Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.
продолжение таблицы 4.9.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Запасные части |
4133,9 |
8,6 |
13276,8 |
13,4 |
10298 |
9,0 |
249,1 |
Нефтепродукты |
31702,7 |
65,6 |
60731,8 |
61,2 |
58609 |
51,4 |
184,9 |
Амортизация |
339,8 |
0,7 |
441,7 |
0,4 |
5151 |
4,5 |
1515,9 |
Прочие расходы |
817,2 |
1,7 |
1535,9 |
1,6 |
8676 |
7,6 |
1061,7 |
ИТОГО |
48308,7 |
100 |
99207,4 |
100 |
114022 |
100 |
236,0 |
Исходя из данных таблицы 4.9, можно сделать вывод о том, что основной статьей затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта является расход нефтепродуктов (удельный вес более 50%). Также большую долю занимают расходы на оплату труда (16-19%). Удельный вес остальных расходов незначителен. Следует отметить значительный рост в 2005 году амортизационных отчислений (в 15 раз) и прочих расходов (в 10,6%).
Для более детального
анализа целесообразно
Таблица 4.10.
Динамика затрат
на содержание и эксплуатацию
Показатели |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2005г. в % к 2003г. |
Затраты на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта, тыс.руб. |
48308,7 |
99207,4 |
114022 |
236,0 |
В том числе условно-постоянные, тыс.руб. |
339,8 |
441,7 |
5151 |
1515,9 |
Из них в расчете на 1 грузовой автомобиль, тыс.руб |
12,59 |
24,54 |
303,0 |
1234,7 |
Объем грузооборота, ткм |
183910 |
301676 |
298890 |
162,5 |
Переменные затраты в расчете на 1 ткм, тыс.руб |
0,26083 |
0,32739 |
0,36425 |
139,7 |
Следует отметить, что сумма переменных затрат в расчете на 1 тонно-километр возросла на 39,7%, на что повлияли как внешние причины (повышение цен на нефтепродукты, запасные части, увеличение оплаты труда), так и внутренние – изменение производительности труда.
Чтобы установить
как изменилась себестоимость
1 тонно-километра за счет суммы
условно-постоянных и
Детерминированная факторная модель смешанного типа имеет следующий вид:
С= УПЗавт./Vгр.авт. + Пер.З. , (4.2)
где, С – себестоимость 1 тонно-километра; УПЗавт. – условно-постоянные затраты в расчете на один грузовой автомобиль, тыс.руб.; Vгр.авт. - среднегодовая выработка одного автомобиля, ткм; Пер.З. – сумма переменных затрат на 1 тонно-километр, тыс.руб.
Таким образом,
используя способ цепных
С2004 = УПЗавт.2004/Vгр.авт.2004 + Пер.З.2004 = 0,3289 (тыс.руб.)
Сус1 = УПЗавт.2005/Vгр.авт.2004 + Пер.З.2004 = 0,3544 (тыс.руб.)
Сус2 = УПЗавт.2005/Vгр.авт.2005 + Пер.З.2004 = 0,3446 (тыс.руб.)
С2005 = УПЗавт.2005/Vгр.авт.2005 + Пер.З.2005 = 0,3817 (тыс.руб.)
Таким образом в 2005 году себестоимость 1 тонно-километра возросла на 52,8 рублей, в том числе за счет: увеличения условно-постоянных затрат на один автомобиль возросла на 25,5 рублей; увеличения годовой выработки 1 автомобиля снизилась на 9,8 рублей; увеличения переменных затрат возросла на 37,1 рублей.
Применив способ
пропорционального деления,
ΔСi= (ΔСгв /Δ Vгр.авт.)*ΔVгр.авт.усл. , (4.3.)
где, ΔСi – изменение себестоимости 1 тонно-километра за счет влияния отдельных факторов, тыс.руб.; ΔСГВ – изменение себестоимости 1 тонно-километра за счет среднегодовой выработки одного автомобиля, тыс.руб.; ΔVгр.авт. – изменение среднегодовой выработки одного автомобиля в целом, ткм; ΔVгр.авт.усл. – изменение среднегодовой выработки одного автомобиля за счет влияния отдельных факторов, ткм.
Таким образом используя данные предыдущих расчетов рассчитывается размер изменения себестоимости за счет влияния следующих факторов:
ΔСД = 0,0572 (тыс.руб.);
ΔСКр = -0,0678 (тыс.руб.);
ΔССК = 0,0421 (тыс.руб.);
ΔСКп = -0,0464 (тыс.руб.);
ΔСКгр = 0,0534 (тыс.руб.).
Результаты
проведенных расчетов
Важным моментом
в анализе является также
Таблица 4.11.
Анализ затрат на оплату труда в расчете на 1 тонно-километр.
Показатели |
2004г. |
2005г. |
Отклонение, (+,-) |
Затраты труда на 100 ткм, чел.-час. |
8,3 |
9,6 |
+1,3 |
Уровень оплаты труда за 1 чел.-час, руб. |
645,78 |
759,38 |
+113,6 |
Оплата труда на 100 ткм, руб. |
5360 |
7290 |
+1930 |
Влияние факторов: |
Расчет влияния |
Сумма, руб. | |
Трудоемкости |
(9,6-8,3)*645,78/100 |
8,39 | |
Уровня оплаты труда за чел.-час. |
(759,38-645,78)*9,6/100 |
10,91 |
Как видно из таблицы 4.11.затраты на оплату труда в расчете на 1 тонно-километр в 2005 году увеличились на 19,3 рублей, в том числе за счет изменения: трудоемкости возросли на 8,39 рублей; уровня оплаты труда за человеко-час возросли на 10,91 рублей.
В составе статей затрат наибольший удельный вес занимает стоимость нефтепродуктов. Сумма затрат по этой статье зависит от следующих факторов: расход бензина на 1 километр (Р), стоимости 1 килограмма нефтепродуктов (С), коэффициента использования пробега (Кп) и средней загруженности автомобиля (Г). Факторная модель данного показателя имеет следующий вид:
Зткм = Р*С/Кп *Г , (4.4.)
Расчет влияния приведенных факторов приведен в таблице 4.12.:
Таблица 4.12.
Анализ затрат по нефтепродуктам в расчете на 1 тонно-километр.
Показатели |
Зткм, руб. |
Факторы | |||
Р, кг |
С, руб. |
Кп |
Г, тонн | ||
Сумма затрат в расчете на 1 ткм в 2004 (Зб) |
201,3 |
0,281 |
1232 |
0,475 |
3,621 |
Зусл.1 |
215,6 |
0,301 |
1232 |
0,475 |
3,621 |
Зусл.2 |
240,6 |
0,301 |
1375 |
0,475 |
3,621 |
Зусл.3 |
219,5 |
0,301 |
1375 |
0,52 |
3,621 |
Сумма затрат в расчете на 1 ткм в 2005 (Зо) |
196,1 |
0,301 |
1375 |
0,52 |
4,055 |
Отклонение, руб. |
-5,2 |
+14,3 |
+25 |
-21,1 |
-23,4 |
Исходя из данных таблицы 4.12, можно сделать вывод о том, что в 2005 году произошло снижение затрат по нефтепродуктам в расчете на 1 тонно-километр на 5,2 рубля; в том числе за счет: увеличения расхода бензина на 1 километра возросли на 14,3 рубля; увеличения стоимости нефтепродуктов возросли на 25 рублей; увеличения коэффициента использования пробега уменьшились на 21,1 рубль; увеличения средней загруженности машин снизились на 23,4 рубля.
Таким образом
анализируя данные раздела,
4.4. Резервы повышения экономической эффективности использования грузового автотранспорта
Основной задачей
анализа использования
В 2005 году объем грузооборота снизился по сравнению с 2004 на 2768 тонно-километров. Таким образом, доведение результатов работы до уровня 2004 года является основным резервом увеличения грузооборота.
Как было уже
указано ранее зависимость
Vгр.авт.=М*Д*П*Кр*СК*Кп*Г*Кгр. , (4.5)
где, М – количество автомобилей.
Источниками резервов в СПК ”Березовый край” в 2005 году будут: увеличение количества автомобилей, увеличение числа отработанных дней одним автомобилем за год, увеличение рабочей скорости, увеличения коэффициента использования грузоподъемности.
Таким образом,
резерв увеличения объема
1)увеличения парка грузовых автомобилей:
Р↑Vм=(М2004-М2005)*Д2005*П2005
2) увеличения числа отработанных дней 1 автомобилем:
Р↑Vд=М2004*(Д2004-Д2005)*П2005
3)увеличения рабочей скорости:
Р↑Vск=М2004*Д2004*П2004*Кр2004
4)увеличения коэффициента использования грузоподъемности:
Р↑VКгр=М2004*Д2004*П2004*Кр200
Таким образом,
резерв увеличения объема
Как видно размеры
резервов увеличения объема
Кроме того, весьма важным направлением анализа является поиск резервов снижения себестоимости 1 тонно-километра.
Резерв снижения себестоимости 1 тонно-километра рассчитывается по следующей формуле:
Р↓С= (УПЗФ+Пер.ЗФ*Vгр.ф.-Р↓З+ДЗ)/(V
Информация о работе Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта