Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 09:35, реферат

Краткое описание

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………....…….6
1.1. Классификация расходов бюджета РФ……………………………..……8
А) функциональная;………………………………………………….……….11
Б) экономическая;…………………………………………………….…..…..13
В) ведомственная…………………………………………………….….……15
1.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………17
1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………...……..21
1.4. Расходы местных бюджетов………………………...…………………..28
Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ………………………………………………….……………………….…33
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………...……….33
2.2. Краткий обзор бюджетной системы субфедеральных органов власти в январе 2010 года…………………………………….…………………….….47
Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ.…………………………………..…..………51
Заключение……………………………………………………………..……...52
Список литературы……………………………………………..………....…..55

Файлы: 1 файл

ГиМ Ф.doc

— 356.00 Кб (Скачать)
 

    Можно заметить, что в текущем году в наибольшей степени сократились доходы консолидированного бюджета  по налогу на прибыль, а наибольший рост наблюдается по налогам на природные ресурсы, а также таможенным пошлинам.

    По  расходам наибольший рост произошел  по разделу охрана окружающей среды, а также по разделу «Межбюджетные трансферты» из-за ускоренного перечисления средств внебюджетным фондам, о чем уже говорилось выше. В целом, расходы практически по всем разделам в номинале увеличились (за исключением расходов на национальную оборону).

    Исполнение  федерального бюджета

Таблица 4:  Исполнение федерального бюджета

  Янв.-Мар. 2009 Янв.-Мар. 2010 Мар.2009 Мар.2010
         
Данные  по кассовому исполнению, % ВВП        
Доходы 20,4% 20,1% 16,7% 18,4%
Налоговые доходы 11,0% 10,0% 10,9% 7,9%
Прочие  доходы 9,5% 10,1% 5,8% 10,5%
Расходы 20,8% 23,3% 21,9% 22,3%
Обслуживание  долга 0,8% 0,7% 1,1% 1,0%
Непроцентные  расходы на кассовой основе 20,0% 22,6% 20,8% 21,3%
Профицит (+)/Дефицит (-) -0,4% -3,2% -5,3% -3,9%
внутреннее  финансирование 0,9% 3,4% 6,2% 4,6%
в т.ч. Долговое -0,9% 0,1% -1,6% 0,7%
внешнее финансирование -0,6% -0,3% -0,9% -0,7%
Первичный профицит(+)/дефицит(-) 0,4% -2,4% -4,2% -2,9%
         
Нефтегазовые  доходы, млрд. руб. 509,1 877,6 165,3 282,3
                  % ВВП 6,0% 9,0% 5,4% 8,0%
Ненефтегазовые доходы, млрд. руб. 1223,6 1075,7 347,1 362,6
                                       % ВВП 14,4% 11,1% 11,3% 10,3%
         
Ненефтегазовый  профицит (+)/дефицит(-) -6,4% -12,2% -10,6% -12,0%
         
Использование нефтегазовых доходов  бюджета, млрд. руб.        
Поступления в Резервный фонд4 205,1 0,0 0,0 0,0
Поступления в ФНБ 63,4 26,5 0,0 0,0
Использование средств Резервного фонда 600,0 169,5 600,0 169,5
 на  финансирование нефтегазового трансферта 0,0 0,0 0,0 0,0
 на  обеспечение сбалансированности федерального бюджета 600,0 169,5 600,0 169,5
Финансирование  нефтегазового трансферта 752,7 877,6 165,3 282,3
 из  них за счет нефтегазовых доходов  текущего года 509,1 877,6 165,3 282,3
Использование средств ФНБ 0,0 0,0 0,0 0,0
         
Резервный фонд на конец периода 4117,7 1553,3    
ФНБ на конец периода 2915,2 2630,3    
 

 Непроцентные расходы федерального бюджета в январе-марте 2010 года (как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП) оказались выше, чем в предыдущие года. Основная причина такого роста – увеличение межбюджетных трансфертов (как в результате более высокого запланированного уровня расходов, так и в результате ускоренного финансирования трансфертов) внебюджетным фондам (преимущественно, ПФР) и региональным бюджетам.

    Процентные  расходы федерального бюджета в январе-марте 2010 года немного ниже по сравнению с предыдущим годом.

