Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
• показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Статус, цели деятельности, полномочия, функции и резервы Центрального банка Российской Федерации……………………………..……..……………….4
1.1 Статус и полномочия Центрального банка Российской Федераци……….4
1.2 Функции и цели Банка России……………………………………………….7
1.3 Резервы Банка России……………………………………………………….10
2. Методы, инструменты и цели денежно-кредитной политики Банка России…………………………………………………………………………….12
2.1 Денежно-кредитная политика Банка России и ее методы………………...12
2.2 Платежный баланс…………………………………………………………...16
2.3 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа Банка России………………………………………………………...18
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……….21
3.Принципы денежно-кредитной политики и мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2011 году и на период 2012
и 2013 годов……………………………………………………………………...24
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………………………………………………24
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию
платежной системы России в 2011 году и на период 2012
и 2013 годов……………………………………………………………………...27
Заключение
Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг, не включаются в состав международных резервов.
Пересчет в доллары США
______________________________
ˡ РЕПО (от repurchase agreement) — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене.
2. Методы, инструменты и цели денежно-кредитной политики Банка России
2.1 Денежно-кредитная политика Банка России и ее методы
Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Так же различают общие и селективные методы:
Рефинанси́рование — привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты. В случае нехватки или сокращения ресурсной базы (часть депозитов забрали), чтобы не прибегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новый ресурс взамен выбывшему.
Рефинансированием также является полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов. Рефинансирование банковского кредита применяется в случае изменения рыночных условий и значительного снижения ставок по кредитам, а так же в случае снижения платежеспособности заемщика – за счет получения кредита на более длительный срок можно снизить ежемесячные выплаты. Наиболее целесообразно идти на рефинансирование, если новый кредит можно взять под меньшие проценты, сумма невыплаченного долга значительна (погашена меньшая его часть), затраты на досрочное погашение предыдущего кредита и обслуживание нового не превышают выгоду от снижения ставки.
В области ценных бумаг рефинансированием является выпуск новых ценных бумаг для замещения и/или погашения ценных бумаг более старых выпусков. Обычно новые бумаги выпускаются с более низким процентом или с другим сроком погашения.
Рефинансированная облигация (англ. Refunded bond) - облигация в США, обеспеченная исключительно за счёт прямых государственных облигаций США, достаточных для выплат держателям облигаций.
Ста́вка рефинанси́рования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки.
В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.
Ставка дисконти́рования (Диско́нтная ставка) - процентная ставка, используемая для расчета дисконтированной стоимости будущих денежных потоков; доходность альтернативных способов инвестирования с такой же степенью риска, процентная ставка по кредитам, взимаемая Федеральной резервной системой при предоставлении кредита банку — члену этой системы.
Другие определения ставки рефинансирования Центрального Банка:
___________________________
Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.
2.2 Платежный баланс
В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.
Профицитˡ счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда
изменился незначительно и составил 6,8
млрд. долларов США (в январе - сентябре
2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных
доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов
США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились
на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных
доходов и дивидендов обусловил увеличение
совокупного объема выплат частным сектором
в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов
США. Доходы, полученные банками и прочими
секторами из-за рубежа, оценивались в
20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо
инвестиционных доходов органов денежно-кредитного
регулирования уменьшилось с
5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре
2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе
- сентябре 2010 года в результате падения
доходности резервных активов.
______________________________
ˡБюджетный профицит — превышение доходной части бюджета над расходной.
2.3 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа Банка России
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее, в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста транзакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Информация о работе Банк России - проводник денежно-кредитной политики