Учёт денежных средств и операций по расчётному счёту

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………….……3
1. Организация бухгалтерского учёта операций по расчётному счёту на предприятиях………….….4
1.1. Организация расчётно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком……….……4
1.2. Порядок открытия переоформления и закрытия счёта………………………………………………..…...6
2. Учёт операций по расчётному счёту…………………………………………………………………….……………….…..11
2.1. Документальное оформление движения наличных средств к безналичным денежным средствам……………………………………………………………………………………………………………………………11
2.2. Бухгалтерская обработка выписок по расчётному счёту………………………………………………....14
2.3. Синтетический учёт операций по расчётному счёту………………………………………………………...16
3. Учётная политика и практика учёта операций по расчётному счёту на исследуемом предприятии…………………………………………………………………………………………………………………………….…24
3.1. Формирование учётной политики по учёту денежных средств и операций по расчётному счёту……………………………………………………………………………………………………………………………….……24
3.2. Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры и технические средства учёта операций по расчётному счёту…………………………………….……..27
3.3. Нормативно-правовое регулирование учёта операций с денежными средствами на счетах в банке…………………………………………………………………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………….….32
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_печатка.doc

— 649.50 Кб (Скачать)

 

Все выписки бухгалтер нумерует по порядку и номер выписки проставляет на приложенных документах. Против каждой суммы в выписке надо проставить номер корреспондирующего счета. Надо помнить об одной особенности выписки из расчетного сче­та - для предприятия расчетный счет является активным, а для банка - пассивным (как источник средств) и если в выписке стоит над графой слово «дебет», то эти суммы для предприятия озна­чают расход по расчетному счету, а «кредит» - поступление на расчетный счет.

 

Выписку надо сначала тщательно проверить: сверить с при­ложенными документами все суммы, проверить остатки, потом составить проводки по счету 51 «Расчетный счет». Так же надо обрабатывать выписки и по валютному счету. Сальдо по счетам 51 и 52 может быть только дебетовое.

Кроме расчетного счета предприятия могут иметь особые счета для хранения средств, предназначенных для ремонта основных средств, на содержание детских учреждений, оплату лимитированных чеков и др. Учет этих средств осуществляется на активном счете 55 "Прочие счета в банках" в разрезе соответствующих субсчетов.

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами

На расчетный и валютный счета поступает выручка от реализации продукции, работ, услуг, кредиты банков, задолженность от дебиторов и др.

При поступлении денег на расчетный счет и валютные счета записи следующие:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступление выручки за реализованную продукцию, товары, услуги, работы

51,52

90, 62

Поступление выручки от реализации основных средств и прочих активов

51,52

91

Поступление наличных денег, в том числе валюты

51,52

50

Поступление средств на целевое финансирование

51

86

Поступление авансов, ранее перечисленных поставщикам

51,52

60

Поступление платежей по претензиям

51,52

76

Получение авансов под поставку материальных ценностей

51,52

62

Поступление средств на расчетный счет от работников предприятия (возврат займа, материального ущерба)

51

73   

Поступление средств с валютного счета

51

52

Возврат средств на депозитах и других финансовых вложений

51

55

Поступление средств от дочерних предприятий

51

76, 79

Поступление средств в порядке внутренних расчетов

51

79

Поступление от учредителей в счет вклада в уставный фонд, от акционеров в оплату за приобретенные акции

51,52

75

Возврат дебиторской задолженности

51, 52

60, 76

Поступление арендной платы от сдачи имущества в краткосрочную аренду

51,52

90,91

Поступление вступительных и паевых взносов

51,52

86

Поступление штрафов, пени, неустоек

51

92

Поступление процентов по расчетному счету

51

91

Получение кредитов банка

51,52

66, 67

Получение займов других предприятий

51,52

66, 67

Возврат остатка аккредитива и чековой книжки

51,52

55

Поступление страховых возмещений от органов социального страхования

51

69

Возврат налогов, излишне перечисленных в бюджет

51

68

Суммы, ошибочно зачисленные банком

51

76

Поступление страховых возмещений по договорам страхования

51

76

Поступление рублевого эквивалента от обязательной продажи инвалюты

51

91

 

С расчетного счета выдаются наличные деньги на зарплату, командировочные и хозяйственные расходы, погашаются обяза­тельства предприятия перед бюджетом, поставщиками, долги по кредитам и т.д.

Списание денежных средств с расчетного счета отражается следующим образом:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступление наличных денег в кассу предприятия

50

51, 52

Выставление аккредитива и получение чековых книжек

55

51,52

Погашение кредитов банка

66, 67

51, 52

Погашение займов, полученных от предприятии

66, 67

51,52

Перечисление платежей в бюджет

68

51,52

Перечисление во внебюджетные фонды

68

51,52

Отчисления в Фонд социальной защиты населения

69

51, 52

Перечисление страховых платежей

76

51,52

Перечисление поставщикам за товары, материалы и др.

60

51,52

Погашение кредиторской задолженности (за транспортные, коммунальные и другие услуги)

60, 76

51,52

или сразу

44

51, 52

Перечисление предоплаты в счет будущих поставок

62

51,52

Возврат покупателям (заказчикам) ранее полученных от них авансов

62

51,52

Уплата процентов по краткосрочным кредитам

20, 26, 44

51

Перечисление платежей дочерним предприятиям

76, 79

51

Уплата процентов по просроченным кредитам

91

51

Перечисление штрафов, пени, неустоек, судебных издержек и других внереализационных расходов по хоздоговорам

92

51

Перечисление штрафных санкций в бюджет

99, 68

68, 51,52

Перечисление средств на благотворительные цели

92

51

Перечисление средств дочерним предприятиям, филиалам

76, 79

51

Перечисление дивидендов учредителям предприятия

75

51

Излишнее списание банком с расчетного счета

76

51

Оплата приобретенных нематериальных активов и ценных

бумаг

04,58

51

Выкуп у акционеров акций, принадлежащих акционерному обществу

81

50,51

Перечисление средств с расчетного счета на социальные нужды предприятия

91

51

Выдача займов другим предприятиям

58

51

Использование прибыли в течение года на различные цели (согласно уставу предприятия и законодательству)

84

51

Перечисление задолженности по обязательному страхованию имущества предприятия

76

51

Оплата (поступление) денежных документов

50

51

 

 

     Наряду с ведением расчётов по расчётному и валютному счетам, в банке также могут быть открыты специальные счета. Они сгруппированы на синтетическом и аналитическом счёте Плана счетов «Специальные счета в банках». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

55-1 «Аккредитивы»; 55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета в официальной денежной единице Республики Беларусь»;

55-4 «Депозитные счета в иностранной валюте»;

55-5 «Специальный счет средств целевого финансирования»;

55-6 «Текущий счет филиала»;

55-7 «Банковские карты».

Счет 55-7 «Банковские карты» применяется при использова­нии организацией корпоративных банковских карт для осущест­вления расчетов за товары и услуги.

Для оплаты разовых крупных поставок, ускорения зачисле­ния платежей на расчетный счет поставщика, гарантированной оплаты его.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечисление денежных средств на выставление аккредитива

55-1

51 52 66 67

Поступление товарно-материальных ценностей

04, 07, 10, 08,41

60

Зачисление аккредитива в счет оплаты

18, 60

60, 55-1

Возврат неиспользованных сумм аккредитива

51,52, 66, 67

55-1 ~

Оплата транспортных и других расходов

44

55-1

 

Для безналичных расчетов, гарантирующих своевременную оплату платежей, применяют чековые книжки (лимитированные и не лимитированные). Чековые книжки выдает банк по заявле­нию предприятия. Указывается сумма денежных средств, списан­ная с расчетного счета, в пределах которой можно выписывать чеки. Расчетные чеки выписывает плательщик на точную сумму платежа за товары, услуги и вручает чек поставщику - получате­лю платежа.

Поставщик сдает расчетные чеки в обслуживающий банк для зачисления суммы платежа на свой расчетный счет. Чековые книжки применяются как для расчета за товары, так и за различ­ные услуги, выполненные сторонними предприятиями (за транс­портные услуги, погрузочно-разгрузочные работы и др.).

Для оплаты поставок может применяться аккредитивная форма безналичных расчетов, если она предусмотрена в договоре по­ставок, в том числе и с зарубежными поставщиками (контракты поставок).