    По  итогам первых трех месяцев 2010 года федеральный  бюджет был исполнен с кассовым дефицитом  в размере 3,2% ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета составил 12,2% ВВП. Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов в текущем и предыдущем годах5, кассовый дефицит бюджета составляет 4,5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит6 – 13,5% ВВП.

Кассовые  расходы федерального бюджета за январь-март 2010 года, по предварительной информации, составили 2260,9 млрд. рублей или 23,3% ВВП по сравнению с 20,8% ВВП в предыдущем году (19,5% ВВП без учета ЕСН7). Непроцентные расходы  составили 22,6% ВВП по сравнению с 20,0% в предыдущем году (18,7% ВВП без учета ЕСН8).

       Непроцентные  расходы в январе-марте 2010 года оказались существенно выше по сравнению с расходами в начале предыдущих лет. Преимущественно это связано с финансированием межбюджетных трансфертов (см. ниже), а также, отчасти, с тем, что, в отличие от двух предыдущих лет, в начале 2010 года не ожидается внесения существенных поправок в закон о бюджете (в 2008 году поправки были связаны с существенно более высокой инфляцией по итогам предыдущего года, а в 2009 году – с началом кризиса).

    По  итогам первых трех месяцев года расходы  составили 22,9% от утвержденного на год объема. В 2009 году данный показатель был на уровне 18,0%.

       В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в январе-феврале9 2010 года пришелся на межбюджетные трансферты (15,0% ВВП), расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,3% ВВП) и национальную экономику (1,2% ВВП). Расходы по каждому из остальных направлений составили менее 1% ВВП.

    Наибольший  интерес представляет ситуация с  расходами на межбюджетные трансферты. Во-первых, в текущем году они не включают перечисление части ЕСН, поступающей в федеральный бюджет, т.к. взносы с 2010 года поступают напрямую в Пенсионный фонд. Таким образом, уровень расходов на межбюджетные трансферты в текущем году, фактически, выше прошлогодних на 7,2 п.п. ВВП (расходы на межбюджетные трансферты в первые два месяца 2009 года составили 8,7% ВВП, в т.ч. поступления ЕСН – 1,2% ВВП, в текущем году поступления ЕСН за предыдущий год составили 0,3% ВВП, на эту сумму также следует скорректировать расходы текущего года).

    Такой рост межбюджетных трансфертов объясняется, в первую очередь, существенным повышением пенсий в текущем году, а также  ускоренным перечислением средств  Пенсионному фонду10. Рост трансфертов регионам, вероятнее всего, также объясняется ускоренным перечислением средств.

    Можно также отметить существенное увеличение расходов на ЖКХ в начале текущего года, что может объясняться тем, что, в отличие от 2009 года, в начале текущего года степень определенности относительно бюджета существенно выше (значительных пересмотров не ожидается), поэтому средства расходуются быстрее.

    Таблица 5: Расходы федерального бюджета по основным статьям функциональной классификации

  Январь-февраль 2009, %ВВП Январь-февраль 2010, %ВВП Номинальное изменение Февраль 2009, % ВВП Февраль 2010, % ВВП Номинальное изменение
Расходы всего 20,12% 23,87% 35,9% 24,31% 25,38% 19,5%
Общегосударственные вопросы 1,92% 1,52% -9,5% 2,32% 1,73% -14,5%
    обслуживание государственного долга
0,55% 0,58% 21,1% 0,52% 0,58% 27,0%
Национальная  оборона 2,29% 2,07% 3,7% 3,38% 3,10% 4,9%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 2,46% 2,26% 5,1% 2,84% 2,36% -4,9%
Национальная  экономика 2,82% 1,16% -52,8% 4,62% 1,64% -59,4%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,05% 0,13% 233,2% 0,07% 0,23% 262,2%
Охрана  окружающей среды 0,01% 0,02% 50,1% 0,03% 0,03% 27,7%
Образование 0,64% 0,67% 20,6% 0,91% 0,96% 20,4%
Культура, кинематография и СМИ 0,22% 0,18% -3,5% 0,28% 0,22% -9,6%
Здравоохранение и спорт 0,54% 0,35% -26,2% 0,91% 0,47% -41,5%
Социальная  политика 0,52% 0,51% 11,8% 0,78% 0,68% 0,6%
Межбюджетные  трансферты 8,66% 15,00% 98,4% 8,16% 13,96% 95,8%
    Региональным бюджетам
3,06% 4,02% 50,7% 3,71% 2,63% -18,8%
    Другие трансферты
0,50% 0,31% -27,8% 0,36% 0,03% -89,4%
    Трансферты внебюджетным фондам
5,10% 10,67% 139,2% 4,09% 11,30% 215,9%

    Всего за январь-февраль по расходам федеральный  бюджет был исполнен на 14,9% от запланированного на год объема расходов11. По итогам января-февраля предыдущего года расходы составили 11,3% от фактического годового объема.

    В таблице ниже приведена структура  исполнения кассовых расходов в текущем  году по сравнению с предыдущим.

    Таблица 6: Кассовое исполнение расходов федерального бюджета, % от годового объема

  Январь-февраль 2009, % от годового объема, факт Январь-февраль 2010, % от годового объема, по закону о  бюджете
Расходы всего 11,3% 14,9%
Общегосударственные вопросы 12,5% 7,9%
    обслуживание государственного долга
16,8% 11,8%
Национальная  оборона 10,4% 10,2%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 13,3% 13,2%
Национальная  экономика 9,2% 5,4%
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,6% 6,0%
Охрана  окружающей среды 6,0% 9,7%
Образование 8,2% 10,4%
Культура, кинематография и СМИ 10,4% 10,4%
Здравоохранение и спорт 8,3% 6,5%
Социальная  политика 8,6% 9,5%
Межбюджетные  трансферты 13,0% 25,0%
 

    Данная  таблица подтверждает предположение  об ускоренном финансировании межбюджетных трансфертов в январе текущего года. В наименьшей степени исполнены расходы по разделам ЖКХ (несмотря на существенное улучшение по сравнению с предыдущим годом)  и национальная экономика, что является традиционным для начала года.

      Расходы по обслуживанию долга  по предварительной  информации составили в январе-марте 2010 года 71,1 млрд. рублей или 0,7% ВВП, на 0,1 п.п. ВВП ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Из них 28,7 млрд. было направлено на обслуживание внешнего долга (в предыдущем году – 35,6 млрд.), а 42,4 млрд. рублей – на обслуживание внутреннего долга (в предыдущем году – 28,3 млрд.).

      Кассовый  дефицит за январь-март 2010 года, по предварительной информации, составил 307,6 млрд. рублей или, в относительном выражении, 3,2% ВВП по сравнению с дефицитом 0,4% ВВП в предыдущем году. Первичный дефицит составил 236,5 млрд. руб. или  2,4% ВВП против первичного профицита 0,4% в предыдущем году. Стоит отметить, что без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов в 2009 и 2010 годах за январь-март 2010 года дефицит составил 4,5% ВВП по сравнению с дефицитом 3,6% ВВП в предыдущем году. Первичный дефицит без учета инвестиционных доходов составил 3,7% ВВП против первичного дефицита 2,8% ВВП в предыдущем году. Такая существенная разница в балансе бюджета (без учета инвестиционного дохода) объясняется существенно более высоким уровнем расходов в начале текущего года, о чем уже говорилось выше.

2.2. Краткий обзор бюджетной системы субфедеральных органов власти в январе 2010 года.

     На  первый взгляд 2010 год начался вполне благополучно для региональных бюджетов. Доходы и расходы выросли по отношению к прошлому году в реальном выражении одинаковыми темпами, и консолидированный бюджет регионов был исполнен с существенным профицитом. В реальном выражении расходы приблизились к докризисному уровню 2008 года. Однако рост доходов был обеспечен исключительно увеличением безвозмездной помощи из федерального бюджета, причём в основном вследствие несовпадения графиков перечисления этой помощи – в январе прошлого года была перечислена заметно меньшая доля годовых объёмов помощи, чем в январе текущего года. Собственные доходы регионов и, прежде всего, их налоговые доходы продолжили сокращаться, несмотря на улучшение экономических условий. Существенное падение продемонстрировали поступления по налогу на прибыль, что может быть связано с сокращением налоговой базы вследствие переноса убытков прошлого года. Несмотря на рост доходов и зарплат, продолжилось определённое снижение поступлений по подоходному налогу в реальном выражении.

Информация о работе Бюджетная система РФ