Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 09:35, реферат

Краткое описание

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………....…….6
1.1. Классификация расходов бюджета РФ……………………………..……8
А) функциональная;………………………………………………….……….11
Б) экономическая;…………………………………………………….…..…..13
В) ведомственная…………………………………………………….….……15
1.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………17
1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………...……..21
1.4. Расходы местных бюджетов………………………...…………………..28
Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ………………………………………………….……………………….…33
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………...……….33
2.2. Краткий обзор бюджетной системы субфедеральных органов власти в январе 2010 года…………………………………….…………………….….47
Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ.…………………………………..…..………51
Заключение……………………………………………………………..……...52
Список литературы……………………………………………..………....…..55

Файлы: 1 файл

ГиМ Ф.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

       Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

       Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и  другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой  лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

       Перечисленные группы расходов определены по предметному  признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно  классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

       А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

       В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные организации расходуют бюджетные  средства исключительно на: - оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. 

Б) Экономическая  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ по их экономическому содержанию.

       Классификация включает следующие разделы: текущие  расходы; капитальные расходы; капитальный  ремонт; приобретение земли; предоставление кредитов.

       В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

       Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

       Капитальные расходы бюджетов – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно

       Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

       Во  всех звеньях бюджетной системы  текущие расходы являются преобладающей  частью.

В) Ведомственная  классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей.

       Ведомственная классификация расходов бюджета  РФ:

- Министерство энергетики

- Министерство путей сообщения

- Министерство обороны

- Министерство природных ресурсов

- Министерство здравоохранения

- Министерство культуры

- Министерство образования

- Министерство финансов

- Министерство транспорта

- Министерство промышленности, науки и технологии

- Министерство экономического развития и торговли

- Министерство труда и социального развития

- Министерство юстиции

- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

- Министерство внутренних дел

- Министерство сельского хозяйства

- Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

- Министерство иностранных дел

- Министерство по атомной энергии

- Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Управление  делами президента

- Государственная дума

- Федеральная служба безопасности

- Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации

- Генеральная прокуратура

- Российское авиационно-космическое агентство

- Государственный таможенный комитет

- Российская академия наук

- Российская академия медицинских наук

- Федеральная служба ж/д войск и др. 

1.2. Расходы федерального бюджета

       Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

       Расходы федерального бюджета по главным  распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской

       Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

       Расходы федерального бюджета классифицируют по:

1) экономической  роли в процессе воспроизводства  - это затраты, связанные с финансированием  материального производства и содержанием непроизводственной сферы (текущие и капитальные расходы);

2) функциональному  назначению – на затраты на  содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,  социально-культурных мероприятий,  обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

Информация о работе Бюджетная система РФ