Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:12, дипломная работа
Основную часть ресурсов российских коммерческих банков форми-руют привлеченные средства, которые покрывают до 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депо-зитов) и открытия им соответствующих счетов.
Введение
1 Теоретические основы депозитных операций коммерческого банка
1.1 Экономическая сущность депозитных операций коммерческого банка
1.2 Формирование депозитной политики коммерческого банка в
системе управления банковскими ресурсами
1.3. Актуальные проблемы осуществления депозитных операций коммерческого банка
2 Исследование депозитных операций коммерческого банка (на примере АККСБ «КС Банк»)
2.1 Оценка динамики и структуры рынка депозитов на федеральном уровне
2.2 Сравнительный анализ депозитных операций региональных коммерческих банков в РМ
2.3. Оценка деятельности АККСБ «КС Банк» в сфере привлечения депозитов физических и юридических лиц
Или можно 2.2. Оценка деятельности АККСБ «КС Банк» в сфере привлечения депозитов физических лиц
Указанное право предоставляется не каждой кредитной организации, а только той, которая имеет ежедневный сводный баланс в целом по организации и в течение не менее 6 месяцев до момента обращения в Банк России с указанной просьбой выполняет следующие требования:
-
своевременно и в полном
-
соблюдает обязательные
-
не имеет просроченной
-
имеет аудиторское заключение
по публикуемой годовой
-
не задерживает представление
бухгалтерской и
- не допускает других нарушений банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.
Если
кредитная организация
В
целях укрепления финансового положения
коммерческого банка и
- при нарушении сроков и полноты депонирования обязательных резервов однажды сроком не более двух календарных дней ЦБ РФ взимает штраф за каждый день в размере 1/3 ставки рефинансирования, деленной на 360 дней:
-
при нарушении сроков и
-
при повторном нарушении
- при третьем и последующих нарушениях, штраф от суммы недовзноса средств, взыскивается в размере двойной ставки рефинансирования, деленной на 360 дней [41,78].
Кроме того, в случае невыполнения банками требований о своевременном и полном перечислении обязательных резервов, несвоевременного представления расчетов регулирования объемов резервов, недостоверности сведений, содержащихся в расчетах и в других необходимых документах, Банк России имеет право:
а) не предоставлять таким банкам ломбардные и другие кредиты;
б) не принимать от них депозиты;
в) применять к ним иные меры воздействия, предусмотренные в законе о Центральном банке РФ вплоть до отзыва лицензий.
Депозитную
деятельность, осуществляемую банками,
можно считать эффективной в том случае,
если в результате её проведения у коммерческой
организации формируется оптимальный
депозитный портфель, который позволяет
ему иметь минимальные риски и высокий
уровень доходности.
1.3
Актуальные проблемы
осуществления депозитных
операций коммерческого
банка.
Банковская деятельность невозможна без риска. Риск существует в любой
любой банковской операции, только он может быть разных масштабов и по разному снижаться и компенсироваться.
Приведем
основные принципы классификации финансовых
рисков в банковской сфере. Под классификацией
понимают систему соподчиненных понятий
какой-либо области знания или деятельности
человека, используемую как средство или
установления связей между этими понятиями.
Таким образом, классификация рисков означает
систематизацию множества рисков на основании
каких-либо признаков и критериев, позволяющих
объединить подмножества рисков в общие
понятия. Научно обоснованная классификация
риска содействует четкому определению
места каждого риска в общей системе и
создаст потенциальные возможности для
эффективного применения соответствующих
методов, приемов управления рисками.
Для определения банковских рисков представляется
целесообразным построить такую логическую
цепочку, которая покажет, где находятся
финансовые риски, что это такое и как
общеэкономические риски в частности
могут быть трансформированы в финансовые
риски банков. Для этого и для уточнения
классификации рисков можно выделить
ряд критериев, которым должна удовлетворять
система рисков:
- Соответствие цели конкретной организации. Как и любая коммерческая структура банки ставят своей целью получение прибыли, в то же время к целям банковских организаций добавляется цель обеспечения сохранности денежных средств и ценностей, размещенных на текущих счетах клиентов, полученных в управление или на хранение.
