Финансовое состояние коммерческого банка, его оценка и управление банковскими операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:27, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банка – это организации, функциями которых является кредитование юридических лиц (предприятий и организаций), субъектов предпринимательской деятельности и граждан за счёт привлечения средств те же предприятий и организаций, населения путём осуществления вкладных и депозитных операций. Большую роль играют так же кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства коммерческими банками, осуществление валютных и других банковских операций, согласно лицензионным документам. Не секрет, что современные коммерческие банки предоставляют своим клиентам широкий выбор услуг, среди которых финансовые услуги составляют основу деятельности любого банка. Таким образом, изучение финансовой деятельности коммерческого банка, ее содержания актуально и имеет большое практическое значение для будущих специалистов, связанных с банковским делом.

Оглавление

Введение.................................................................................................................5
Глава I. Сущность и значение финансовой деятельности коммерческого банка………………………………………………………………………………..6
Функции коммерческого банка и его структура......................................6
Операции коммерчески банков..................................................................13
Финансовые результаты деятельности коммерческих банков...................16
Глава II. Пути повышения финансовой деятельности банка………………….31
2.1. Методы оценки эффективности работы банка............................................31
2.2. Перспективы развития российской банковской системы...........................33
2.3. Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России.....................................................................................................................39
Заключение..............................................................................................................51
Список использованных источников....................................................................53

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 288.17 Кб (Скачать)

Кроме того, целесообразно разделить банки на группы в зависимости от размеров их активов. К примеру, для малых банков, расположенных и ведущих свою деятельность вне городов федерального значения, можно снизить требования по формированию резервов при кредитовании малых и средних предприятий.

В результате многочисленных обсуждений представители банковского сообщества приходят к выводу, что действующий порядок по формированию резервов на возможные потери по ссудам (Положение Банка России № 254-П) требует не просто косметической доработки, а коренного изменения его принципов, которые будут соответствовать российским реалиям в условиях посткризисной стабилизации экономики.

3. Развитие государственных и  региональных программ но снижению кредитных рисков. Разработка таких программ в период острой фазы кризиса, безусловно, стала большим шагом вперед. И банки, и их заемщики убедились, что государству небезразлична их судьба. Тем не менее в этих программах пока еще остается ряд проблем.

Большинство получателей поддержки со стороны государства не рискнули проводить технологическое обновление в период нестабильности. У кредиторов нет уверенности в том, что в случае возникновения проблем у заемщика банки смогут быстро и с наименьшими потерями получить предусмотренную компенсацию от гаранта в лице органов государственной или региональной власти.

Эффективно механизм государственных гарантий будет работать только тогда, когда он будет побуждать к инвестициям в основные фонды, а не просто к выживанию в период финансовых потрясений. Поэтому необходимо сохранить этот механизм и в долгосрочной перспективе, расширяя и совершенствуя его. Необходимо активно внедрять в практику методы частно-государственного партнерства, позволяющие снизить финансовые риски за счет их перераспределения, в том числе и на региональных уровнях.

Остается предельно актуальным вопрос о количественном и качественном расширении программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Реальность такова, что значительная часть российского малого и среднего бизнеса в своей деятельности использует теневые схемы. Соответственно, кредитование этого сегмен та экономики сопряжено со значительными рисками. Поэтому крайне необходимо дальнейшее развитие государственных, региональных и местных программ поддержки бизнеса.


По мнению участников Форума, АРБ призвана доводить до региональных банковских объединений положительный опыт, накопленный в области кредитования малого и среднего бизнеса. Одним из подобных примеров является деятельность Алтайского гарантийного фонда.

  1. Стимулирование до капитализации банков, процессов слияний и поглощений. В связи с тем, что в настоящее время объем капитала банковской системы России не соответствует масштабам ее экономики, наличие большого объема резервов на возможные потери, погашение задолженности по кредитам нерезидентов и Банка России делают проблему укрепления ресурсной базы и в особенности увеличения собственного капитала банковского сектора предельно актуальной.

По мнению участников Форума, с учетом российской специфики программу предоставления субординированных кредитов следует продолжить. При этом по мере погашения выданных в 2008-2009 гг. кредитов крупным банкам свободные средства следует направлять на повышение капитализации малых и средних региональных банков.

Возросшие требования к капиталу банков стимулируют банки к слияниям и присоединениям. Однако пока в силу ряда причин (в основном законодательного и надзорного характера) данные процессы, в целом имеющие экономическую обоснованность и целесообразность, идут медленно. Указанные ограничения не стимулируют собственников банков реализовывать планы по слияниям и присоединениям.