Заявление на аккредитив в свой банк предъявляет покупатель и в нем указывает наименование поставщика, номер договора поставок, общее наименование товаров, документы, служащие основанием для оплаты, сумму аккредитива, срок действия его. Предприятие имеет право досрочно закрыть свой аккредитив, следить за его «отовариванием». Банк контролирует закрытие ак­кредитива по истечении срока его действия и перечисление денег на расчетный счет покупателя товаров.

На каждый выставленный аккредитив предприятие открывает отдельный аналитический счет с указанием назначения аккреди­тива (поставщик, поставляемая продукция, товары, услуги и др.) и зачисляемых на аккредитив сумм.

Срок действия аккредитива обязательно оговаривается и в контрактах (договорах) поставки, и в заявлении на аккредитив.

Аккредитивы имеют сходство с предварительной оплатой, но есть и существенное различие. При осуществлении предоплаты денежные средства сразу зачисляются в банк поставщика на рас­четный счет поставщика, и очень важно в договорах поставки четко определить сроки поставки и штрафные санкции за нару­шение этих сроков.

При аккредитивной форме расчетов денежные средства спи­сываются с расчетного и валютного счетов покупателя-платель­щика, но они сначала переводятся в банк поставщика, а на рас­четный и валютный счета поставщика будут зачислены только после отгрузки товаров или выполненных работ и предъявления документов об отгрузке (банку поставщика).

Записи по счету 55-1 предприятия производят на основании выписок банка:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечисление сумм с расчетного счета на лимитированную чековую книжку

55-2

51

Поступление материалов, оборудования, товаров и др. от поставщика

07, 08, 10,41

60

Оплата счета поставщика за товары, услуги

44, 60, 76

55-2

Возврат неиспользованных сумм по чековой книжке

,51

55-2

 

По окончании срока действия чековой книжки неиспользован­ная сумма зачисляется банком на расчетный счет владельца чеко­вой книжки. Лимит денежных средств по заявлению предприятия может быть дополнен.

Записи по операциям с чековыми книжками следующие:

Аналитический учет по счету 55-2 ведется по каждой чековой книжке.

На депозитных счетах 55-3 и 55-4 хранятся вклады организа­ций с целью получения дохода в виде процентов: дебет 55-3, 55-4 и кредит 51, 52. На сумму полученных процентов: дебет 51, 52, 55 и кредит 91.

На отдельном субсчете 55-5 учитывается движение средств строго целевого назначения (финансирования). Это могут быть поступления средств на содержание дошкольных детских уч­реждений от родителей и других источников (благотворительная помощь); средства для финансирования капитальных вложений, собираемых и расходуемых с отдельного счета, и др.; дебет 55-5 и кредит 86.

Аналитический учет по счету 55 «Специальные счета в бан­ках» должен обеспечить получение необходимой информации о наличии и движении средств на специальных счетах в банках как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом.

Аналитический учет по счету 55 ведется:

по субсчету 55-1 «Аккредитивы» - по каждому выставленно­му организацией аккредитиву;

по субсчету 55-2 «Чековые книжки» - по каждой полученной чековой книжке;

по субсчету 55-3 «Депозитные счета в официальной денежной единице Республики Беларусь» и 55-4 «Депозитные счета в инос­транной валюте» - по каждому вкладу;

по субсчету 55-5 «Специальный счет средств целевого финан­сирования» - по источникам финансирования (для получения не­обходимой информации об использовании по назначению посту­пивших бюджетных и других целевых средств);

по субсчету 55-6 «Текущий счет филиала» - по каждому фили­алу, структурному подразделению организаций;

по субсчету 55-7 «Банковские карты» - в разрезе карт-счетов, открытых организации банками-эмитентами пластиковых карт.

 

Для получения ин­формации о движении денежных средств (переводов) в пути, т.е. от сданной выручки инкассаторам банка торговыми предприяти­ями, от перечисления денежных средств на покупку или от про­дажи валюты предназначен счет 57 «Переводы в пути».

К счету 57 «Переводы в пути» могут открываться следующие субсчета:

 

57-1 «Инкассированные денежные средства», по дебету кото­рого записывается сумма выручки торгового предприятия, сдан­ная инкассатору банка, а по кредиту - зачисление выручки на рас­четный или специальный ссудный счет в банке:

Информация о работе Учёт денежных средств и операций по расчётному счёту