- Отношение к регулированию, т.е. деление на внешние и внутренние. Внешние риски могут быть только учтены в деятельности, а на внутренние может быть оказано воздействие путем их изучения и минимизации, а в некоторых случаях возможна и их ликвидация.
- Соответствие условиям банковской операции (срок, обеспечение, валюта платежа, соотношение кредитования крупных и мелких заемщиков, акционеров и инсайдеров).
- Приемлемость системы рисков для осуществления последующего управления и контроля.
- По принадлежности к активным и пассивным операциям и к определенному структурному подразделению. Так, в банках риски возникают в трех крупных подразделениях: Кредитное, Казначейство и Операционное. В кредитном подразделении в основном сталкиваются с кредитными рисками. Казначейство при проведении активных операций принимает на себя, валютный риск, риск процентной ставки, портфельный, риск ликвидности, кредитный и другие. Операционное управление в основном связано с операционными рисками и рисками трансферта.
Система финансовых рисков в банках неотступно связана с развитием и совершенствованием банковской системы и банковского законодательства. На Западе система изучения банковских рисков получила достаточно широкое развитие, что неразрывно связано с процессами, проходящими в банковской мировой системе, в которой риск является неизбежной частью банковской деятельности. Для западной финансовой системы конца 70-х — начала 80-х прошлого века был характерен стабильный рост доходности банков, чему способствовал ряд чрезвычайно благоприятных обстоятельств: возможность привлечения средств по низким процентным ставкам, невысокая конкуренция, вертикальная интеграция и широкий спектр предоставляемых услуг. Способствовал этому и верхний предел ставки процента, выплачиваемой по депозитам, установленный органами, регулирующими банковскую деятельность. Привлечению средств по низким процентным ставкам также послужило созданию банковских картелей. Банки, входящие в картель, как правило, имели между собой договоренность о ставке процента, выплачиваемой вкладчикам. Кроме того, значительный объем чеков, проходящих через банковские структуры в процессе инкассации, обеспечивал банки практически бесплатными пассивами. Следует отметить, что благодаря излишне жесткой практике лицензирования в странах Западной Европы и США, искусственно сдерживающей возникновение новых банков, и, в некоторых случаях, созданию банковских картелей, значительно ограничивалась внешняя конкуренция, то есть конкуренция, исходящая из другой банковской юрисдикции для каждого из внутренних рынков. Количество институтов, уполномоченных выполнять определенные банковские функции, также имело значение для смягчения межбанковской конкуренции. Например, в Финляндии, в которой население к 1984 году насчитывало 4.8 миллионов человек, было 7 коммерческих, 272 сберегательных банка, 371 кооперативный банк, а также Почтовый банк с 3,500 отделениями. Вся эта сложная банковская система оставалась стабильной только благодаря ряду соглашений между банками, касавшихся ставки процента по депозитам (для контроля над издержками привлечения средств), а также соблюдению поделенных Центральным банком сегментов рынка среди различных типов Банков, ограничивающих их конкуренцию (например, кооперативные банки обслуживали сельскохозяйственные отрасли, сберегательные банки — потребителей, а крупные коммерческие банки — промышленность). "Джентльменское соглашение" о взаимном не проникновении на внутренние финансовые рынки друг друга существовало между швейцарскими и западногерманскими банками в течение десятилетий, вплоть до 1985 года. В банковской практике имеется множество подобных примеров. Кроме того, различные барьеры препятствовали "внешним" по отношению к данному рынку банкам привлекать средства с низкими издержками, иногда эти барьеры выступали в форме запрета на выдачу кредитов в национальной валюте (для иностранных банков) или на открытие филиала. Расширение спектра услуг, предоставляемых банками, привело к тому, что банки стали универсальными, отвечающими финансовым нуждам большей части общества; традиционные банки выросли в "супермаркеты" финансовых услуг. "Вспомогательные" услуги, такие как биржевое маклерство, брокерская деятельность в сфере страховых услуг, и тому подобные, также вносят свою лепту в расширение видов банковских услуг и повышение прибыльности банковской деятельности. Появились международные банковские операции, которые включают:
- кредитование экспортных операций,
- кредитование международных сделок резидентов и обеспечение их денежными переводами и инвестиционными услугами,
- открытие доступа к международному капиталу и денежным рынкам для поиска новых источников привлечения денежных средств.
Современная банковская система России начала складываться с 1989 года, с создания 5 специализированных банков, затем начали активно образовываться коммерческие банки. Всего было создано свыше 2500, а на 01.02.2005 г. осталось 145511, остальные не выдержали конкурентной борьбы и были упразднены. Коммерческие банки и кредитно-банковская система в целом в условиях России являются определяющими и одним из главных факторов сохранения и развития экономики, реализации и продвижения инвестиционных программ, в том числе государственных, все большего слияния промышленно-производственного и банковского капитала в форме финансово-промышленных групп.
Являясь
зависимым элементом экономики, российские
банки подвержены влиянию и мировых финансовых
кризисов. Финансовые кризисы 1997-98 гг.
на развивающихся рынках Юго-Восточной
Азии, Южной Америки и России наглядно
продемонстрировали сложность проблемы
управления финансовыми рисками в банках.
Успешное преодоление подобных кризисов
обеспечивает финансово-кредитным институтам
усиление рыночных позиций, поэтому максимальное
смягчение последствий кризисных явлений
на международных финансовых рынках является
для подобных структур задачей исключительной
важности; при этом клиентам банков также
необходимо владеть информацией о методах
управления рисками в обслуживающем их
учреждении для повышения эффективности
финансового менеджмента.[27,153]
В ситуации " когда
изменились условия функционирования
коммерческих банков, достижение их целей
становится возможным только за счет изменения
качества управления. Однако, многие теоретические
вопросы банковского риск-менеджмента
остаются до настоящего времени недостаточно
разработанными. Особенно это касается
таких вопросов, как: концепция денежного
потока, цена капитала, эффективность
рынка капитала, портфельное управление
активами, компромисс между доходностью
и риском и др. В экономической литературе
нет единства в трактовке отдельных терминов
и понятий (надежность, устойчивость, стабильность
и др.), далеко недостаточны для применения
разработки методического характера.
Таким образом, основой
функционирования эффективной системы
управления финансовыми рисками становится
их классификация.
По нашему мнению наиболее содержательной представляется классификация банковских рисков, предложенная Питером С. Роузом12, который выделяет следующие шесть основных видов риска коммерческого банка и четыре дополнительных вида. К основным видам риска П. Роуз относит следующие:
- кредитный риск
- риск несбалансированности ликвидности
- рыночный риск
-процентный риск
- риск недополучения прибыли
Риск неплатежеспособности [26,87]
К другим важным видам риска Роуз П. относит еще четыре вида, которые он определяет следующим образом:
- инфляционный риск
- валютный риск
- политический риск
- риск злоупотреблений
Преимуществом данной классификации является то, что в эту систему включены как риски, возникающие внутри банка, так и риски, зарождающиеся вне банка и оказывающие влияние на его деятельность. Вместе с тем, в настоящее время такая классификация не может быть использована коммерческими банками для практического применения в виду своей укрупненности, а значит, необходима более подробная классификация с выделением групп и подгрупп риска, в зависимости от специфики проводимых банком операций.
Более показательной и практичной в применении служит классификация Шереметa А.Д., Щербакова Г.Н.13, достоинством которой является создание определенной системы рисков, включающей отдельные разновидности риска, а за основу принято деление рисков на внешние и внутренние. Это позволяет разделить риски, возникающие вне банка, и оказывающие влияние на операционную деятельность банка и риски, возникающие внутри банка, в процессе осуществления банком своей "производственной" деятельности. Это коренное отличие двух классов рисков определяет отношение к ним со стороны банков, способы контроля и возможности управления.
В предложенной
классифицируются следующим образом:
схеме риски по виду отношения к внутренней
и внешней среде банка :
Внешние: -1) риски, связанные с
нестабильностью экономического законодательства
и текущей экономической ситуации, условиями
инвестирования и использования прибыли.
- 2)внешнеэкономические риски (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.д.).
-3) возможность ухудшения политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе.