Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………….……3
1. Организация бухгалтерского учёта операций по расчётному счёту на предприятиях………….….4
1.1. Организация расчётно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком……….……4
1.2. Порядок открытия переоформления и закрытия счёта………………………………………………..…...6
2. Учёт операций по расчётному счёту…………………………………………………………………….……………….…..11
2.1. Документальное оформление движения наличных средств к безналичным денежным средствам……………………………………………………………………………………………………………………………11
2.2. Бухгалтерская обработка выписок по расчётному счёту………………………………………………....14
2.3. Синтетический учёт операций по расчётному счёту………………………………………………………...16
3. Учётная политика и практика учёта операций по расчётному счёту на исследуемом предприятии…………………………………………………………………………………………………………………………….…24
3.1. Формирование учётной политики по учёту денежных средств и операций по расчётному счёту……………………………………………………………………………………………………………………………….……24
3.2. Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры и технические средства учёта операций по расчётному счёту…………………………………….……..27
3.3. Нормативно-правовое регулирование учёта операций с денежными средствами на счетах в банке…………………………………………………………………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………….….32
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………33
В заявлении необходимо точно и правильно указать название банка и предприятия, обратившегося с просьбой открыть р\с.
Если у предприятия нет печати, то в банк предоставляется заявление с просьбой разрешить осуществлять платежи и расчеты без оттиски печати.
Счета акционерных обществ (АО), отдельных юридических лиц.
При создании АО для зачисления 50% уставного капитала ему открывается временный р\с.
Для открытия такого счета в банк представляется:
- заявление об открытии счета
- копии документа о временной регистрации общества
- копии устава общества
- копии протокола учредительного собрания
- карточка с образцами подписей.
При получении АО свидетельства о его регистрации и внесении необходимой суммы ему открывается постоянный р\с. Для этого к документам, перечисленным выше, в банк представляются копии свидетельства о регистрации АО и документы, подтверждающие его постановку на учет в налоговую инспекцию, пенсионный фонд.
Малые предприятия.
Для открытия р\с в банк необходимо подготовить заявление и приложить к ему подлинный экземпляр устава, нотариально удостоверенные копии устава, образцов подписей и оттиска печати. Банк открывает предприятию р\с, проставляет его номер на
подлинном экземпляре Устава малого предприятия и заверяет подписью гл.бухгалтера и оттиска печати банка. Подлинный экземпляр устава возвращается банком предприятию.
До начала деятельности предприятия необходимо также зарегистрироваться в районной налоговой инспекции. (Представляется в инспекцию заявление, свидетельство о государственной регистрации малого предприятия и нотариально заверенная копия устава).
Счета фермерских хозяйств.
Фермерским хозяйствам р\с в банке открываются при представлении членом этого хозяйства, на чье имя оформлен документ на землю:
- заявление на открытие счета
- копии документа на право пользование землей
- документ о регистрации фермерского хозяйства
- документ, подтверждающий постановку его на учет в налоговых органах
- карточка с образцами подписей, подлинность которой должна быть засвидетельствована в установленном порядке (без печати может приниматься).
На подлинном экземпляре документа на право пользования землей гл.бухгалтером делается отметка об открытии р\с.
Без согласия владельца р\с банк имеет право на списание средств в следующих случаях:
- погашение просроченных ссуд;
- выплата просроченных платежей налоговым и финансовым органам
- выполнение решений суда и арбитража.
Схожесть расчётного счёта и валютного порождает схожесть в аналитическом учёте этих двух счетов. Т.к. все предприятия обязаны свободные денежные средства хранить на расчетном счете в банке, правила пользования которым устанавливаются банком. Открывается расчетный счет для таких целей, как:
1) проведения безналичных расчетов с предприятиями, организациями;
2) обеспечения более надежной сохранности денег и получения процентов;
3) зачисления кредитов банка и займов у предприятий.
Хозрасчетное предприятие может открыть только один расчетный счет в банке. Для открытия расчетного счета будущий клиент в банк представляет:
1) заявление на открытие расчетного счета (по особой форме);
2) дубликат извещения об учетном номере налогоплательщика;
3) карточки с образцами подписей директора предприятия и его заместителя (распорядителя кредитов), главного бухгалтера и заместителя и образцом оттиска печати (карточки - в двух экземплярах);
4) копию устава предприятия, заверенную райисполкомом, зарегистрировавшим устав предприятия, и нотариусом.
Расчетный счет предприятия может переоформляться, временно или полностью закрываться.
1. Реорганизация предприятия как причина переоформления счета. Если реорганизованное предприятие является правопреемником бывшего предприятия, что подтверждается новыми учредительными документами, то в банк представляется решения о перерегистрации и все сопровождающие документы. Новые карточки с образцами подписей и оттиска печати. Реорганизованное предприятие продолжает пользоваться тем же р\с.
2. Изменение характера деятельности (как и любое другое изменение в учредительных документах) требует внесения изменений в эти документы по распоряжению органа, ранее зарегистрировавшего предприятия, и представления решения о внесении
изменений и копий документов с изменениями в банк.