Неразвитость внутреннего рынка капитала России проявляется и в том, что российские банки не имеют адекватной возможности осуществлять фондирование за счет эмиссии своих долговых ценных бумаг на внутреннем рынке. В рамках плана мероприятий по созданию в Российской Федерации Международного финансового центра необходимо предпринять ряд шагов по ускорению и облегчению доступа кредитных организаций на организованный биржевой рынок в качестве эмитентов.

5. Повышение статуса депозитной базы банков. Рекордный приток вкладов физических лиц, прогнозируемая величина которого по итогам 2010 г. Составит 30%, обостряет проблему придания значительной доле депозитов статуса долгосрочных. В течение длительного времени банковское сообщество настоятельно просит внести изменения в законодательство, предусматривающие введение понятия «долгосрочного банковского вклада» и особый порядок его преждевременного изъятия. Существование в России такого финансового инструмента позволило бы во время активной фазы кризиса и сейчас, в условиях массового притока вкладов, расширить среднесрочное и долгосрочное кредитование.

Необходимо вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса, при этом требуется разработать исчерпывающую процедуру.

6. Решение проблемы «плохих» активов. Анализ показывает, что идея о системном решении вопроса проблемных активов кредитных организаций  отходит на второй план. Ключевой причиной такого вывода является то, что банки в настоящее время провели работы по масштабной реструктуризации задолженности. Кроме того, до настоящего времени кризисные явления развивались по более благоприятному сценарию, что внушило определенное спокойствие.

С сентября 2008-го по апрель 2010 г. было реструктуризировано не менее 20% объема кредитов нефинансовым компаниям. По разным оценкам, от 30 до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге станут проблемными. Это может привести к очередной дестабилизации финансовой системы страны.

Банки применили большое количество мер по нейтрализации влияния проблемных активов на свои финансовые показатели. Крайне положительную роль сыграло содействие Банка России этому процессу, который, посредством введения в действие указания № 2156-У, позволил провести относительно безболезненную' реструктуризацию потенциально проблемных кредитов путем их пролонгации. Однако это лишь временное решение проблем «плохих» активов, а реализация долгосрочных системных мер так и не была осуществлена, хотя потребность в этом остается высокой.

Особое беспокойство вызывает нахождение на балансах банков перешедшего к ним заложенного имущества, в первую очередь - недвижимого. Очевидно, что сегодняшняя конъюнктура рынка не позволяет освобождаться от него без потерь. Это означает, что кредитные организации вынуждены активно разворачивать непрофильную деятельность по управлению; неликвидными активами. И финансирование данных проектов станет финансированием аффилированных структур, что затруднит выполнение банками надзорных требований.

Опыт кризиса показал, что кредитование стало основой банковской деятельности, несмотря на сохраняющиеся колоссальные риски. Поэтому особо актуальной темой является выработка мер общегосударственного масштаба, способных в случае очередных финансовых потрясений не допустить стагнации кредитования. Одной из наиболее востребованных является запуск системы страхования банковских активов.

7. Решение многочисленных законодательных и правоприменительных проблем. Основное внимание необходимо уделить повышению платежной дисциплины - основе рыночной экономики. Для этого требуется пересмотр законодательства о банкротстве, дополненный нормативными документами Банка России. Важной потребностью является формирование объективной судебной практики: на сегодняшний день именно кредиторы являются наиболее слабой стороной в плане защиты их прав в процессе судебных разбирательств.

Залог, как показал опыт кризиса, является наиболее уязвимым способом обеспечения- кредитных обязательств. К примеру, именно из-за отсутствия государственного учета залога транспортных средств тормозится развитие автокредитования в России. Необходимо скорейшее внедрение данного вида учета, формирование общероссийской базы заложенных транспортных средств. Важным и необходимым шагом является создание системы электронных торгов заложенным имуществом, которая сделает рынок более прозрачным и информативным. Давно назрело решение об – освобождении средств от продажи заложенного имущества от обложения НДС или, по крайней мере, введении особого порядка их налогообложения.

Необходимо принятие законодательного решения о допустимости определения договорной подсудности по спорам кредитных организаций с клиентами и физическими лицами. Принятие после доработки законопроекта о банкротстве физических лиц непременно должно сопровождаться указаниями Банка России о порядке резервирования по кредитам заемщиков - физических лиц, находящимся в стадии банкротства.

Кредитные организации в значительной мере страдают от несовершенства судебных процедур. (Большинство дел о взыскании задолженности или изъятии залогов рассматриваются неоправданно долго. Судьи часто встают на сторону; заемщиков по причинам, противоречащим не только закону, но и здравому смыслу. Даже в случае законного исхода дела исполнение решения суда затягивается, провоцируя увеличение потерь. Поэтому давно назревшей необходимостью является проведение судебной реформы и оптимизации деятельности органов исполнительного производства.

8. Активизация ипотечного  кредитования в России. Рынок ипотечного кредитования одним из первых показал признаки восстановления после обвального кризисного падения. В настоящее время банки, заёмщики и регуляторы пришли к выводу, что текущий уровень процентных ставок по ипотечным кредитам является вполне приемлемым. Однако важнейшая проблема заключается в недоступности цен на жилую недвижимость для широких слоев граждан.

Остается сложным вопрос с рефинансированием ипотечных кредитов. Очевидно, что, приняв американскую модель ипотеки, необходимо создать эффективный механизм секъюритизации данного вида кредитных обязательств. Пока же рынок секъюритизации активов в России развит крайне слабо, что в условиях дефицита долгосрочных ресурсов в экономике затрудняет развитие ипотеки.

Спрос на ипотечные кредиты сократился в том числе и потому, что ряд банков в. начале кризисных явлений продемонстрировал низкую социальную ответственность, обращая взыскания на заложенную недвижимость. Общественный резонанс был настолько большой, что государство, в лице Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, вынуждено было предпринять меры по нейтрализации социальных последствий подобной политики.

Очевидной необходимостью для каждого банка, выдающего ипотечные кредиты, является внедрение у себя обязательного механизма реструктуризации ипотечного долга заемщика при возникновении у него финансовых трудностей. Инициирование судебного взыскания должно производиться только в случаях, если невозможно применить те или иные способы реструктуризации долга ипотечного заемщика или если заемщик отказался от такой реструктуризации.

Заслуживает всемерной поддержки инициатива по формированию маневренного фонда жилья в результате реализации проекта АРИЖК по передаче муниципальным образованиям жилых помещений по реструктурированным ипотечным кредитам.

9. Совершенствование  институциональной инфраструктуры кредитного рынка. В течение длительного периода времени коллекторский рынок России функционирует без специального законодательного регулирования, что приводит к частому возникновению спорных ситуаций, а также к введению в заблуждение потребителей в результате необоснованных заявлений, например, о недопустимости уступки прав (требований) по договорам кредитования. Требуется срочное принятие закона о регулировании деятельности по взысканию задолженности, который, в том числе, будет предусматривать порядок взаимодействия коллекторов и должников.

На сегодняшний день в России действует эффективная сеть бюро кредитных историй, однако они в основном работают с информацией о физических лицах. Целесообразно также начать формирование базы данных по кредитным историям юридических лиц.

 

Заключение

 

Для разработки комплексной методики, позволяющей с достаточной степенью достоверности и учетом наибольшего количества показателей оценивать эффективность функционирования российских банков необходимо проведение аналитической работы по изучению характерных черт деятельности банков, закономерностей их развития, а также опыта зарубежных коммерческих банков.

В работе проведен внутренний анализ деятельности Банка по следующей схеме:

1. анализ объемов операций банка;

2. анализ активов и пассивов  банка и их согласованности;

3. анализ банковских рисков необходим  для снижения опасностей потерь  банком части своих доходов  или осуществления дополнительных  расходов в результате проведения  определенных финансовых операций;

4. анализ капитала банка и  его достаточности;

5. анализ эффективности деятельности  банка осуществляется с целью  поиска путей дальнейшего развития  организации, которые оптимизировали  бы ее прибыль и позволили  избежать лишних потерь.

Так же проведен коэффициентный анализ, который позволяет определить место банка на финансовом рынке, основные направления его деятельности (специализацию) и оценить финансовое положение кредитной организации. Показатели, характеризующие финансовое состояние банка, включают в себя коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, качества размещения средств.

Банки создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны, но в то же время в сфере банковского бизнеса работают: Министерство экономического развития, Центральный Банк России, Министерство финансов России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Национальный банковский совет, банковские ассоциации и другие общественные организации. Финансовый кризис способствовал переосмыслению многих считавшихся ранее бесспорными представлений и подходов к банковской деятельности, ее регулированию и надзору, а также механизмам защиты потребителей банковских услуг. Сегодня ведется активная работа по устранению пробелов и выстраиванию стратегии укрепления банковской системы страны, совершенствованию на основе передовых подходов и мирового опыта как национальных систем поддержания финансовой стабильности, так и глобальной финансовой системы в целом.

 

Список использованных источников

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 07.02.2011.
  2. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями от 31 декабря 2004 г., 18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.).
  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденная приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н. 
  4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
  5. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (с изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнениями).
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями).
  8. Письмо ЦРБ №9-Т от 22.01.2003.

Информация о работе Финансовое состояние коммерческого банка, его оценка и управление банковскими операциями