковского сектора региона.
  6. Организация взаимодействия между всеми органами управления в регионе, деятельность которых в той или иной степени касается функционирования банковской отрасли.

     В российском законодательстве выделены и раскрыты разные категории банковских учреждений – банк (имеется в виду коммерческий), центральный банк, иностранный банк, филиал банка, представительство, дополнительный офис, но нет расшифровки термина «региональный банк». Вместе с тем, в официальной статистике Банка России при проведении аналитики наряду с понятием «столичные банки» этот термин используется, и под ним понимают все коммерческие банки, расположенные вне гг. Москвы и Санкт-Петербурга, которые не относятся к категории крупных частных банков. Иногда в отчетности контролирующего органа используется термин «местные» банки. В то же время изучение опыта Германии, США, Швейцарии и Японии подтверждает целесообразность выделения региональных банков на законодательном уровне и наделения их соответствующими правами.

     Таким образом, для повышения качества и уровня обеспеченности банковскими услугами, предоставления льготных кредитов предприятиям приоритетных отраслей и сфер, а также для эффективного финансирования региональных инвестиционных программ и проектов в федеральных округах России необходимо создать Региональные банки развития (РБР), обладающие определенными полномочиями и определенной спецификой. На эти банки должны распространяться гарантии региональных органов власти, что повысит доверие инвесторов к данным банкам и, соответственно, во многом решит проблему их ресурсной обеспеченности; в отношении этих банков должны быть установлены пониженные требования по минимальной величине уставного капитала. РБР должны также иметь доступ к финансовым ресурсам Инвестиционного фонда России и регионов, а также средствам Банка России и Сберегательного банка Российской Федерации. Их деятельность должна сопровождаться введением соответствующих критериальных параметров – например, по условиям предоставляемых кредитов.

     Кризис  продемонстрировал решающую роль государственного регулирования экономики в его преодолении. В целях стабилизации финансовых систем от национальных правительств потребовались беспрецедентные меры. Ведущие центральные банки были вынуждены запустить специальные программы по поддержанию ликвидности, а правительства вмешались, чтобы спасти крупнейшие компании, банкротство которых могло иметь непредсказуемые последствия для национальных экономик.

     Целью регулирующего воздействия государства  было восстановление стабильности в  финансовом секторе, чтобы предотвратить общеэкономический спад, поскольку кризис очень быстро перекинулся на реальный сектор. Вопрос о спасении экономик встал во многих странах. Первые изменения в регулироваИИ — экстренные меры — имели целью не только восстановить нормальное функционирование финансовых рынков, но и предотвратить резкий спад экономической активности в целом. Параллельно разрабатывались программы помощи финансовому и реальному секторам.

     В ходе развертывания кризиса внимание властей и регулирующих органов смещалось с отдельных сегментов финансового рынка к рынку в целом, его структуре и системным взаимосвязям. Задачи регулирования постепенно усложнялись. Если в первой половине 2007 г. регуляторы были озабочены ситуацией на рынке ипотечного кредитования и заниженными требованиями к заемщикам со стороны отдельных кредитных организаций, то во второй — процессами секьюритизации.

Информация о работе Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы