Учёт денежных средств и операций по расчётному счёту

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………….……3
1. Организация бухгалтерского учёта операций по расчётному счёту на предприятиях………….….4
1.1. Организация расчётно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком……….……4
1.2. Порядок открытия переоформления и закрытия счёта………………………………………………..…...6
2. Учёт операций по расчётному счёту…………………………………………………………………….……………….…..11
2.1. Документальное оформление движения наличных средств к безналичным денежным средствам……………………………………………………………………………………………………………………………11
2.2. Бухгалтерская обработка выписок по расчётному счёту………………………………………………....14
2.3. Синтетический учёт операций по расчётному счёту………………………………………………………...16
3. Учётная политика и практика учёта операций по расчётному счёту на исследуемом предприятии…………………………………………………………………………………………………………………………….…24
3.1. Формирование учётной политики по учёту денежных средств и операций по расчётному счёту……………………………………………………………………………………………………………………………….……24
3.2. Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры и технические средства учёта операций по расчётному счёту…………………………………….……..27
3.3. Нормативно-правовое регулирование учёта операций с денежными средствами на счетах в банке…………………………………………………………………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………….….32
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_печатка.doc

— 649.50 Кб (Скачать)

    Договор о полном факторинговом обслуживании обычно  заключается при постоянных и длительных контактах между поставщиком и банком. Он предусматривает переуступку  поставщиком всех долгов своих плательщиков, ведение  дебетового  учета, управление кредитом, получение денежных средств.

    По желанию  поставщика  может  обеспечиваться  предварительная оплата требований; в этом случае банк незамедлительно уплачивает всю сумму или часть  требований  за  поставляемые товары. За что получает с поставщика комиссионное вознаграждение согласно договора. В этом случае каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый  лимит  кредитования, а поставщику предельная сумма стоимости товаров(услуг), поставляемая одному получателю в  течении  месяца.  Действие договора может быть прекращено по взаимному соглашению  сторон, по желанию одной из сторон или в следствие  неплатежеспособности поставщика.

     Вексель - ценная бумага, представляющая собой  долговое обязательство строго установленной  формы,  дающее  ее  владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении  срока обязательства требовать от должника или акцептанта (лица, обязавшегося уплатить по векселю) уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.

 

    Вексельное обращение охватывает различные  сферы.  Это отношения между банками и клиентами  при  выдаче  банковских ссуд, между Государственными финансовыми органами и физическими лицами.

 

      В зависимости от целей и характера сделок разделяют:

        - коммерческие (сделка по купле продаже товаров в кредит)

        - финансовые (ссудные сделки в  денежной  форме  для

          предоставления кредитов)

        - фиктивные (их происхождение не связано с перемещением товарных ценностей): дружеские  (вексель  выдается  для получения вексельного кредита, в результате  учета векселя по которому не произошла передача денег); бронзовые (дутые)- векселя,  выданные  от  некредитоспособных  лиц; встречные.

      Векселя бывают простые и переводные (тратта).

      Плательщик, выписывающий вексель, сдает его в 4-х  экземплярах для его оплаты. На первом и  втором  ставятся  печать и подписи плательщика.

 

   1-й экземпляр векселя помещается  в  банк  к  счету  плательщика в картотеку векселей,

   2-й и 3-й направляются в банк поставщика   4-й возвращается плательщику.

      В банке поставщика 2-й экземпляр помещается в картотеку векселей к счету поставщика, а третий передается  поставщику.

 

     Когда плательщик акцептует вексель, он  в  день  оплаты достается из картотеки и списывается в р\с или ссудный  счет плательщика, а до дня оплаты он учитывается  на  забалансовом счете. При отсутствии средств у плательщика,  вексель помещается в картотеку 2 по  забалансовому  счету.

Сначала оплачиваются векселя, а  потом  другие  претензии  к счету плательщика. В хозяйственном  обороте  могут  участвовать простые и переводные векселя.

 

     Индоссамент - это  передаточная  надпись.  На  обороте ценной должно быть указано в каких случаях и при каких условиях может быть передана эта ценная бумага и могут  ли  быть переданы проценты начисленные по этой бумаге  другому  лицу. Если переводной вексель не предназначен для дальнейшей передачи ставится надпись НЕ ПРИКАЗУ или другая подобная надпись.

 

 

 

 

 

 

2.2.           Бухгалтерская обработка выписок по расчётному счёту

Одним из основных документов, необходимых для учета операций по расчетному счету, является банковская выписка . Как правило, предприятия получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные с банком сроки. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете фактически являются кредиторской задолженностью, вследствие чего поступления на расчетный счет клиента записываются по кредиту, а списание с расчетного счета и выдача наличными - по дебету. Поэтому средства, указанные в выписке по кредиту, бухгалтером должны быть отражены по дебету сч. 51. В различных банках выписки могут отличаться друг от друга по своей форме. Это связано с тем, что предприятия используют различные программы автоматизации учета.

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием. Выписка банка фактически представляет собой второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого банком. Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Исходя из этого, остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списание, выдачу наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет строго определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти коды пользуются предприятием.

         Банковские выписки, выдаваемые клиентам с расчетного счета, могут несколько отличаться по форме из-за использования различной вычислительной техники, но обязательными реквизитами являются: номер расчетного счета клиента; дата предшествующей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим для последующей выписки; суммы перечислений, увеличивающие или уменьшающие сальдо счета; остаток средств на дату выписки.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам. Об ошибочно зачисленных или списанных с расчетного счета суммах бухгалтер письменно должен сообщить банку для внесения исправлений. В последующих выписках банк дает исправление, а в бухгалтерском учете торгового предприятия суммы или списываются, или восстанавливаются.

На полях проверенной выписки против сумм операций и на документах указываются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 "Расчетный счет". Кроме того на документах указывается порядковый номер его записи в выписке банка. Эти документы необходимы для контроля за движением средств, проверок и последующего хранения документов.

 

 

 

 

2.3.Синтетический учёт операций по расчётному счёту

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

Ошибочно зачисленная на расчетный счет сумма отражается записью по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами". При исправлении ошибочной записи делается обратная запись: по дебету счета 76 "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Таким образом обеспечивается идентичность записей по счету 51 "Расчетный счет" в банке и на предприятии.

Для сдачи излишних наличных денег сверх норм оптимальной потребности из кассы предприятия на хранение в банк  на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет “Объявление на взнос наличными” в одном экземпляре, состоящем из трех частей После проверки правильности заполнения объявления работником банка, наличные деньги сдаются в банковскую приходную кассу. Третья часть объявления возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма.

              Получает предприятие наличные деньги из банка по денежному чеку, выписанному на его имя. В день получения сумы бухгалтер заполняет все реквизиты одного чека и корешок к нему и под роспись в корешке выдает чек кассиру. Чек представляется в банк. Работник банка проверяет правильность заполнения чека, отрывает от него и передает предприятию контрольную марку по которой выдают деньги из кассы банка. На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека. Квитанция от приходного ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер - к кассовому отчету.

              Банк не имеет права списывать деньги со счета предприятия по своей инициативе без его согласия. Это выполняется платежными поручениями.

              В случаях, когда в соответствии с договором, предприятие само должно взыскивать с покупателей стоимость отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, составляется платежное требование-поручение, форма и содержание которого аналогичны платежному поручению.

              При расчетах с финансовыми органами по просроченным платежам, по приказам арбитража, при погашении просроченных ссуд. списание денежных средств с расчетного счета клиента производится банком без согласования с клиентом, принудительно инкассовым поручением.

              Таким образом, существует несколько уровней учета денежных средств на расчетном счете:

              1) Выписка с лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, перечисленные со счета, остаток на дату выписки. Все данные - в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Выписка банка является первым накопительным документом, первой группировкой однородных проводок за одну дату.

              2) Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется более трех, то по счету 51 открывают оборотно-сальдовую ведомость. Каждая выписка заносится в оборотно-сальдовую ведомость только строго по одной строке.

              3) Не позже третьего числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги по строке “Итого за месяц”. Данные этой строки из оборотно-сальдовой ведомости переносятся в регистр счета 51. После этого подводятся итоги по графам “Дебет” и “Кредит” счета 51

              4) После этого обороты и сальдо за отчетный меся по счету 51 переносят из регистра в “Сводную оборотно-сальдовую ведомость”.

На этом обработка данных по счету 51 за месяц заканчивается. При такой системе учета вся информация по расчетному счету за год в разрезе по месяцам концентрируется в одном документе-регистре или оборотно-сальдовой ведомости, которые могут состоять из нескольких страниц или листов.

 

Обо всех операциях по расчетному счету, по валютным сче­там банк извещает своего клиента выписками с расчетного и валютного счетов в виде машинограмм. В выписке указывается дата, номер расчетного счета, остаток денег входящий (на утро), код и суммы операций за день, остаток исходящий. Прилагают­ся все оправдательные платежные документы. Исправления в банковских документах не допускаются, а банк свои ошибки в выписке подтверждает подписью главного бухгалтера и круглой печатью.

Информация о работе Учёт денежных средств и операций по расчётному счёту