Депозитная политика коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Основную часть ресурсов российских коммерческих банков форми-руют привлеченные средства, которые покрывают до 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депо-зитов) и открытия им соответствующих счетов.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы депозитных операций коммерческого банка
1.1 Экономическая сущность депозитных операций коммерческого банка
1.2 Формирование депозитной политики коммерческого банка в
системе управления банковскими ресурсами
1.3. Актуальные проблемы осуществления депозитных операций коммерческого банка
2 Исследование депозитных операций коммерческого банка (на примере АККСБ «КС Банк»)
2.1 Оценка динамики и структуры рынка депозитов на федеральном уровне
2.2 Сравнительный анализ депозитных операций региональных коммерческих банков в РМ
2.3. Оценка деятельности АККСБ «КС Банк» в сфере привлечения депозитов физических и юридических лиц
Или можно 2.2. Оценка деятельности АККСБ «КС Банк» в сфере привлечения депозитов физических лиц

Файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 623.50 Кб (Скачать)

      Депозитная  политика кредитной организации  должна отвечать следующим требованиям:

    • экономическая целесообразность;
    • конкурентоспособность;
    • внутренняя непротиворечивость.

      Под экономической целесообразностью  понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос должен рассматриваться в контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе  резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

      Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

      Внутреннюю  непротиворечивость депозитной политики можно рассматривать в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

      Депозитная  политика банка строится в зависимости от:

  • субъектов депозитных отношений (в отношении физических и юридических лиц);
  • банковских инструментов, используемых для привлечения ресурсов;
  • сроков привлечения ресурсов (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная депозитная политика);
  • цели привлечения (для инвестирования, кредитования, поддержании текущей ликвидности);
  • агрессивности в вопросах   привлечения ресурсов и связанных с этим вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.

      При рассмотрении сущности депозитной политики коммерческого банка   затронем такие вопросы, как субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

К субъектам  депозитной политики коммерческого банка относятся клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Данную структуру можно отобразить на рисунке 1.1.

        

      

      

       

       

       Рисунок 1.1 – Структура депозитной политики коммерческого банка

       В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, соблюдение которых позволяет банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации депозитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитной политики.

        Под общими принципами депозитной  политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы:

  • комплексного подхода;
  • научной обоснованности;
  • оптимальности;
  • эффективности;
  • единство всех элементов депозитной политики банка[3].

      Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

      К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

      Одним из важных вопросов теоретической части  является вопрос о границах депозитной политики коммерческого банка, под которыми понимается определенный допустимый предел аккумулирования банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. При этом дается классификация этих границ по следующим признакам:

  • в зависимости от спроса и предложения на рынке депозитов (экономические границы);
  • по воздействию нормативов ЦБ РФ и лимитов банка (административные границы);
  • в зависимости от субъектов депозитных отношений (внешние и внутренние границы);
  • в зависимости от срочности депозитных отношений (временные границы);
  • в зависимости от географического принципа (территориальные границы);
  • в зависимости от объемов и структуры привлеченных средств (количественные и качественные границы).

      В обобщенном виде классификация границ представлена на рисунке 1.2.

 
 

 
 

 

 
 
 

Рисунок 1.2 – Границы депозитной политики коммерческого банка

      Рассматривая  депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что конечной  целью депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объёма ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержание необходимого уровня ликвидности с учётом всех видов рисков. Успешная реализация этой многогранной цели депозитной политики банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

  • содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;
  • поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;
  • обеспечение диверсификации субъектов депозитных операций и сочетание разных форм депозитов;
  • поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депозитов и кредитных вложений;
  • минимизация свободных средств на депозитных счетах;
  • проведение гибкой процентной политики;
  • постоянное изыскание путей и средств уменьшения процентных расходов по привлеченным ресурсам;
  • развитие банковских услуг и повышение качества и культуры обслуживания клиентов.

    Реализация  данных задач позволит эффективно сформировать депозитную политику коммерческого  банка,  способствующую укреплению позиций кредитной организации на рынке депозитных услуг[6].

     При формировании своей депозитной политики кредитная организация должна учитывать следующие факторы:

  • изменение налогового законодательства;
  • текущее состояние и тенденции финансового рынка как в части привлечения, так и размещения ресурсов;
  • изменения, вносимые в расчет банковских нормативов;
  • изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • лимиты, контрольные цифры, устанавливаемые самим банком на проводимые банковские операции[3].

      При этом методической основой для проведения конкретных банковских операций служат соответствующие внутрибанковские документы (положения, инструкции, технические порядки), действующие в банке.

      Механизм  формирования депозитной политики включает в себя ряд этапов:

  1. Выработка стратегии коммерческого банка в сфере привлечения ресурсов;
  2. Тактика банка по организации формирования ресурсной базы;
  3. Контроль за реализацией депозитной политики.

      Депозитная  политика коммерческого банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала, занимающегося отбором конкретных предложений по депозитам и выработкой условий депозитных договоров.

      Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами. Так, правление банка определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществляет общий контроль, за реализацией депозитной политики.

      Комитет по управлению активами и пассивами  принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структуру и динамику ресурсов, их сопряженность по срокам и суммам с активами банка с целью выработки в необходимых случаях решений по корректировке депозитной политики банка; осуществляет текущий контроль за реализацией депозитной политики отдельными структурными подразделениями банка.

      Финансовое  управление банка совместно с  казначейством определяет общую  потребность банка в депозитных средствах (на год, в том числе  с разбивкой по кварталам): устанавливает размеры процентных ставок по каждому типу ресурсов (депозиты (вклады), векселя, МБК); определяет объемы резервирования привлеченных средств в Банке России; контролирует соблюдение банком нормативов риска по привлеченным средствам, установленных Банком России и т.д.

      Непосредственно привлечением депозитов в различных  формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг (выпуск собственных векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), кредитный отдел или отдел активов и пассивов (депозиты юридических лиц) и другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой каждого банка.

      Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банки  разрабатывают Положения по депозитным (вкладным) операциям, в которых оговариваются: правила и условия приема депозитов (вкладов), правовой статус субъектов договорных отношений; порядок заключения договора банковского вклада; его содержание; способы приема и выдачи вклада (депозита); перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к ним; права вкладчиков и обязанность банка; способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

      Внутри  банковские инструкции о порядке  совершения конкретных депозитных (вкладных) операций, которые разрабатываются банком в развитие Положений о вкладах (депозитах), содержат организацию работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схему их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.

      Следует отметить, что при формировании депозитной базы любого коммерческого банка  возникает большое количество проблем  субъективного и объективного характера.

      К субъективным проблемам относятся такие, как:

  • масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;
  • отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;
  • недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;
  • отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;
  • недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и т. д.

Информация о работе Депозитная политика коммерческого банка