Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности финансовых услуг коммерческих банков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать место и роль банковской услуги в деятельности современного банка.
2. Рассмотреть спектр банковских услуг коммерческого банка.
3. Провести анализ современных тенденций в развитии банковской системы Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3
1. МЕСТО И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……………………………...5
1.1 Историческое развитие теории банковских услуг …………........................5
1.2 Место и роль банковской услуги в деятельности современного коммерческого банка……………………………………………………………..6
2. СПЕКТР БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………12
2.1 Активные и пассивные операции коммерческого банка…………...……..12
2.2 Нетрадиционные операции коммерческого банка……………………...…17
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………19
3.1 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в РК………………………………………………………………............................19
3.2 Инновационные банковские продукты и их роль в развитии коммерческих банков……………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Кредитные операции занимают наибольшую долю в структуре статей банковских активов.
Кассовые операции. Наличие кассовых активов в необходимом размере важнейшее условие обеспечение нормального функционирования коммерческих банков, использующих денежную наличность для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов, включая заработную плату персоналу, оплату различных материалов и услуг. Денежный запас зависит от: величины текущих обязательств банка; сроков выдачи денег клиентам; расчетов с собственным персоналом; развития бизнеса и т.д. Отсутствие в достаточном количестве денежных средств может подорвать авторитет банка. На величину денежной наличности влияет инфляция. Она увеличивает опасность обесценения денег, поэтому их необходимо скорее пускать в оборот, помещать в доходные активы. Из-за инфляции требуется все больше и больше наличных денег. Кассовые операции – операции, связанные с движением наличных денег, с формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах.
Значение банковских кассовых операций определяется тем, что от них зависят формирование кассовой наличности в хозяйстве, соотношение денежных средств между различными активами, статьями, пропорции между массой бумажных, кредитных купюр и биллонной (разменной) монетой.
Прочие операции. Прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход. В казахстанской практике круг их пока ограничен. К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные и др.
Экономическое содержание указанных операций различно. В одних случаях (покупка-продажа иностранной валюты или драгоценных металлов) происходит изменение объема или структуры активов, которые можно использовать для удовлетворения претензий кредиторов банка; в других (трастовые операции) банк выступает доверенным лицом по отношению к собственности, переданной ему в управление; в-третьих (агентские операции) – банк выполняет роль посредника, совершая расчетные операции по поручению своих клиентов.
Операции с ценными бумагами. Коммерческие банки покупают ценные бумаги для поддержания ликвидности, для увеличения доходов, а также для использования их в качестве обеспечения обязательств по вкладам перед федеральными и местными органами власти. Подавляющая часть всех инвестиций приходится на государственные ценные бумаги . Инвестиции в краткосрочные ценные бумаги правительства обычно приносят меньший доход, но являются высоколиквидным видом активов с практически нулевым риском непогашения и незначительным риском изменения рыночной ставки. Долгосрочные ценные бумаги обычно приносят более высокий доход в течение длительного времени, поэтому их часто держат до или практически до истечения срока. Коммерческие банки охотно вкладывают деньги в ценные бумаги муниципалитетов, поскольку уплачиваемый по ним процент не облагается федеральным налогом (в США).
С целью обеспечения ликвидности банки помещают сравнительно небольшие суммы и в другие ценные бумаги.
2.2 Нетрадиционные операции коммерческого банка
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным операциям. Следовательно, банковский маркетинг является маркетингом в сфере услуг. Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и предприятий. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе необходимый уровень прибыли.
По своему характеру банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные и прочие. Кроме того, казахстанские банки развивают и другие операции по поручению клиентов: факторинговые услуги, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и прочие.
Факторинг представляет собой особую форму деятельности на рынке, связанную с взысканием средств с предприятий-покупателей, являющихся клиентами учреждения. Эта деятельность особо популярна и прибыльна для банка в условиях неплатежей.
Лизинг представляет собой выступление банка в роли арендодателя или посредника между арендодателем и арендатором. При этом арендатор является клиентом банка. Лизинг отличается от обычной аренды тем, что арендатор в итоге выкупает арендуемое имущество. Получается, что лизинг – это покупка товара в рассрочку. Банк, таким образом, дает арендатору кредит на покупку товара, причем товар сразу переходит во владение покупателя.
Банки могут оказывать клиентам информационные и консультационные услуги. Многие банки уже сейчас создали мощные и хорошо оснащенные аналитические отделы. Эти отделы обслуживают в основном собственные нужды банка, так как в наше время при управлении большими суммами денег не обойтись без анализа рисков, доходностей финансовых инструментов, финансовой устойчивости кредитополучателей, будущего курса валют и ценных бумаг.
Как известно, наиболее распространенными источниками инвестирования экономики, как показывает опыт многих зарубежных стран, достигших бурного экономического развития, являются кредиты коммерческих банков.
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ качественных
показателей деятельности
По данным АФН на 01.12.2014 на казахстанском финансовом рынке функционируют следующие банки второго уровня:
1. АО "ДБ "RBS (Kazakhstan)"
2. АО "Банк "Bank RBK" (прежнее наименование - АО "Казахстанский инновационный коммерческий банк")
3. ДБ АО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (АО "МБ "Алма-Ата")
4. АО "АТФБанк"
5. АО ДБ "Альфа-Банк"
6. АО "Альянс Банк"
7. АО "«Дочерний банк «Punjab National Bank»-Казахстан»"
8. АО «БанкПозитив Казахстан (Дочерний банк Банка Апоалим Б.М.)»
9. АО "Евразийский банк"
10. АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана"
11. АО "Заман-Банк"
12. АО "Казкоммерцбанк"
13. АО "Kaspi Bank"
14. АО "ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК"
15. АО "Казинвестбанк"
16. АО ДБ "Банк Китая в Казахстане"
17. АО "AsiaCredit Bank (Азия Кредит Банк)"(прежнее наименование АО "СБ "ЛАРИБА-БАНК")
18. АО "Народный сберегательный банк Казахстана"
19. АО "ДБ "Национальный Банк Пакистана" в Казахстане
20. АО "Delta Bank"
21. АО "Нурбанк"
22. АО "Qazaq Banki"
23. АО "Ситибанк Казахстан"
24. АО «Capital Bank Kazakhstan»
25. АО «Темiрбанк»
26. ДБ АО "Сбербанк России"
27. АО "Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы"
28. АО "БТА Банк"
29. АО "Банк ЦентрКредит"
30. АО "Цеснабанк"
31. АО "Эксимбанк Казахстан"
32. ДБ АО "HSBC Банк Казахстан"
33. АО «ForteBank»
34. АО "Банк "Астана-Финанс"
35. АО "Банк Kassa Nova"
36. ДО АО Банк ВТБ (Казахстан)
37. АО "Шинхан Банк Казахстан"
38. Акционерное общество "Исламский Банк "Al-Hilal"
Таким образом, по состоянию на 1 декабря 2014 года в Казахстане работают 38 банков второго уровня. Динамика развития банковского сектора РК за период 01.01.2012 по 01.01.2013 гг. представлена в таблице 1.
Как видно из таблицы 1 по сравнению с прошлым годом почти по всем показателям очевидна стабильность, количество банков второго уровня не изменилось, количество филиалов банков второго уровня уменьшилось на 1 единицу.
Таблица 2 – Динамика капитала банков второго уровня РК (в млрд. тенге)
Таблица 3 – Структура активов банковского сектора РК
Рассмотрим динамику активов коммерческих банков.
По своим размерам шестерка наиболее крупных банков занимает доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится более 80% совокупных активов банковской системы. Роль государственных банков в экономике невысока, основная роль государственного сектора – внедрение системы жилстройсбережений и кредитование крупных проектов в недобывающей сфере экономики (через банк развития).
С точки зрения ренкинга, в настоящее время можно выделить первую шестерку крупных банков, хотя, как по объему активов, так и по другим количественным показателям АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» пока еще заметно опережают четыре остальных банка и входят в категорию крупнейших.
Традиционно, тройка крупнейших банков являлась основной составляющей банковского сектора Казахстана, как по размеру активов, так и по объему совершаемых операций. Жесткая конкуренция между ними позволяла избежать образования монополий на банковском рынке Казахстана.
Последний год принес достаточно много сюрпризов в части ренкинга казахстанских банков. В настоящее время уже, пожалуй, не существует устойчивого понятия «первая тройка» банков, куда традиционно входили АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк». Существенный рост активов как «Альянс Банка», так и «АТФ Банка» позволили им поочередно занимать третье место по такому показателю, как величина активов.
Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, можно отметить, что капитал банков значительно возрос. К тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана. Рассмотрим основные финансовые показатели крупнейших банков – Казкоммерцбанка и Банка ТуранАлем.
Данные финансовые институты являются универсальными банками, оказывающими широкий спектр услуг как корпоративным, так и розничным клиентам.
Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. В первую очередь, их размер позволяет им без ущерба для ликвидности обслуживать крупные добывающие и промышленные предприятия. С этой точки зрения, дальнейший рост крупнейших банков особенно важен с точки зрения экономического развития страны.
Розничный банкинг, который является основой феноменального роста некоторых банков в своей основе, пока еще не может конкурировать по объему с корпоративным сектором. При этом необходимо отметить, что лидеры банковской системы не сдают свои позиции и в розничном секторе. Последний пример тому – активизация «Казкоммерцбанка» в сегменте розничного бизнеса, проявившаяся в ребрендинге розничного направления и увеличении числа отделений, работающих с физическими лицами.
Несмотря на то, что «Казкоммерцбанк» по-прежнему удерживает с небольшим преимуществом лидерство по величине активов, учитывая приобретение банком «ТуранАлем» «Темирбанка», совокупная доля обоих банков является крупнейшей по объему в Казахстане.
Значение стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса позволяет им быть во многом «законодателями мод» в данном секторе.
3.2 Инновационные банковские продукты и их роль в развитии коммерческих банков
С развитием банковской деятельности в Казахстане, с целью приспособления к возрастающим потребностям клиентов и условиям внешней среды, перед банками встала задача диверсифицировать портфель банковских услуг за счет внедрения инновационных банковских услуг. Применение инновационных банковских услуг рассматривается ими как инновационный рычаг, посредством, которого банки продвигаются в трудных условиях рыночной стихии к намеченным стратегическим рубежам.
Дистанционное банковское обслуживание — это альтернатива традиционному обслуживанию, предоставляющая возможность получить услуги, не приходя в традиционное отделение банка.
Рассмотрим подробнее дистанционное банковское обслуживание, которое предлагает своим клиентам БТА Банк, а именно систему персонального банковского самообслуживания для физических лиц.
Интернет-банкинг. Пройдя простую процедуру регистрации в системе Интернет-банкинга, можно получать целый ряд банковских услуг без посещения отделений банка, независимо от местонахождения и времени. Для подключения к системе достаточно иметь действующую платежную карточку, выпущенную БТА Банком и доступ в Интернет.
Преимущества системы в отличие от традиционного банковского обслуживания:
- Безопасность - защищенный канал связи с банком.
- Простота использования
- дружелюбный и понятный
- Скорость - быстрота выполнения банковских операций.
- Доступность - возможность управлять своими банковскими счетами самостоятельно.
- Экономия - нет дополнительных затрат на покупку и установку специального оборудования.
Система Интернет-банкинга для физических лиц предоставляет возможность осуществлять контроль своих банковских счетов: карточных, депозитных и ссудных и получать выписки по ним за любой период времени.
Кроме того, выполнять операции по осуществлению переводов, производить платежи за услуги сотовой связи и телефонии (по всему Казахстану), кабельное телевидение (для г. Алматы), предоплатные карты, коммунальные платежи (для г. Алматы) по счетам и другое.
Телебанкинг — канал дистанционного самообслуживания клиента, предоставляющий клиенту возможность посредством телефона с тональным набором:
- удаленного доступа к собственным банковским счетам клиента;
- управления денежными
средствами на собственных
- получения информации
о состоянии собственных
- получения справочной информации.
Услуга «телебанкинг» — это идеальная возможность круглосуточно получать оперативную информацию и отдавать распоряжения по исполнению основных операций по счетам.
SMS-банкинг — канал
дистанционного
- удаленного доступа к собственным банковским счетам Клиента (далее собственные банковские счета);
- управления денежными
средствами на собственных
- получения информации
о состоянии собственных
- получения справочной информации.
При помощи мобильного телефона, став клиентом SMS-банкинга можно: