Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение возможных направлений обеспечения устойчивого развития экономики через оптимизацию деятельности банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
определить роль государственных банков как неотъемлемого элемента национальной банковской системы;
провести оценку деятельности государственных банков по обеспечению устойчивого развития экономики;
рассмотреть возможные меры по совершенствованию деятельности государственных банков в условиях антикризисного управления.

Файлы: 1 файл

Диплом банковское дело.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Самая острая и сложная проблема российской банковской системы состоит в  том, что основная масса российских банков имеет низкую капитализацию. По состоянию на 1 июня 2009г. из 1087 банков, имеющих право на осуществление банковских операций, 320 банков (29,4%) имели капитал до 180 млн. руб., из них 176 банков (16,2%) – менее 90 млн. руб. Таким образом, почти у трети российских банков собственный капитал ниже установленной минимальной величины 5 млн. евро.

     Основу  российской антикризисной политики применительно к банковскому  сектору, составляет выборочная финансовая поддержка крупных социально-значимых банков, в первую очередь с госучастием, в виде субординированных кредитов, госгарантий, размещения бюджетных средств на счетах в коммерческих банках, субсидирования процентных ставок, внесения в капитал банков облигаций федерального займа (ОФЗ) и механизма санации.

     Мощная  финансовая поддержка госбанков  привела к тому, что они существенно укрепили свои позиции. Так, доля пяти государственных банков (ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, РСХБ, Газпромбанк) в совокупных активах банковской системы к концу 2009г. превысит 50%

     Сторонники  либерализации экономики и финансовой сферы критически оценивают усиление огосударствления российской банковской системы. Надо признать – это вынужденная мера. Государство не может заставить частные банки кредитовать экономику и население на невыгодных для них условиях. Реализовать свои антикризисные управленческие решения оно в состоянии только через госструктуры и банки с госучастием.

     Справедливости  ради, стоит отметить, что российское правительство, в отличие от многих других стран, проводит крайне осторожную политику национализации банков. Вхождение в капитал первого уровня – это крайняя мера спасения социально значимого банка. Более того по мере оживления экономики присутствие государства в ней будет постепенно ослабляться, а позиции частного капитала усиливаться.

     Оценивая  эффективность антикризисных мер, направленных на преодоление кризисных явлений, можно сказать, что главный их эффект состоит в том, что они купировали кризис. России удалось избежать массовых банкротств банков, остановить панику среди населения, устранить острый дефицит ликвидности.

     Отдавая должное необходимости и важности финансовой поддержке банковской системы, которая сильно зашаталась под ударами  первой волны кризиса, одного этого  явно недостаточно для преодоления  глубоких кризисных явлений и  тем более создания благоприятных условий для посткризисного развития экономики и финансовой сферы.

     Очевидно, что, для решения стратегических задач помимо финансовой поддержки  банков и реальной экономики, нужны  хорошо проработанное законодательство, независимая судебная система, активная политика стимулирования кредитования экономики и населения, благоприятный инвестиционный климат, высокая социальная ответственность бизнеса и т.д. Только в этом случае в ходе преодоления кризисных явлений может возникнуть финансово-хозяйственная система, в которой спекулятивная составляющая будет сведена к минимуму, что существенно усилит ее устойчивость как перед внешними, так и внутренними рисками.

     Правительство, не отрицая значимости стратегических задач, связанных с переходом  к устойчивой модели экономики и финансово-банковской системы, пока главный акцент делает на решении острых текущих проблем. При этом, как свидетельствуют многочисленные факты, ряд объявленных антикризисных мер не даёт должного эффекта. Примеров неэффективности госпомощи немало. Самый наглядный из них состоит в том, что значительная часть денег, выделенных банкам для финансирования реальной экономики, ушла за рубеж. До конечных потребителей, согласно экспертным оценкам, в 2008г. дошло не более 13%.

     Главная причина существенных сбоев при реализации антикризисной программы, в результате которых появляются риски неисполнения принятых решений, хищения, нецелевого и неэффективного использования госсредств, – затягивание принятия неотложных мер, а также отсутствие чётких механизмов их исполнения. Как неоднократно отмечал Президент России, в лучшем случае исполняется не более трети принимаемых правительством решений. В. Путин, подводя итоги реализации антикризисной политики за январь-май 2009г., оценил работу правительства по преодолению кризисных явлений на «три».

     Кризис, можно сказать, до основания разрушил сложившийся в последние годы кредитный механизм. Произошёл глубокий обвал рынков межбанковского, предпринимательского, потребительского, ипотечного, международного кредита. Они по сей день находятся в крайне неопределенном состоянии. Принимаемые правительством попытки запустить их механизмы пока не дали ощутимых результатов. Исключением является лишь рынок межбанковского кредита, который, благодаря энергичным действиям ЦБ, более-менее стабилизировался. Но масштабы его чрезвычайно малы. На него допущено всего несколько десятков банков [27, с.300].

     Предпринимательский кредит, на долю которого приходится свыше 60% кредитного портфеля банковского  сектора и около 45% совокупных активов  в силу ужесточения требований к заёмщикам и высоких процентных ставок тоже недоступен для многих хозяйствующих субъектов, да и банки, опасаясь роста просрочки, неохотно выдают кредиты. За пять месяцев 2009г. объём кредитов, предоставленных реальному сектору, вырос всего лишь на 542 млрд.руб. (1%), составив около 12,3 трлн. руб (Приложение Д).

     В целях оживления этого сегмента кредитного рынка правительство  вынуждено было принять явно нерыночные меры – послать в банки, получающие госпомощь, уполномоченных представителей ЦБ, обязать их ежемесячно увеличивать объемы кредитования реальной экономики на 2% в месяц. Фактически за 5 месяцев 2009г. кредитный портфель госбанков вырос на 1,3%. Пришлось поставить более серьёзную задачу: в третьем квартале госбанки должны выдать 500 млрд.руб. кредитов, из которых 300 млрд.руб. – госгарантии, упрощенный механизм которых делает их более доступными и выгодными как кредиторам, так и заёмщикам, поскольку теперь основные риски государство взяло на себя. Если новый механизм госгарантий заработает, то это позволит банкам ослабить требования к заёмщикам, что оживит ситуацию на кредитном рынке.

     Энергичные  усилия принимаются по оживлению  рынка ипотечного кредита, который  служит импульсом развития стройиндустрии и рынка недвижимости. Но в условиях падения реальных доходов населения, высокой инфляции и безработицы  восстановить этот рынок крайне тяжело. Так что сколько-нибудь заметных сдвигов его с мертвой точки пока нет. В первом квартале 2009г. объём выданных ипотечных кредитов сократился более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Если 1,5-2 года назад ипотекой занимались более 100 российских банков, то сейчас – не более десяти.

     Не  менее тяжелая ситуация на рынке  потребительского кредита. С января по май 2009 года, по данным ЦБ, розничный  кредитный портфель похудел на 7,5% - с 4005,8 млрд.руб. до 3727,2 млрд.руб. Появились лишь первые признаки восстановления автокредитования.

     В числе главных причин, тормозящих восстановление и тем более развитие кредитного рынка – глубокий дисбаланс  между структурой пассивов и активов, из-за чего пострадало немало крупных  банков, которые широко использовали краткосрочные деньги для долгосрочных кредитов и инвестиций, надеясь на то, что они всегда в любой момент могут занять на денежном рынке и выйти тем самым из сложной ситуации. Кризис лишил их этой возможности, и они оказались в преддефолтном состоянии. Ярким примером является ЗАО «ГЛОБЭКС БАНК», который по объёму капитала входил в первую тридцатку российских банков. Во время прошлогодней осенней паники он оказался не в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами. Государству пришлось спасать банк, перешедший в итоге в распоряжение Внешэкономбанка для последующей санации.

     Самая же серьезная проблема, блокирующая  восстановление и развитие кредитного рынка, – стремительное наращивание  объёмов просроченных кредитов. По разным оценкам, к концу года их доля в кредитном портфеле банковской системы составит от 10% до 20% и более, что может спровоцировать наступление второй волны кризиса. Крупнейшие неплательщики – автопром, торговля, добыча энергоресурсов. Риск невозврата долгов заставляет банки увеличивать резервы на возможные потери. С января по май 2009г. они выросли с 899 млрд.руб. до 1274,2 млрд.руб., в 2,4 раза, а просроченные проценты с 15,5 млрд.руб. до 39,4 млрд.руб, в 2,5 раза

     Противостоять такому росту просрочки можно  только резким увеличением собственного капитала банковского сектора, а возможностей для этого нет даже у крупнейших кредитных организаций. Нет денег и у государства, которое уже сильно потратилось. В бюджете 2010г. уже отсутствуют специальные антикризисные расходы. Сокращает свою помощь банкам и ЦБ.

     Для того, чтобы реально оценить сложившуюся  ситуацию в банковском секторе и  определить действительно необходимый  объём госпомощи, а также не допустить  «проедания» капитала, необходима чистка банковских активов, списание безнадёжных кредитов. Многие аналитики и банкиры считают, что наиболее эффективный способ чистки банковских балансов – создание специального банка плохих кредитов. Что касается правительства, то оно негативно относится к этой идее, предпочитая различные механизмы вхождения в капитал первого уровня (ОФЗ, 30-летние субординированные кредиты и т.д.).

     Модернизация  финансовой системы невозможна без  обновления инфраструктуры, которая  обслуживает деятельность этого  сектора. В течение ближайших  двух лет финансовое сообщество рассчитывает на консолидацию и централизацию биржевой инфраструктуры. Мы полагаем, что слияние ММВБ и РТС является одной из наиболее актуальных задач на пути построения в России международного финансового центра. В то же время хотелось бы сохранить уникальность и достоинства сложившейся биржевой системы. В то время как специализированных торговых площадок может быть достаточно много, смежная инфраструктура (в которую входит депозитарное обслуживание, расчеты, клиринг) должна быть едина.

     Заглядывая в будущее и строя новые планы, не стоит забывать об уроках кризиса. Все лучшее, что можно извлечь из политики финансовой стабилизации, следует сохранить в антикризисном арсенале.

     В первую очередь целесообразно сохранить  инструмент субординированного кредитования банков как действенное средство борьбы с кризисом. При возникновении первых неблагоприятных признаков нездоровья банковского сектора Правительство и Банк России должны иметь возможность вновь вернутся к апробированному средству.

     То  же самое касается предоставления кредитов без обеспечения. Хотя Банк России намерен завершить их предоставление в 2011 г. они остаются в арсенале денежно-кредитной политики. При возникновении острого дефицита ликвидности на межбанковском рынке денежные власти смогут вновь расчехлить надежное оружие.

     В период кризиса АСВ были переданы временные права по санации «проблемных» банков. Ни у кого не вызывает сомнения, что этот опыт оказался удачным. Мы полагаем, что за АСВ целесообразно  закрепление прав по санации на бессрочный период.

     За  время нестабильности через уполномоченных представителей был усилен контроль за работой банков, получивших государственную  поддержку. Считаем, что данный институт можно сохранить на постоянной основе для мониторинга ситуации в крупных  банках.

     На  днях вновь вспыхнула дискуссия  о необходимости безотзывных  вкладов, а также сберегательных сертификатов, которые нельзя погасить досрочно. Как в Министерстве финансов, так и в Министерстве экономиче6ского  развития существуют собственные взгляды  на этот животрепещущий вопрос. Для банков оптимальным решением, конечно, были бы безотзывные вклады. Однако, учитывая, что Президент Дмитрий Медведев уже высказался по этому вопросу, более реалистичным представляется придание сберегательным сертификатам «безотзывного» статуса и распространение на них защиты системы страхования вкладов.

     Достижение  компромисса между регуляторами и банковским сообществом по проблеме сертификатов представляется близким  как никогда. Вопрос заключается  в сроках реализации идеи. Министр финансов Алексей Кудрин в своем выступлении не уточнил возможные сроки внедрения нововведений – только упомянув, что речь идёт об окончании кризиса, когда экономический рост станет устойчивым и достигнет докризисного уровня. Следует отметить, что по экспертным оценкам экономический рост в России в течение ближайших лет не достигнет докризисного уровня в силу ряда макроэкономических причин [26, ст.38].

     В то же время затягивание реализации идеи может оказаться ошибочным. Активный рост банковских вкладов, который в годовом выражении достигает 30%, является ярким свидетельством того, что доверие к банкам восстановлено, и безотзывные вклады на базе сберегательных сертификатов могут быть успешно введены.

     Вкладчики от новации никак не пострадают. Во-первых, «безотзывный» статус будет действовать только для новых вкладов. Во-вторых, вкладчики будут добровольно решать, в какой форме хранить сбережения – никто их не собирается принуждать. В-третьих, целесообразно ввести паспорт финансовой услуги, в том числе по сертификатам, чтобы избежать принятия вкладчиками необоснованного решения. Помимо прочего паспорт финансовой услуги, кратко описывающий характеристики банковского или иного финансового продукта, может оказаться хорошим подспорьем в решении проблемы финансовой грамотности.

Информация о работе Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы