Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

диплом грузовой автотор.с-с.doc

— 698.50 Кб (Скачать)


 

Введение.

 

   Весьма актуальной  и важной является на сегодняшний  день проблема улучшения материально-технической базы нашей республики. Ведь от того, какая техника будет работать в производстве, во многом будут зависеть конечные результаты работы сельскохозяйственных предприятий, а значит, и продовольственная безопасность нашего государства. Дальнейшее развитие сельского хозяйства возможно лишь при условии создания эффективной системы материально-технического обеспечения АПК.

   Производители сельскохозяйственной продукции остро нуждаются в современных видах тракторов, зерноуборочных комбайнов, сеялок, машин по уборке кормов, картофеля, льна и других сельскохозяйственных машинах и оборудовании. Однако специалисты зачастую забывают о грузовом автотранспорте, состояние которого также приближается к критической отметке и который требует существенного обновления.

   Роль автотранспорта в  сельском хозяйстве значительна,  ибо он принимает участие практически во всех технологических операциях, незаменим в периоды наиболее напряженных сельскохозяйственных работ. Именно поэтому хозяйствам очень важно располагать грузовыми автомобилями в необходимом количестве и хорошего технического состояния. Как свидетельствуют статистические данные [38] за последние двенадцать лет (с 1993г. по 2005г.) парк грузовых автомобилей на предприятиях АПК Республики Беларусь сократился почти в 2 раза (с 74,0 тыс.шт. на конец 1992г. до 38,4 тыс.шт. на начало 2006г.), морально и физически устарел, заметно ухудшилось использование автомобилей. Приобретение грузовых автомобилей агропромышленными формированиями страны уменьшилось за анализируемый период времени, почти в 37 раз (с 10090 машин в 1993г. до 273 в 2005г.). В течение двенадцати лет предприятия АПК приобретают в среднем около 1% машин от их наличия. Процент износа автопарка предприятий АПК увеличился на 21,1%, составив на конец 2005 года 78,3%. Приведенные показатели красноречиво говорят о необходимости обновления парка грузовых автомобилей предприятий АПК, повышения эффективности их использования.

   В связи с этим Государственной  Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусмотрено осуществить программу поставки сельскохозяйственным организациям 8000 автомобилей производства РУП ”Минский автомобильный завод”.

   Что же побуждает предприятия снижать размер автопарка? В первую очередь следует отметить то, что размер затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта не соответствует реальным возможностям хозяйств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

   Как известно, основным направлением деятельности любого предприятия является получение максимальной прибыли. На размер прибыли оказывает влияние величина себестоимости единицы продукции, которая формируется из совокупных затрат на ее производство. Немаловажной статьей затрат являются услуги, оказываемые автотранспортом.

   В сельском  хозяйстве в основном используется  грузовой автотранспорт, услуги которого списываются на увеличение затрат на производство.

   Таким образом,  снижение затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта является одной из действенных мер по снижению себестоимости единицы сельскохозяйственной продукции.

   В связи с  этим возникла объективная необходимость  разработки усовершенствованных форм и методов ведения бухгалтерского учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта, а также точного анализа его работы и поиска резервов увеличения производительности машин, что и обусловило актуальность темы исследования.

   Целью данной  дипломной  работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.

   Теоретической  и методологической основой для  написания работы послужили инструктивные материалы по теме исследования, труды ученых экономистов и практиков, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта.

   При написании  работы были использованы данные первичного, синтетического и аналитического учета, годовые отчеты за 2003-2005 годы СПК ”Березовый край”, данные статистической отчетности.  

 

 

 

 

 

 

 

1.Обзор литературы.

 

   В условиях  значительного возрастания роли  затрат на производство используемые приемы учета затрат призваны наиболее достоверно отражать уровень показателя процесса производства - себестоимости продукции. Как отмечает Каштанова И.А.[10], правильное использование показателя себестоимости в управлении предприятием полностью обуславливается научнообоснованным применением методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.

   В основу классификации  методов учета издержек производства должен быть положен порядок соизмерения, сопоставления и обобщения затрат на производство по объектам учета, а в основу классификации методов калькуляции себестоимости - способ группировки, отнесения и распределения  затрат между видами продукции, что дает возможность использовать информацию о себестоимости при решении различных задач управления.

   Все многообразие  методов учета затрат приводит  к необходимости выбора наиболее эффективного метода учета затрат и разработки организационных и технических аспектов его внедрения. Кроме того, необходимо создать определенные условия для закрепления указанного метода на практике.

   Курьян Е.В.[17] считает, что в современных условиях хозяйствования центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких процессов по распределению накладных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости.

   Автор считает необходимым внедрение в учетную практику совместное применение методов "директ-костинг" и "стандарт-кост". При использовании данного метода отпадает необходимость в распределении косвенных затрат, что позволит снизить трудоемкость учетного процесса.

   Совместное внедрение данных систем в сочетании с однопроцессным методом калькулирования позволит осуществлять использование информации как о фактических, так и о стандартных затратах, калькулировать себестоимость услуг. Совместная система базируется на использовании стандартов в качестве средства совершенствования контроля за затратами.

   Как отмечает  Новиченко П.П.[22], в современных условиях все более очевидной становится необходимость повышения действенности и оперативности контроля за издержками производства, организации учета затрат по местам их возникновения, видам продукции и центрам ответственности.

   Эффективная организация  контроля издержек производства  обеспечивается применением системы нормативного учета. Основными ее слагаемыми являются:

    -предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям издержек производства в натуральном и денежном выражении и использование их в учете;

    -учет изменений  действующих текущих норм по мере внедрения организационно-технических мероприятий и определение влияния этих изменений на уровень себестоимости;

    -учет фактических  затрат на производство с подразделением  затрат по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.

   На наш взгляд такая организация учета позволяет осуществлять текущий контроль за затратами на производство, поскольку фактические затраты в текущем учете сопоставляются с нормативными и выявляются отклонения от норм. Использование этой информации дает возможность принимать в оперативном порядке необходимые решения в управлении себестоимостью продукции.

   Сидоренкова А.Г.[27] считает, что развитие рыночных отношений потребовало дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК. Поэтому одной из задач реформы бухгалтерского учета, определенных Государственной программой перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, является внедрение системы управленческого учета. Основной его задачей является достижение целевых результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в оперативном и стратегическом аспекте посредством оптимизации издержек по центрам ответственности, видам затрат, видам оказываемых услуг.

   Есьман А.В.[7] высказывает мнение о том, что формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для любой организации. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

   Основой для  разработки и реализации управленческих  решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости услуг являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости услуг занимает наиболее важное место в системе организации.

   Чабатуль В.В.[39] отмечает, что автомобильный транспорт представляет собой одно из важнейших обслуживающих звеньев АПК. Основной задачей автотранспорта является обеспечение высококачественного и надежного обслуживания всех этапов сельскохозяйственного производства. Высокоотлаженная система автотранспортного обеспечения становится условием успешной работы любого предприятия АПК.

   Автор обращает  внимание на то, что в практике организации бухгалтерского учета затрат на содержание и эксплуатацию грузовых автомобилей на предприятиях АПК зачастую встречаются случаи формального подхода к заполнению многих форм первичных и сводных документов, когда игнорируются важные показатели, содержащиеся в формах соответствующих документов, а иногда и сами документы. Так, полнота заполнения путевого листа работы грузового  автомобиля предполагает проставление результатов работы каждой автомашины по каждой ездке последующим выведением и отражением в том же путевом листе итоговых показателей работы машины за день. В практике же зачастую в путевом листе находят отражение только итоговые данные работы грузового автомобиля в течение дня, которые могут нивелировать различающиеся по отдельным ездкам условия работы.

   Корватовская  Л.В.,Савенок И.Л.,Корватовская Н.К.[28] считают, что согласно Методическим указаниям по учету производственных запасов на сельскохозяйственных предприятиях, отпуск материальных ценностей со склада предусмотрено оформлять Ведомостью на получение горючих, смазочных материалов со склада формы №ПЗ-3,  Ведомостью на получение запасных частей и ремонтных материалов №ПЗ-4 или требованием-накладной №ПЗ-6. На списание же запасных частей, израсходованных на ремонт объектов вне ремонтной мастерской, утвержденные типовые формы первичных документов вообще отсутствуют, поэтому используются акты произвольной формы. В них не всегда проставляется дата получения материалов, их расход по норме. Это приводит к хищениям, злоупотреблениям, подмене новых деталей старыми. В этой связи возникла объективная необходимость в разработке Акта на списание запасных частей и ремонтных материалов.

   Усовершенствованная  форма акта содержит реквизиты  для отражения номера документа и даты получения материалов со склада, объектов их использования, подписи материально-ответственных лиц. На наш взгляд применение данного акта позволит унифицировать бухгалтерский учет, усилит контроль за его эффективностью, что в современных условиях имеет весьма важное значение.

   Как отмечают  Зонова А.Н.[6] и Пизенгольц М.З.[32], что при пересмотре действующих ныне Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в сельском хозяйстве должны трат, объекты учета калькуляции.

  Так по автомобильному  транспорту в сельскохозяйственных  предприятиях обычно открывают  один аналитический счет под  названием "Автомобильный транспорт грузовой". Но если хозяйство крупное и парк машин разнообразный, то можно открывать несколько аналитических счетов: "Грузовой автотранспорт" (бортовые машины, самосвалы, бензовозы, молоковозы); "Специальные машины" (пожарные машины, тягачи, краны); "Пассажирский транспорт" (автобусы, легковые машины); "Общепроизводственные затраты по автотранспорту".

   Для учета затрат  на этих счетах исходя из  требований налогового учета  и международных стандартов финансовой отчетности целесообразно выделить статьи:

    материальные затраты  (стоимость горючего и смазочных  материалов, спецодежды, отопления, стоимость услуг других вспомогательных производств и сторонних организаций);

    оплата труда (шоферов,  обслуживающего и административно-управленческого персонала);

    амортизация основных  средств (автомобилей, зданий  и оборудования гаража);

Информация о работе Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта