Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

диплом грузовой автотор.с-с.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

    общепроизводственные затраты  автотранспорта (данная статья будет  иметь место только в первых  трех аналитических счетах).

   Если в хозяйстве небольшой  парк машин, то по автотранспорту  следует открывать один аналитический счет и учитывать затраты по приведенной выше номенклатуре статей (без статьи "Общепроизводственные затраты"). Работу машин при этом надо учитывать в двух показателях; в машинно-днях и тонно-киллометрах.

   Клычкова Г.С. и Закирова  А.Р.[29], а также Стешиц М.И. и Васько Т.Ф.[30] предлагают вести учет с использованием свободных номеров счетов и открыть собирательно-распределительные счета по элементам затрат: 30"Материальные затраты", 31"Затраты на оплату труда", 32"Отчисления на социальные нужды", 33"Амортизация", 34"Прочие затраты".

   По дебету счета 30 учитывается  стоимость израсходованных нефтепродуктов, потребленной электроэнергии, газа, твердого топлива, запасных частей, ремонтных материалов, услуг, выполненных сторонними организациями. По дебету счетов 31 и 32 учитываются суммы начисленной основной и дополнительной оплаты, премия, включая и натуральную оплату, и проведенных на нее начислений. Суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам относятся на дебет счета 33. На счете 34 учитываются налоги, сборы и другие платежи в бюджет, относимые на себестоимость, страховые платежи, арендная плата и другие расходы.

   По кредиту счетов 30,31,32,33,34 отражается списание расходов  и включение их в затраты соответствующих производств в разрезе структурных подразделений и по статьям затрат.

   Кроме того авторы предлагают  затраты вспомогательных производств  не относить в затраты основного производства, а списывать полностью на уменьшение доходов от производства и реализации.

   На наш взгляд данный метод позволяет повысить эффективность учета затрат, усилить его аналитичность и возможности выявления резервов повышения результативности производственной и хозяйственной деятельности.

   Кулько З.Н. и Жуков  А.В.[34] считают альтернативным решением проблемы оперативности учета и правильности списания производственных затрат грузового автотранспорта внедрение тарифных принципов распределения затрат грузового автотранспорта. Суть этого метода заключается в следующем: в сельскохозяйственных предприятиях рассчитываются ежеквартальные или ежегодные тарифы, на основании которых стоимость выполненных автотранспортом работ относится на счета потребителей услуг. Применяемые тарифы следует дифференцировать в зависимости от расстояния перевозки и класса груза. При формировании тарифов на услуги грузового автотранспорта следует исходить из средней сложившейся себестоимости грузоперевозок и предполагаемого индекса роста цен производителей. Это не только повысит оперативность учета, но и послужит стимулирующим фактором для снижения себестоимости всей продукции сельскохозяйственного предприятия, при производстве которой был задействован грузовой автотранспорт, так как работники автопарка будут заинтересованы в снижении производственных затрат. Ведь разница между тарифами на перевозку и себестоимостью будет использована не только на расширение или модернизацию грузового автотранспорта, но и на материальное стимулирование труда работников отрасли.

   Основной статьей затрат  на содержание и эксплуатацию  грузового автотранспорта является расход топлива и горюче-смазочных материалов. Овсянникова Р.И.[23] считает, что аналитический учет топлива должен вестись по каждому виду ГСМ, местам хранения, материально-ответственным лицам.

   Автор отмечает, что основанием для списания ГСМ на себестоимость оказываемых услуг служат путевые листы, подтверждающие, что материалы израсходованы на производственные нужды. На себестоимость можно списывать ГСМ в пределах норм расхода (по количеству). Нормы устанавливаются заводом-изготовителем с применением действующих на территории Республики Беларусь коэффициентов корректировки. Если фактический расход топлива не совпадает с нормативным расходом, то разница учитывается как излишки или недостача ГСМ.

   Браславцева Н.А.,Кравченко О.В.[35] отмечают, что ремонт автотранспортных средств подразделяется на текущий и капитальный. В свою очередь, эти виды ремонтов могут выполняться как своими силами, так и силами сторонних организаций. При любом виде ремонта составляется ведомость дефектов на ремонт, где указываются работы, которые надо выполнить, сроки начала и завершения работ, подлежащие замене детали и сметная постатейная стоимость ремонта.

   Фактические затраты на  ремонт относятся на затраты  того периода, в котором они возникли. Затраты либо относят на счета издержек обращения либо собирают их на формируемом ремонтном фонде по счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

   По нашему мнению, учет затрат на ремонт по счету 96 целесообразно использовать на предприятиях с небольшим объемом производства при наличии дорогих машин, так как в этих условиях небольшой по объему ремонт при отнесении его на издержки производства может сразу повлечь за собой необоснованный убыток.

   Чабатуль В.В.[41] высказывает мнение о том, что в Республике Беларусь на данный момент времени отсутствуют научнообоснованные нормативы затрат денежных средств на техническое обслуживание, ремонт и хранение грузового транспорта (применение имеющихся нормативов с учетом поправочных коэффицентов в размере 50000 равносильно их отсутствию ), что ставит экономические службы организаций в затруднительное положение, при необходимости составления подобных расчетов. При рассмотрении данных вопросов целесообразно обратить внимание на Методические рекомендации по калькулированию себестоимости продукции по производственно-техническому обслуживанию и ремонту, утвержденных Минсельхозпродом Республики Беларусь от 09.06.2001г. Учет и калькулирование себестоимости должны опираться на систему технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат.

   Чабатуль В.В.[36] отмечает также, что использование грузового автотранспорта отличается рядом особенностей, важнейшими из которых являются резкие сезонные колебания объема грузоперевозок, разнообразие дорожных условий, жесткие требования к срокам перевозки, наличие мелких, рассредоточных на большой территории погрузочных точек при относительно небольшом числе приемных пунктов.

   Эффективность  использования грузового автотранспорта характеризует ряд технико-эксплуатационных и экономических показателей.

   Точно уровень  производительности работы машин  характеризует показатель выработки на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве (В1атдн), который равен отношению объема грузооборота за анализируемый период (V) к произведению списочной численности автомашин (А), средней технической грузоподьемности одного автомобиля (Гср), и количества дней нахождения одной машины в хозяйстве за анализируемый период (Дн):

В1атдн=V/(А*Гср*Дн);        (1.1)

Как один из важнейших  элементов в структуре материально-технической базе АПК грузовой автотранспорт характеризуется теми же показателями наличия (обеспеченности), что и любой другой объект основного капитала.

   Пилипук Н.[33] и Септилко Ю.И., Кучевский Н.Г., Левкович О.А.[1] считают, что одним из важнейших экономических показателей характеризующих экономическую эффективность работы грузового автотранспорта, является себестоимость его услуг, от уровня которой зависят финансовые результаты использования автопарка, а в конечном итоге - финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, уровень цен и тарифов.

Себестоимость одного тонно-километра  рассчитывается по следующей формуле:

С=(З-Мотр)/V,       (1.2)

где С - себестоимость  одного тонно-километра, руб.; З - сумма  затрат на содержание и эксплуатации грузовых машин, руб.; Мотр - стоимость отработанных материалов, руб.; V - объем грузооборота, ткм.

   Приведенная формула  является несколько упрощенной. Поскольку большая часть затрат на грузоперевозки возникает в процессе движения, то при расчете фактической себестоимости одного тонно-километра необходимо учитывать реальные условия работы грузовых автомобилей. Рекомендуется поэтому рассчитывать фактический уровень себестоимости автоуслуг по следующей формуле:

С=Зперем/(Гср*Ки.гр.*Ки.п.*Сктехн*Вн) + Зпост/V + ЗП1ткм ,         (1.3)

где, С - себестоимость  тонно-километра, руб.; Зперем и Зпост - соответственно сумма переменных и постоянных затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта, руб.; Гср - средняя техническая грузоподъемность одной машины, т.; Ки.гр. - коэффициент использования грузоподъемности; Ки.п. - коэффицент использования пробега; Сктехн - средняя техническая скорость движения, км/ч; Вн - количество часов нахождения автопарка за анализируемый период; V - объем грузооборота, ткм; ЗП1ткм - сумма заработной платы водителей в расчете на один тонно-километр, руб.

   Добиться снижения  себестоимости автоуслуг и повышения  тем самым эффективности использования грузовых машин можно за счет следующих факторов:

    во-первых, более  рациональное использование подвижного состава грузового автотранспорта, уменьшение холостых пробегов техники, наиболее полное использование грузоподъемности машин;

    во-вторых, проведение  необходимых организационных мероприятий,  укрепление производственной дисциплины, сокращения расходов на содержание аппарата управления;

    в-третьих,  разработка и внедрение на  правительственном уровне действенных мер по постепенному сокращению "ножниц цен" на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

    в-четвертых,  обновление парка грузовых автомобилей как за счет лизинга, так и за счет собственных средств предприятий АПК.

   Чабатуль В.В.[40] определяет следующие недостатки при проведении анализа использовании грузового автотранспорта на предприятиях АПК:

    во-первых, это  нецелесообразность расчета показателя выработки на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве;

    во-вторых, отсутствие  анализа объема грузооборота  и факторов, его формирующих, в разрезе классификационных групп грузовых автомобилей;

    в-третьих,  искаженность подсчета резервов увеличения объема грузооборота;

    в-четвертых,  неполное проведение анализа  финансовых результатов от реализации услуг грузового автотранспорта.

   С целью совершенствования работы учетного аппарата на данном участке автор предлагает:

    - устранение  формализма при составлении первичных  и сводных бухгалтерских документов, заполнение всех требуемых реквизитов;

    - ведение бухгалтерского  учета затрат по содержанию  и эксплуатации автопарка, обеспечивающего получение информации по всему комплексу показателей использования грузовых машин;

    - ведение бухгалтерского  учета использования грузового автотранспорта предприятиями АПК в разрезе постоянных и переменных издержек с целью повышения эффективности управления процессом формирования затрат и себестоимости услуг;

    - наиболее  полное использование ресурсов  персональных компьютеров на  предприятиях АПК путем внедрения  новейших программных продуктов  и современных информационных  технологий обработки учетно-аналитической  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономико-финансовая  характеристика.

 

   СПК ”Березовый  край” расположен в Браславском  районе Витебской области, в 24 километрах от райцентра. Хозяйство было образовано в 1965 году. Первоначально называлось оно колхоз ”Победа”. В 2001 году хозяйство решением Витебского облисполкома было преобразовано в СПК ”Березовый край”. Директором хозяйства с 1993 года является Сайковский Станислав Наполеонович.

   На территории  хозяйства насчитывается 47 населенных  пунктов, в них имеется 502 двора. Проживает на территории хозяйства 1111 человек. Из числа проживающих трудоспособные составляют 589 человек, женщин старше 55 лет – 205 человек, мужчин старше 60 лет – 165 человек. Дети до 16 лет – 152 человека.

   Правление СПК  расположено в деревне Белое.

   На территории  хозяйства насчитывается 5 магазинов, 2 столовые, 3 ФАПа, 2 клуба, 3 библиотеки, 4 школы.

   Хозяйство состоит  из трех отделений. Первое отделение  расположено на территории деревни Дворище, второе – в деревне Подрукша, третье на территории села Белое. Специализация хозяйства – это производство молока с выращиванием КРС и возделыванием зерновых культур.

   На балансе  СПК находятся: пилорама, мельница, ремонтная мастерская, цех забоя КРС.

   Следует отметить, что хозяйством заключены договора на поставку сельскохозяйственной продукции для переработки с Браславским хлебзаводом, Браславским молокозаводом, Миорским льнокомбинатом, Поставским комбинатом хлебопродуктов, Глубокским комбинатом молочных продуктов, Браславским консервным заводом. Для осуществления ремонта сельскохозяйственной техники хозяйством заключен доковор с ОАО ”Браславский райагросервис”

   Для осуществления  расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом, фондом социального страхования и прочих расчетов хозяйством открыт счет в ОАО ”Белагропромбанк”.

     Следует  отметить, что основным показателем,  характеризующим  размер предприятия, является величина его земельной площади. При этом можно выделить земли сельскохозяйственного и земли несельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов и земли транспорта.  Данные о структуре и составе землепользования СПК ”Березовый край” приведены в таблице 2.1:

 

Таблица 2.1.

 

Состав и  структура землепользования.

 

 

       Экспликация земель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г. в %

к 2003г.

 

га

 

%

 

га

 

%

 

га

 

%

Общая земельная площадь

7247

100

7083

100

7080

100

97,7

Сельскохозяйственные угодья

5957

82,2

5793

81,8

5792

81,8

97,2

из них

             

Пашня

3423

47,2

3259

46,0

3258

46,0

95,2

Сенокосы

1611

22,2

1611

22,7

1611

22,8

100,0

Пастбища

923

12,7

923

13,0

923

13,0

100,0

Несельскохозяйственные земли

             

Площадь леса

239

3,3

239

3,4

239

3,4

100

Пруды и водоемы

138

1,9

138

1,9

138

1,9

100

Земли населенных пунктов

854

12,0

852

12,0

852

12,0

99,7

Земли транспорта

59

0,8

59

0,8

59

0,8

100

Наличие осушенных земель

2240

30,9

2240

31,6

2276

32,1

101,0

Информация о работе Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта