Финансовые услуги коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности финансовых услуг коммерческих банков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать место и роль банковской услуги в деятельности современного банка.
2. Рассмотреть спектр банковских услуг коммерческого банка.
3. Провести анализ современных тенденций в развитии банковской системы Республики Казахстан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3
1. МЕСТО И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……………………………...5
1.1 Историческое развитие теории банковских услуг …………........................5
1.2 Место и роль банковской услуги в деятельности современного коммерческого банка……………………………………………………………..6
2. СПЕКТР БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………12
2.1 Активные и пассивные операции коммерческого банка…………...……..12
2.2 Нетрадиционные операции коммерческого банка……………………...…17
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………19
3.1 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в РК………………………………………………………………............................19
3.2 Инновационные банковские продукты и их роль в развитии коммерческих банков……………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая Темерлан.docx

— 457.31 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Республики Казахстан

                                          Академия «Көкше»

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                            По дисциплине: «Банковское дело»

 

                 на тему: Финансовые услуги коммерческих банков

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студент

                                                           группы  Ф-32             

                                                          Муканов Т.Т.

                                                           Руководитель:

                                                           м.э.н Игенбаев Б.М.

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Кокшетау 2014

                                               Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3                                

1. МЕСТО И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ  УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО  КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……………………………...5

1.1 Историческое развитие теории банковских услуг …………........................5

1.2 Место и роль банковской услуги в деятельности современного коммерческого банка……………………………………………………………..6

2. СПЕКТР БАНКОВСКИХ УСЛУГ  КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………12

2.1 Активные и пассивные  операции коммерческого банка…………...……..12

2.2 Нетрадиционные операции  коммерческого банка……………………...…17

3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………19

3.1 Анализ качественных  показателей деятельности коммерческих  банков в РК………………………………………………………………............................19

3.2 Инновационные банковские  продукты и их роль в развитии  коммерческих банков……………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.

Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчет на обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другие.

Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных продуктов и услуг. Такая широкая диверсификация операций позволяет коммерческим банкам сохранять своих клиентов и оставаться прибыльными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.

Убытки одних операций перекрываются прибылями других, которые в данной ситуации имеют для выполнения их благоприятные условия, не случайно во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.

В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.

Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.

В ежегодном Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана самое серьезное внимание уделено вопросам устойчивого развития конкурентоспособной финансовой системы и, особенно, банковского сектора. Это связано с угрозами нестабильности мировой финансовой системы, обусловленными ипотечным кризисом в США и последовавшим кризисом ликвидности. Сохраняя приоритетность решения стратегических задач, поставленных в посланиях предыдущих годов, Глава государства акцентирует внимание на необходимости решения в текущем году задач по устойчивому росту экономики в целях закрепления достигнутых результатов экономической и политической модернизации страны. Неслучайно в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев одним из приоритетов развития экономики выделил повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особенно банковского сектора [1]. Данные обстоятельства и обуславливают актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является раскрытие сущности финансовых услуг коммерческих банков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Описать место и роль  банковской услуги в деятельности  современного банка.

2. Рассмотреть спектр  банковских услуг коммерческого  банка.

3. Провести анализ современных  тенденций в развитии банковской  системы Республики Казахстан.

 

 

 

1. МЕСТО И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1.1 Историческое развитие  теории банковских услуг.

Начальным этапом развития теории банковских услуг следует считать конец 1960-х – начало 1970-х гг., когда были опубликованы исследования ученых Мичиганского Университета (X. Дуглас "Банковская политика в области кредитования", 1971), Уэлльского университета (Д. Ревелл "Конкуренция и регулирование банковской деятельности", 1978), Женевского университета "Кредитные услуги сберегательных банков", 1974), работы Ш. Дерея "Стратегия Британских банков и международная конкуренция" (1977), исследования Г. Брайана "Конкуренция в банковской сфере" (1970).

Второй этап развития теории банковских услуг – конец 1980-х – начало 1990-х гг. охарактеризован как попытки исследования особенностей деятельности кредитно-финансовых систем отдельных стран и возможных последствий влияния глобализации и централизации банковского капитала на рынок банковских услуг. К наиболее известным работам этого периода следует отнести следующие: Ф. Дерек "Глобальная стратегия банков" (Нью Йорк, 1990), В. Малпас "Как работает финансовая система Сити" (Лондон, 1988), О. Доннел "Финансовые операции регионального инвестиционного банка" (Лондон, 1981), Е. Балларин "Коммерческие банки в условиях финансовой революции" (Кембридж, 1986) и многие другие [2, 56].

Третий этап развития теории банковских услуг начался в 1991 г. и продолжается по настоящее время. Подписание Маастрихтского Договора в 1992 г. о создании Европейского Валютного союза и введение с января 1999 г. единой европейской валюты – евро – положили начало пересмотру концепции комплексного банковского обслуживания клиентов. Актуальность приобрела идея "финансового супермаркета", широкое распространение получили услуги на рынке ссудных капиталов, электронные услуги начался рост слияний и поглощений мелких и средних банков крупными. Значительный практический интерес для развития отечественного рынка банковских услуг представляют исследования, посвященные стратегии деятельности банков. Например, М.Портер основную задачу банковской стратегии видит в поисках конкурентных преимуществ банка и концентрации усилий банковского менеджмента на их практической реализации. Дж. Кея, в свою очередь, считает, что конкурентные преимущества банка зависят от качества его стратегических активов, к которым относятся сеть отделений, филиалов и банков-корреспондентов, стабильная база крупных корпоративных клиентов. Дейвис С. определяет банковскую стратегию как "достижение долгосрочной конкурентной позиции, то есть установление и поддержание конкурентного преимущества в одном или нескольких видах деятельности, которое используется в получении приемлемой нормы прибыли на капитал.

Проблема применения банковских услуг изучена мало по причине закрытости и недоступности информации, наличия преимущественно общих характеристик и рекомендаций.

 

1.2 Место и роль банковской  услуги в деятельности современного  коммерческого банка.

Отечественная практика считает коммерческие банки финансовыми посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе. При этом выделяются следующие основные банковские операции: прием депозитов, выдача кредитов и осуществление денежных платежей и расчетов.

В целом, мнение отечественных ученых по проблеме разграничения понятий банковской операции и банковской услуги сводится к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковских операций.

В отечественной практике не наблюдается разграничения по поводу понятий банковская операция и банковская услуга, и все банковские операции представляют весь спектр банковских услуг. Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. В частности, американский экономист Питер Роуз считает, что банк – это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями.

Следует отметить исследования природы банковских услуг и тенденции их развития на современном этапе таких ученых, как Д. Арист, Б. Бухвальд, Ю. Зайтц, А. Кениона, Дж. Кея, А. Лан-ге, Д. Левеллин, Б. Маруа, С. Матюра, М. Портера, X. Шефера, Э. Штикель, Б. Ш. Хеффермана и др.

Классификация банковских услуг, рассмотренная А.Н. Ивановым основана на ряде критериев, характеризующих особенности их предоставления клиентам [3]. В их числе:

а) направленность на удовлетворение потребностей клиента

− прямые услуги – платежные, коммерческие, инвестиционные;

− косвенные или сопутствующие – клиринговые услуги, телефонное управление счетом (домашний банк), консультационные услуги, выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета;

− услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек овернайты, услуги банка при организации сделки под гарантию Агентства экспортного кредитования;

б) сегментация по группам клиентов.

Исходя из степени сложности существует следующая градация сложности банковских продуктов:

1-й уровень – продукты  и услуги, которые могут быть  востребованы большим количеством  потребителей (открытие счетов, управление  денежной наличностью, клиринговые  услуги);

2-й уровень – услуги, требующие специального уровня  подготовки банковских кадров (управление  активами, инвестиционные услуги);

3-й уровень – услуги, требующие профессиональных знаний  в области использования услуг (услуги в области корпоративных  финансов, управление смешанными  активами);

4-й уровень – услуги, требующие специальных знаний (в  сфере финансового планирования, финансового инжиниринга).

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта их конечному потребителю, т.е. нуждается в рынке банковских услуг.

Составными элементами рынка банковских услуг являются:

- регулирование и регламентация  рыночных отношений на рынке  банковских услуг нормами международного  права и внутренним законодательством;

- наличие портфеля разнообразных  услуг;

- рыночное ценообразование  на банковские продукты и услуги;

- сочетание рыночного  и государственного регулирования  рынка банковских услуг в целях  поддержания его относительной  стабильности;

- прозрачность информации  о состоянии и тенденциях развития  рынка банковских услуг, его участниках;

- неограниченное число  участников.

Конъюнктура рынка банковских услуг зависит от совокупности экономических условий макро- и микроэкономического характера. Структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

- рынок платежных или  корреспондентских услуг;

- услуги на рынке ссудных  капиталов;

- рынок коммерческих услуг  корпоративным клиентам;

- рынок услуг частным  клиентам;

- рынок услуг по банковскому  обслуживанию внутренней и внешней  торговли;

- рынок электронных банковских  услуг;

- рынок услуг по доверительному  управлению активами.

Особую значимость для развития отечественной банковской системы представляет анализ тенденций развития банковских услуг в развитых странах. Изучение и применение опыта крупнейших западноевропейских и американских банков в области предоставления банковских услуг необходимо для формирования российского рынка банковских услуг, который в настоящее время находится на начальном этапе своего развития.

Традиционным должно являться: кредитование (бланковые кредиты, ипотечные ссуды); размещение активов предприятия, которые не участвуют непосредственно в процессе производства (консультации по капиталовложениям и управление портфелем инвестиций), а также дополнительные услуги: финансирование торговли, финансовый инжиниринг, управление денежной наличностью.

Особое внимание в настоящее время уделяется развитию банковских услуг при помощи различных средств телекоммуникации, оказание клиентам различных консультационных услуг по управлению активами, страхованию, наследованию права и другие, при этом банковские клиенты предъявляют повышенный спрос на качество услуг.

Изменения потребностей клиентов и возможностей банковских услуг ведут к определенной реорганизации каналов их сбыта. Общение банка с клиентом в стационарном помещении теряет свою актуальность, так как последний получает возможность это делать при помощи электронных систем связи:

Информация о работе Финансовые услуги коммерческих банков