Карточки требуют замены в случаях изменения названия, местонахождения предприятия, избрания другого лица на должности заместителя, директором, назначения другого лица на должности заместителя директора, гл.бухгалтера или его заместителя. Предприятие в заявлении отмечает все изменения, в связи с которыми возник вопрос о переоформлении расчетного счета.
3. Временное закрытие р\с (приостановление проведений операций по р\с) по решению налоговой инспекции, причинами которого могут быть непредставление в срок отчетных документов, нарушения по суммам и срокам уплаты налогов.
4. Закрытие р\с по следующим причинам:
- по решению собственника;
- по решению органа, имеющего полномочия на ликвидацию/реорганизацию предприятия;
- признание предприятия в установленном порядке банкротом;
- если принято решение о запрете деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством РБ;
- по решению суда или арбитража;
- в случае нарушения клиентом договора банковского счета;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством РБ
Расчетный(текущий) счет предприятия может быть закрыт, когда его деятельность прекращается по решению органа, зарегистрировавшего его, в случаях:
- когда предприятие в течении одного года с момента регистрации не приступило к производственно-хозяйственной деятельности или не возобновил фактически прекращенную деятельность по истечении одного года после подачи последней декларации о доходах;
- при длительной(более 6 месяцев) неплатежеспособности предприятия ;
- когда предприятие неоднократно или грубо нарушает действующее законодательство.
Счет предприятию закрывается по истечении одного месяца со дня вручения решения банку о закрытии предприятия.
Сущность порядка открытия и ведения расчетных и текущих счетов обусловлена выполнением возложенной на банк функции контроля за соблюдением действующего законодательства при создании, реорганизации и ликвидации и ликвидации государственных, кооперативных и общественных предприятий и объединений. Надо четко и правильно оформлять документы по открытию счетов, учитывая то, что по расчетным и текущим счетам отражаются операции, связанные с основной хозяйственной деятельностью.
Предприятие может открыть валютный счет в учреждении банка. Если валютный счет открывается в том же банке, где имеется рублевый счет, то необходимо представить лишь заявление и выполнить условия банка по открытию валютного счета.
Если валютный счет открывается в учреждении другого банка, то представляется полный набор документов, характеризующих данное предприятие.
Услуги, предоставляемые клиенту:
1) выполнение платежных поручений
2) выполнение перевода средств за границу
3) выставление аккредитива
4) депозитные операции
5) покупка и продажа иностранной валюты, находящейся на счетах и во вкладах.
6) Прием и выдача наличной валюты
7) Покупка и продажа иностранной валюты за счет личных средств граждан.
Операции по покупке-продаже наличной валюты за руб.производятся в соответствии с Указом Президента.
2. УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЁТНОМУ СЧЁТУ
2.1. Документальное оформление движения наличных средств к безналичным денежным средствам
Банк контролирует соблюдение установленных правил расчетов и может в некоторых случаях применять санкции за несоблюдение правил безналичных расчетов.
Допускается пользование при безналичных расчетах платежными требованиями и поручениями (простыми и с исполнением), авизо, чеками, аккредитивами, инкассо, векселями, платежными требованиями-поручениями.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением).
Платежное поручение - это поручение предприятия-плательщика банку, в котором у него имеется р\с, перечислить сумму, согласно платежному поручению, с собственного р\с на р\с получателя. При этом платеж может осуществляться за счет собственных средств плательщика или за счет кредитных ресурсов банка.
Платежными поручениями оформляются следующие операции:
1) расчеты за полученные товары, оказанные услуги, выполненные работы или окончательный расчет между поставщиком, подрядчиком, с одной стороны, и покупателем с другой стороны;
2) авансовые платежи (предварительная оплата за еще неполученные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы);
3) расчеты по нетоварным операциям :платежи налогов (в бюджет и во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы), отчисления (в органы социального, медицинского и пенсионного страхования), перечисления (зарплата, авторское вознаграждение, премии, на благотворительность).
Платежное поручение действует в течении 10 банковских дней, не считая дня его выписки. Платежное поручение выписывается на печатной машинке или с помощью компьютерной техники в 3-х экземплярах при совершении операции в рамках одного учреждения банка, в остальных случаях заполняется 4 экземпляра документа.
По договоренности сторон платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными, отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
1) авансовый платеж (до получения товара)
2) после получения товара (путем прямого акцепта)
3) частичные платежи при крупных сделках
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам исполнительных органов - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).
В соответствии с законодательством каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу предприятия. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.
Факторинг - банковская услуга, оказываемая клиенту, которая заключается в приобретении банком дебеторских обязательств клиента, авансирования его в пределах 75-90% суммы обязательств и организация перерасчета после ликвидации дебеторской задолженности.
Факторинговые операции связаны с неоплаченными документами. Это переуступка платежа, т.е. банк покупает платежные требования поставщика и требует платеж с покупателя. Клиент дал ему такое право. В зависимости от объема выполненных услуг по факторингу могут заключаться два вида факторинговых договоров - о полном обслуживании и о предварительной оплате требований.
Информация о работе Учёт денежных средств и операций по расчётному счёту