Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:35, курс лекций
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ»
2011
Тема 1. Сущность, принципы и назначение управленческого учета.
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
Управленческий учет охватывает те виды учетной информации, которые необходимы менеджерам предприятия в целях внутреннего управления организацией.
Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета РФ, нет, поскольку организация управленческого учета – внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписывать единые правила его ведения.
Исследованию теории и практики управленческого учета посвятили работы следующие зарубежные и отечественные ученые-экономисты: Белверд Е. Нидлз, Чарльз Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Р.Х. Паркер, А. Д. Шеремет, С.А. Николаева, А. В.Чмель, Е.А. Мизиковский, В.И. Ткач и т.д.
Существующие многочисленные мнения о содержании управленческого учета можно свести к следующему определению.
Управленческий учет - это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Предметом УУ является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (ЦО).
Объектами УУ являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Методы, используемые в УУ, разнообразны:
Цели управленческого учета:
Цель управленческого учета реализуется в его задачах:
Указанные задачи управленческого учета свидетельствуют, что он строится на соблюдении следующих общесистемных принципах управления.
Принцип опережения данных для принятия управленческих решений означает, что гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.
Принцип релевантности информации при принятии решений означает, что из всего разнообразия данных, связанных с той или иной задачей, выбрать те, которые существенны (значимы) для конкретного управленческого решения.
Принцип альтернативных оценок означает, что менеджер сталкивается с альтернативными направлениями деятельности и должен выбирать между ними, ориентируясь на заданную цель.
Принцип ответственности за последствия принятых решений означает, что если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.
Принцип целостности - управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.
Принцип понятности - представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.
Управленческий учет – эта система сбора и обработки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решений для достижения целей организации. Данные управленческого учета используются, как правило, внутри фирмы и не выходят за ее пределы.
Главное назначение финансового учета состоит в формировании отчетности, предназначенной для внешних пользователей. Финансовый учет осуществляет измерение и отражение на счетах хозяйственных операций и составление финансовой отчетности на основе общепринятых принципов учета. Руководители предприятия несут ответственность за достоверность финансовой информации, предоставляемой инвесторам, акционерам и другим внешним пользователям. Таким образом, менеджеры, заинтересованы как в управленческом, так и в финансовом учете.
Производственный учет (иначе учет затрат) представляет данные как для управленческого, так и для финансового учета. В процессе учета затрат происходит сбор, измерение и группировка финансовой и нефинансовой информации, касающейся затрат на приобретение и использование ресурсов в организации
В системе производственного учета определяются производственные затраты для оценки стоимости материально-производственных запасов
Финансовый учет |
Управленческий учет |
1. Цель учета | |
Составление финансовой отчетности для внешних пользователей |
Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими управленческих решений |
2. Пользователи информации | |
Акционеры, инвесторы, поставщики, покупатели, кредитные учреждения, налоговые инспекции, органы статистики, рабочие предприятия, др. внешние пользователи. |
Пользователями являются менеджеры и работники предприятия |
3. Юридическая обязанность ведения учета и предоставления отчетности | |
Обязателен. ФЗ «О бухгалтерском учете» №129 – ФЗ установлено требование ведения бухгалтерского учета. |
Необязателен. Руководители самостоятельно определяют целесообразность ведения учета. |
4. Степень точности информации | |
Данные должны быть достаточно точными и достоверными. |
Приблизительная оперативная информация, достаточная для принятия управленческих решений. |
5.Степень открытости информации | |
Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной. |
Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. |
6. Масштабы учета | |
Деятельность всей организации. |
Информация подготавливается по каждой структурной единице организации. |
7. Принципы учета | |
Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета. |
Выбираются те правила учета, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решения. |
8. Используемые измерители | |
Используются денежные измерители |
Информация как в денежном, так и неденежном выражении |
9. Временной аспект информации | |
Информация об уже свершившихся финансовых операциях. |
Как фактические данные, нормативные, плановые, так и информация, носящая прогнозный характер. |
10. Частота составления отчетности | |
Периодическая, на регулярной основе (год, полугодие, квартал) |
Отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, по запросу (по мере необходимости). |
11.Объект отчетности | |
Организация в целом |
Различные структурные подразделения. |
12. Базисная структура | |
Структура информации зависит от запросов и степени детализации пользователей. |
Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный капитал + Обязательства |
13. Связь с другими дисциплинами | |
Основан на собственном методе (документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка, калькуляция) |
Тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, статистикой и др. |
Источниками информации являются:
Информационная база должна удовлетворять следующим требованиям:
1) быть адресной - ориентированной на конкретного потребителя;
2) быть оперативной - предоставляться в сжатые сроки;
3) быть достаточной и полезной - объем информации должен позволять принимать объективные управленческие решения;
4) быть аналитической - объем базы должен способствовать выявлению основных тенденций в деятельности структурных подразделений и определению доли участия каждого из них в получении прибыли;
5) быть гибкой - обеспечивать информационные потребности руководителей разных уровней при условиях изменения среды функционирования предприятия.
Нормативные документы управленческого учета можно распределить по четырем уровням:
• законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
• положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);
• методические указания, инструкции, рекомендации и т.п.;
• документы организации, которые разрабатываются ею при формировании учетной политики:
Тема 2. Затраты,
формирующие себестоимость
В экономической литературе и на практике наряду с терминами «затраты» используются и такие, как «расходы», «издержки». Многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими понятиями.
Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, ее прибыльности.
«Издержки» весьма обширное экономическое понятие, при определении которого существует множество различных подходов. Разные авторы отмечают разные аспекты, свойства издержек. По мнению некоторых специалистов, издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, другие рассматривают категорию «издержек» как часть затрат или как денежное выражение затрат.
Обычно под издержками понимается денежное измерение любых ресурсов, используемых в организации с какой-то целью. Слово «издержки» употребляют для обозначения суммы затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции: издержки производства, издержки обращения. В издержки часто включают потери.
Понятие «затраты» является более емким, им характеризуют совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребление которых направлено на осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации. Затраты – это уменьшение активов (денежных средств или иного имущества) или увеличение обязательств (долга), связанное с возникновением издержек.
Затраты возникают в момент приобретения ресурсов в результате:
Если затраты:
Особенности затрат как предмета управленческого учета: