Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 09:35, реферат

Краткое описание

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………....…….6
1.1. Классификация расходов бюджета РФ……………………………..……8
А) функциональная;………………………………………………….……….11
Б) экономическая;…………………………………………………….…..…..13
В) ведомственная…………………………………………………….….……15
1.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………17
1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………...……..21
1.4. Расходы местных бюджетов………………………...…………………..28
Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ………………………………………………….……………………….…33
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………...……….33
2.2. Краткий обзор бюджетной системы субфедеральных органов власти в январе 2010 года…………………………………….…………………….….47
Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ.…………………………………..…..………51
Заключение……………………………………………………………..……...52
Список литературы……………………………………………..………....…..55

Файлы: 1 файл

ГиМ Ф.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

      Совокупные  расходы консолидированного бюджета  регионов составили по предварительным данным за январь 2010 года 192,5 млрд. рублей или 6,6% ВВП, что на 0,4% ВВП больше чем в январе 2009 года. В реальном выражении расходы увеличились на 12%. Темп роста расходов регионов в реальном выражении полностью соответствовал росту их доходов.  
 
 
 
 
 

Таблица 6: Расходы консолидированного бюджета регионов по экономической классификации в январе 2010 и 2009 гг.

  2009 2010 2010/ 2009

в реальном выражении

  (% ВВП) (% ВВП) (%)
Расходы 6,2 6,6 112,1
   Непроцентные 6,1 6,5 112,6
     Капитальные расходы 0,4 0,4 117,4
     Текущие 5,7 6,0 112,2
        Зарплата с  начислениями 2,4 2,3 102,5
           Зарплата 2,1 2,1 103,8
 

     Практически все основные компоненты экономической  структуры расходов консолидированных  бюджетов регионов имели в январе текущего года одинаковые темпы роста в реальном выражении, за исключением заработных плат в бюджетной сфере, которые остались практически на уровне прошлогоднего января.

Таблица 7: Расходы консолидированного бюджета регионов по функциональной классификации в январе 2010 и 2009 гг.

  2009 2010 2010/ 2009

в реальном выражении

  (% ВВП) (% ВВП) (%)
Расходы 6,2 6,6 112,1
    Обслуживание долга
0,1 0,1 91,0
    Социальная сфера
4,0 4,3 112,1
    Образование
1,3 1,4 111,8
    Здравоохранение (вместе с трансфертами территориальным фондам обязательного медицинского страхования)
1,4 1,4 107,5
    Социальная политика
1,1 1,2 119,5
    Культура
0,2 0,2 107,2
    Национальная экономика 
0,5 0,7 138,2
    Госуправление и  силовые ведомства
0,9 1,0 122,1
    ЖКХ
0,5 0,5 98,9
    Межбюджетные трансферты (за исключением трансфертов территориальным фондам обязательного медицинского страхования)
0,2 0,1 40
 

     Как видно из анализа функциональной классификации, темпы роста расходов в реальном выражении на социальную сферу примерно соответствовали  темпам роста расходов в целом, с некоторым опережением роста расходов на социальную сферу. Наибольшие темпы роста продемонстрировали расходы на национальную экономику и госуправление и силовые ведомства. Однако основной вклад в рост расходов на национальную экономику внёс раздел «другие вопросы в области национальной экономики», в котором почти три четверти составляют капитальные расходы на эти цели г. Москвы. Без учёта этого раздела темп роста расходов на национальную экономику соответствует темпу роста расходов в целом.

     Как правило, доходы и расходы консолидированных  бюджетов регионов в январе оказываются  значительно ниже, чем в другие месяцы года, что связано с новогодними  каникулами. При этом доходы заметно  превышают расходы, и бюджеты  исполняются в январе со значительным профицитом. Не стал исключением и январь текущего года, хотя нельзя забывать о том, что в значительной мер это было благодаря существенному росту безвозмездной помощи регионам из федерального бюджета. 

     Общий профицит консолидированного бюджета  регионов составил в январе 2010 года 162,6 млрд. рублей или 5,6% ВВП, что приблизительно соответствует результату прошлого года, когда профицит составлял 5,2% ВВП. Однако более корректно сравнить профцит января в 2010 и 2008 годах, когда графики выделения безвозмездной помощи из федерального бюджета в первые месяцы были близки. В этом случае окажется, что профицит января 2010 года был заметно ниже, чем в 2008 году, когда он достигал 8,3% ВВП.

     Достаточно  высокий общий профицит консолидированных  бюджетов регионов года подразумевает, что подавляющее большинство регионов должно исполнить свои бюджеты с профицитом. Действительно в январе 2010 года лишь 4 региона исполнили свои бюджеты с небольшим суммарным дефицитом в 958 млн. рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ

      Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В  основу концепции закладываются  три основных блока задач:

      - сформировать четкие правила  разработки и исполнения бюджета  с максимально возможной детализацией  структуры бюджетных затрат и  внедрением элементов казначейского  метода исполнения бюджета;

      - определить наиболее приемлемые  для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

      - создать полноценный информационно-  аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

      Первая  группа задач реализуется уже  сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.

      Основу  задач формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Заключение 

      По  экономической сущности, государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

      Благодаря бюджету государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

      Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех звеньев и включает в себя:

      - федеральный бюджет;

      - бюджеты субъектов РФ (21 республиканский  бюджет в составе Российской

      Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

      - местные бюджеты (около 29 тысяч  местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

      Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных, региональных или местных органов.

      Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

      Расходы государственного бюджета – это  экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

      Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

      Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

      На  величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы. Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

      Огромную  роль расходы бюджетов всех уровней  играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные  формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

      Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.

      Тема  данной работы – расходы государственного бюджета- остается весьма актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Основной трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные данные, поднять проблемы расходов госбюджета за несколько лет и выявить перспективы. 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон от 31 июля

1998 г.  № 145-ФЗ. ( ред. от 27.12.2009)

2. Бабич  А. М., Павлова Л. Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1999.- 348 с.

3. Бюджетная  система России: Учебник / Под  ред. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1999. –  356 с.

4. Годин  А. М., Шапорина И.В. Бюджет и  бюджетная система Российской  Федерации: Учебное пособие. –  М., 2002. – 256 с.

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.

6. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

7. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

8. www.csr.ru - официальный сайт Центра стратегических разработок

Информация о работе Бюджетная система РФ