Анализ деятельности ОАО АКБ «Росбанк» на рынке ипотечного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы - исследование роли инновационных финансовых продуктов и технологий в повышении эффективности функционирования банковской системы, которая обусловлена необходимостью активизации инновационных процессов в национальной экономической системе в целом и банковском секторе в частности, высокой степенью взаимообусловленности состояния инновационной сферы и темпов развития российской банковской системы.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика коммерческого банка ОАО АКБ «Росбанк»
1.1 Краткое описание банка и его основной деятельности
1.2 Организационное устройство коммерческого банка
2. Анализ внешней среды ОАО АКБ «Росбанк»
2.1 Сущность анализа внешней среды
2.2 Анализ общего окружения
2.3 Анализ общей ситуации на банковском рынке
3. Анализ внутренней среды ОАО АКБ «Росбанк»
3.1 Инновационная активность банка
3.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности банка
3.2.1 Анализ основных результатов деятельности за ряд периодов
3.2.2 Анализ ипотечных продуктов и их реализации
3.3.3 Анализ персонала банка
3.3.4 Анализ маркетинговой деятельности
3.3.5 Анализ финансовых показателей деятельности
3.3.6 Анализ системы управления организацией
3.4 Анализ сильных и слабых сторон деятельности ОАО АКБ «Росбанк»
4. Оценка инновационной позиции и обоснование направлений инновационной деятельности
5. Предложения по реализации направлений инновационного развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК (восстановлен).doc

— 872.09 Кб (Скачать)

Вместе с тем, как отмечают сами банкиры, конкуренция все явственнее переходит в сферу маркетинга и технологий. На рынке выстроилась естественная градация: крупные государственные банки выдают кредиты с максимально жестким отбором по критерию рисков, но по минимальным ставкам. Остальные ищут свои нишу и баланс в кредитной политике между лояльностью к заемщику (быстрота оценки и вероятность положительного решения)  и кредитными рисками». Несмотря на то, что стоимость ипотечного кредита зачастую играет решающую роль при выборе заемщиком кредитора, банки уделяют все больше внимания качеству и быстроте обслуживания ипотечных клиентов. Ведь при наличии двух банков с одинаковыми ставками по кредиту, заемщик пойдет туда, где более гибкие требования к платежеспособности, к объекту залога и т.п. В тоже время растет требовательность клиента и к самому процессу получения и последующего обслуживания кредита. Особое внимание уделяется согласованности действий банка на всех стадиях получения кредита, наличие прозрачных правил и требований, оперативность принятия решений и реагирования на запросы клиента.

Лидер рынка – Сбербанк России – предоставил в I полугодии 2011 года ипотечных кредитов на 129 млрд. руб., почти в два раза превысив прошлогодние результаты. При этом доля госбанка сохранилась на уровне конца 2010 года и составила 48%. Два других госбанка – ВТБ 24 и Газпромбанк – росли более быстрыми темпами (139% и 183% соответственно), увеличив долю рынка в среднем на 1,5 п.п. Государство продолжает оставаться основным игроком на ипотечном рынке. Всего на три ведущих госбанка в I полугодии приходилось почти 65% всего рынка, а с учетом данных по программам АИЖК и других банков с государственным участием и банкам доля государства может доходить до 75-80%.

Из-за ограниченных возможностей по дальнейшему  снижению ставок конкуренция на ипотечном  рынке постепенно смещается в  сферу маркетинга и технологий.

Замыкают пятерку лидером по темпам роста ипотечного кредитования два банка с иностранным участием. Впечатляют темпы роста Абсолют  Банка: несмотря на то, что банк фактически выставлен на продажу, объем ипотечного кредитования с начала 2011 года выросли  в 5 раз. Схожие темпы прироста (почти 450%) продемонстрировал Райффайзенбанк, оказавшийся в результате на пятом месте.

Рейтинг банков по величине ипотечного портфеля и темпы прироста указаны в Приложении А.

 

Анализ конкурентной обстановки. Модель пяти сил М. Портера

Анализ конкурентной обстановки и  определение положения в ней  организации предполагают определение  сложности и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил  М. Портера и анализ затрат конкурентов.

Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения  интенсивности конкуренции и  исследования угрозы проникновения  на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги. Графически пять конкурентных сил М.Портера изображены на рисунке 2.8.

Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию  затрат конкурентов.

Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три  общих конкурентных стратегии: лидерство  по затратам (задача - добиться лидерства  по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличия продукта или услуги организации  от продуктов или услуг конкурентов  в данной сфере), фокусирование (задача - сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод  о том, что маркетинг играет особую и исключительно важную роль в  стратегическом управлении. Пронизывая все его процессы, маркетинг делает возможной ориентацию фирмы на запросы  потребителей и тем самым обеспечивает более гибкое и адаптивное включение  фирмы в окружающую среду. В то же время переход к стратегическому  управлению послужил мощным импульсом  к развитию маркетинга и изменению  его роли в фирме. Именно стратегическое управление выдвинуло маркетинг  на передний план, существенно повысив  его значимость и качественно  изменив его роль в осуществлении  бизнеса.

Рисунок 2.8 – Пять конкурентных сил М.Портера.

 

 

 

Сила 1. Интенсивность  конкуренции

Она определяет, каким образом созданная в отрасли ценность распределяется между конкурентами. При этом не следует забывать, что модель исходит из предположения, что конкуренция важный фактор, но все-таки одна сил, определяющих привлекательность отрасли.

Факторы структурного характера, влияющие на степень конкуренции в отрасли, могут быть самыми разнообразными.

На число конкурентов и их относительный размер влияет совокупность условий:

  • чем концентрированней отрасль, тем лучше конкуренты понимают взаимосвязанность друг с другом, поэтому в определенной мере ограничивают соперничество;
  • если в отрасли множество участников, стремление повысить свою рыночную долю станет сильнее;
  • наличие доминирующего участника может ослабить соперничество, но в то же время может оно усилится между конкурентами примерно одно калибра.

Второй набор факторов, влияющих непосредственно на соперничество, более тесно связан с базовыми условиями в отрасли:

  • высокие постоянные издержки, свободные незадействованные мощности, малый рост и отсутствие дифференциации по продукции повышают остроту конкуренции;
  • различия между продуктами, брендами и затратами на переход на другую продукцию то же повышают соперничество.

Факторы поведенческого характера:

-отличие конкурентов друг от друга;

-стремление получит высокие стратегические ставки;

-стремление занять прочные позиции в отрасли;

-страдание из-за большой высоты барьеров выхода из отрасли

 

 

Сила 2. Новые конкуренты: угроза появления

Чтобы проанализировать угрозу появления  на рынке потенциальных конкурентов, необходимо понимать сущность концепции  барьеров выхода на рынок. Барьеры выхода на рынок существуют во всех случаях, когда внешней структуре трудно создать позиции, уже имеющиеся у действующих участников.

Сила 3. Угроза со стороны субститутов (Потребители)

Угроза субститутов рентабельности отрасли зависит от относительного соотношения между ценой и  функциональными показателями товаров  и услуг, которые потребители  могут выбирать, чтобы удовлетворить  одну и ту же базовую потребность. На степень угрозы субститутов влияют:

  • размер затрат, необходимых для перехода на новую продукцию;
  • расходы в сферах переподготовки персонала;
      • расходы на замену инструмента и расходы на переход к иной форме проектирования, которые должны понести потребители при переходе к другим типам товаров и услуг.

Любой анализ угрозы субститута (с  точки зрения спроса) должен проводиться  широко и учитывать все продукты, выполняющие аналогичные функции  для потребителей, а не ограничиваться сравнением между собой лишь физически  однородных продуктов.

На концептуальном уровне анализ возможностей субститутов, имеющихся у покупателей, следует дополнить рассмотрением  возможностей поставщиков. Субституты, имеющиеся со стороны предложения, влияют на желание поставщиков предоставлять  требуемые исходные составляющие, тогда  как субституты со стороны спроса - на желание покупателей платить за продукцию.

Сила 4. Поставщики: рыночная мощь

Рыночная мощь поставщиков - это  зеркальное отражение покупательской рыночной мощи. Поэтому анализ мощи поставщиков фокусируется на относительном  размере и концентрации поставщиков  относительно отраслевых участников, а во-вторых, на степени дифференциации исходных составляющих, поставляемых ими. Обычно на более высокую рыночную мощь поставщиков (соответственно, наболее низкую покупательскую рыночную мощь) указывает возможность установления для разных потребителей разных цен - в зависимости от ценности, созданной для каждого из них.

Сила 5. Покупательная рыночная мощь (Товары заменители)

Покупательная рыночная мощь - одна из двух сил вертикального характера. Она позволяет потребителям получить отраслевую маржу, побуждая конкурентов  снижать цены повышать объем предлагаемых услуг без взимания за них дополнительной платы или увеличивать число  характеристик товара или услуги.

Наиболее важные факторы рыночной мощи покупателей:

  • численность заказчиков и их концентрация;
  • степень их информированности об издержках;
  • дифференцированность конкурентов-поставщиков.

Следует различать потенциальную  покупательную мощь и желание  ею воспользоваться. Для этого надо рассмотреть другой набор условий  поведенческого характера:

  • доля затрат, приходящаяся на такого рода покупки;
  • «риск неудачи», связанный с конкретным продуктом;
  • ценовая чувствительность.

 

Анализ концентрации продавцов  на рынке.

Концентрация  продавцов отражает относительную  величину и число фирм, действующих  в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При  одинаковом числе фирм на рынке чем  сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень  концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы  зависят друг от друга. Результат  самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке  конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству  или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче  им осознать взаимную зависимость и  тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что  чем выше уровень концентрации, тем  менее конкурентным будет рынок.

Проанализируем  концентрацию банков на рынке ипотечного кредитования, а так же динамику изменений за 2008-2009гг и составим следующие таблицы – 2.4 и 2.5.

Таблица 2.4 - Банки по объему выданных ипотечных  кредитов в 2008г.

Банк

Выдано ипотечных кредитов в 2008 году, тыс. руб.

Доля выданных кредитов

1

Сбербанк

291 332 491,20

0,43

2

ВТБ 24

108 866 278,10

0,16

3

Дельтакредит

30 261 059,80

0,04

4

Уралсиб

20 938 906,80

0,03

5

Абсолют Банк

19 770 615,20

0,03

6

Кит Финанс

17 588 822,40

0,03

7

БСЖВ

15 853 959,80

0,02

8

Транскредитбанк

12 863 534,00

0,02

9

Райффайзенбанк

12 513 763,10

0,02

10

Росбанк

12 108 879,40

0,02


 

Таблица 2.5 - Банки по объему выданных ипотечных кредитов в 2009г.

Банк

Выдано ипотечных кредитов за I полугодие 2009 года (тыс. руб.)

Доля выданных кредитов.

1

Сбербанк

37 614 328,35

0,65

2

ВТБ 24

6 618 802,56

0,12

3

ТрансКредитБанк

2 937 267,00

0,05

4

Дельтакредит

1 339 321,58

0,02

5

Росбанк

1 162 341,96

0,02

6

Газпромбанк

1 144 493,56

0,02

7

БСЖВ

938 784,00

0,02

8

Нордеа Банк*

488 838,10

0,01

9

Балтинвестбанк

482 631,14

0,01

10

Возрождение

398 090,00

0,01


 

На  основе представленных таблиц рассчитаем следующие коэффициенты:

  1. Индекс концентрации

Индекс  концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:


где Yi - рыночная доля i-той фирмы; k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Индекс  концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k<N< i>, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0<YIk=n очевидно Yk=1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным

Рассчитаем этот коэффициент для 3х и 5 фирм:

2008 год

CR3=0,43+0,16+0,04= 0,63

CR5=0,43+0,16+0,04+0,03+0,03= 0,69

Информация о работе Анализ деятельности ОАО АКБ «Росбанк» на рынке ипотечного кредитования