Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

диплом грузовой автотор.с-с.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

-(УПЗФ + Пер.ЗФ*Vгр.ф)/ Vгр.ф,     (4.6)

 где,  Р↓С – резерв снижения себестоимости 1 тонно-километра, тыс.руб.; УПЗФ – фактическая сумма условно-постоянных затрат, тыс.руб.; Пер.ЗФ – фактическая сумма переменных затрат на 1 тонно-километр, тыс.руб.; Vгр.ф. – фактически выполненный объем грузооборота, ткм; Р↓З – резерв снижения затрат за счет экономного использования средств на содержание и эксплуатацию грузового транспорта, тыс.руб.; ДЗ – дополнительная сумма затрат, необходимая для освоения резервов увеличения объема грузооборота, тыс.руб.; Р↑Vгр – резерв увеличения объема грузооборота, ткм.

    Как было  уже установлено ранее грузооборот,  может быть повышен на 110429 тонно-километров. При этом затраты на освоение данного объема грузооборота будут равны произведению резерва увеличения грузооборота на фактическую себестоимость одного тонно-километра:

110429ткм*0,3815 тыс.руб./ткм  = 42128,7 тыс.руб.

   Экономия затрат  может быть достигнута по следующим статьям: расходы на оплату труда (5621,5 тыс.руб.), отчисления на социальные нужды (2445,3 тыс.руб.), амортизация (4709,3 тыс.руб.), прочие расходы (7140,1 тыс.руб.)

    Таким образом  экономия затрат в 2005 году по  сравнению с 2004 годом составит:19916,2 тыс.руб.

   Однако добиться  такой экономии практически нереально.  В первую очередь это связано  с тем, что в хозяйстве принят  линейный метод начисления амортизации. Следовательно, по амортизации экономии можно будет добиться лишь путем сокращения парка грузовых автомобилей, что приведет к сокращению объема грузооборота.

   Экономии по  оплате труда и отчислениям  из нее также добиться очень  сложно, поскольку растут тарифные ставки, расценки. Экономии можно добиться лишь путем сокращения числа водителей, что является нерациональным путем.

   Несмотря на  недостижимость экономии затрат, все равно считаем целесообразным произвести расчет возможного резерва снижения снижения себестоимости одного тонно-километра. 

   Используя данные  предыдущих разделов, вышеприведенные значения и формулу 4.6., получаем резерв снижения себестоимости 1 тонно-километра в СПК ”Березовый край”:

            Р↓С = -0,0489 (тыс.руб.).

    Таким образом,  резерв снижения себестоимости  1 тонно-километра в СПК ”Березовый  край” в 2005 году составляет 48,9 рублей, что составляет 12,8% от фактического уровня. Добиться такого снижения можно за счет доведения затрат до уровня 2004 года и увеличения объема грузооборота за счет доведения факторов, по которым имеется резерв роста, до уровня 2004 года.

    Использование  данных резервов будет способствовать  повышению эффективности использования грузового автотранспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения.

 

    Изучив организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области, можно сделать вывод, что он соответствует требованиям закона Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности” утвержденного  25.06.2001г. с последующими и дополнениями от 29.12.2006г.

    Первичный  учет затрат и выполненных  работ грузовым автотранспортом  в СПК ”Березовый край” ведется с применением типовых форм первичных документов. Основным его является недостатком использование только одной формы путевого листа – 3(с). Мы считаем целесообразным, использовать путевой лист формы 3(п) для учета работ, выполненных грузовым автотранспортом при оплате по повременным тарифам. Применение данной  формы путевого листа позволит упростить порядок начисления заработной платы водителям, работающим на этих работах.

    В соответствии  с приказом Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь №5 от 23.01.2005г. ”Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции” мы считаем, что целесообразно использовать вместо Ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов ПЗ-4, Ведомости на получение горючего, смазочных материалов со склада ПЗ-3, которые применяются в хозяйстве, лимитно-заборную карту формы 201-АПК.

   Следует отметить, что в хозяйстве не организован  учет использования автопокрышек. Для устранения этого недостатка мы рекомендуем использовать Карточку учета использования автопокрышек формы 214-АПК.

    В соответствии  с действующей в СПК ”Березовый край” учетной политикой, учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта ведется на счете 23”Вспомогательные производства” субсчет 3 ”Автомобильный транспорт” в разрезе 2 аналитических счетов: ”Грузовой автотранспорт” и ”Ремонт грузовых автомобилей”. По нашему мнению действующий порядок учета соответствует стандартам учета. Он позволяет лучше контролировать расходы на ремонт грузовых автомобилей.

    В хозяйстве  применяется линейный метод начисления  амортизации. Данный метод не соответствует требованиям стандартов учета. Поэтому нами рекомендуется использовать производительный метод начисления амортизации по грузовому автотранспорту.

    Следует отметить, что экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в затраты на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта не включаются.

    Основным направлением  совершенствования учета в хозяйстве  является его автоматизация. Наиболее  удобным является применение программы ”1С: Предприятие 7.7”. На наш взгляд автоматизация учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта позволит упростить учетный процесс, сократить его трудоемкость, что позволит сократить количество учетных работников.

   В хозяйстве  затраты на содержание и эксплуатацию  грузового автотранспорта ежемесячно распределяются пропорционально стоимости израсходованного горючего. Однако данный метод является неправильным. Нами рекомендуется использовать метод исчисления себестоимости, исходя из действующих методических рекомендаций. Соответствующие расчеты нами произведены. Сравнив данные два метода, можно сделать вывод, что рекомендуемый способ позволит сократить себестоимость основных видов продукции.

    Проведенный  нами анализ свидетельствует о том, что парк грузовых автомобилей в хозяйстве устаревает. Наибольший удельный вес занимают автомобили, срок эксплуатации которых превышает 7 лет.

    Организация  транспортного процесса в хозяйстве  находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют низкие значения коэффициентов использования рабочего времени, использования пробега, использования грузоподъемности. Несмотря на это, возрастает объем грузооборота в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Среднегодовая выработка одного автомобиля в 2005 году по сравнению с 2004 годом возрастает на 822 ткм, в том числе за счет: увеличения числа целодневных простоев она уменьшается на 1846,8 ткм; сокращения числа внутрисменных простоев возрастает на 2187,7 ткм; снижения средней скорости движения автомобиля снижается на 1357,4 ткм; сокращения числа холостых пробегов повышается на 1495,2 ткм; увеличения средней грузоподъемности возрастает на 2066,1 ткм; неполной загрузки автомобилей сократилась на 1722,8 ткм.

    Основной статьей  затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта является расход нефтепродуктов. Их удельный вес в общей структуре затрат превышает 50 %.

   В 2005 году себестоимость  1 тонно-километра возросла на 52,8 рублей, в том числе за счет: увеличения условно-постоянных затрат на один автомобиль возросла на 25,5 рублей; увеличения годовой выработки 1 автомобиля снизилась на 9,8 рублей; увеличения переменных затрат возросла на 37,1 рублей.

   Нами был произведен  расчет резервов увеличения грузооборота  и сокращения себестоимости на основании имеющихся возможностей увеличения различных факторов и снижения затрат. Из произведенных расчетов следует, что резерв увеличения объема грузооборота в 2005 году при достижении показателей 2004 года составляет 110429 тонно-километров, что составляет 36,9% от фактического уровня, за счет увеличения парка грузовых автомобилей, снижения числа целодневных простоев, увеличения средней эксплуатационной скорости движения автомобиля, более рационального использования грузоподъемности.

   Резерв снижения себестоимости 1 тонно-километра составляет 48,9 рублей, что составляет 12,8% от фактического уровня.

   Мы считаем,  что сделанные нами предложения  позволят упростить организацию учета, сделать его более правильным, довести  до действующих стандартов. Использование имеющихся резервов позволят повысить эффективность использования грузового автотранспорта, а следовательно и итоговые результаты работы хозяйства.

 

 

 

 

             

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

   1.Анализ эффективности функционирования транспорта/ Ю.И. Септилко, Н.Г. Кучевский, О.А, Левкович// Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. - №1. – С.35-39.

   2.Альбом унифицированных  форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и Инструкция о порядке их применения и заполнения/ И.Л. Власенко и др. – Мн.: Информпресс, 2006. – 152с.

   3.Бухгалтерский  учет в сельском хозяйстве:  учебник/ А.П. Михалкевич и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 687с.

   4.Верзилин В.А.  Организация обеспечения сельскохозяйственных  организаций автомобилями/В.А.Верзилин//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2003. - №8. – С.26-35.

   5.Закон Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности”: принят Палатой представителей 16 мая 2001г.:одобр. Советом Респ. 8 июня 2001г. – Минск, 2001.

   6.Зонова А.Н.  Управленческий учет вспомогательных  производств/ А.Н. Зонова// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2002. - №10. – С.36-37.

   7.Есьман А.В.  Формирование себестоимости продукции  (работ, услуг) с позиции действующего законодательства/ А.В. Есьман// Учет, анализ и финансы в организациях АПК. – Горки, 2004. – С.240-242 (сб. научн. тр./ БГСХА; часть 1).

   8.Инструкция по  изготовлению, учету, заполнению  и обработке путевых листов грузовых автомобилей: разработана Минтрансом 31 марта 2000г.: одобр. Минфином 31 марта 2000г. – Минск,2001.

   9.Канус Н. Порядок  заполнения бланков путевых листов форм 3(с), 6/  Н.Канус// Главный бухгалтер. – 2004. - №4. – С.68-71.

   10.Каштанова И.А.  Проблемы выбора метода учета  затрат на производство сельскохозяйственной продукции в условиях становления рыночной экономики/ И.А. Каштанова// Учет, анализ и финансы в организациях АПК. – Горки, 2004. – С.136-139 (сб. научн. тр./ БГСХА; часть 1).

   11.Кончалов О.В.  Совершенствование бухгалтерского  учета расходов и затрат на базе современных информационных технологий/ О.В. Кончалов// Бухгалтерский учет и анализ. – 2002. - №8. – С.12-17.

   12.Костян Д.М.  Как перейти на новый план  счетов: практические рекомендации с примерами и проводками для безболезненного перехода на новый План счетов/ Д.М. Костян. – Мн.: ИПА Регистр, 2003.- 316с.

   13.Костян Д. Учет затрат на производство/ Д.Костян// Главный бухгалтер. – 2004. - №3. – С.98-103.

   14.Кумейша А.  Путевые листы: это полезно  знать/ А. Кумейша// Главный бухгалтер.  – 2003. - №41.- С.73-76.

   15.Кумейша А.  Порядок заполнения отдельных  форм путевых листов организациями в РБ/ А.Кумейша// Главный бухгалтер. – 2003. - №37. – С.69-71.

   16.Кумейша А.  Работа с путевыми листами  грузового автомобиля/ А.Кумейша// Главный  бухгалтер. – 2003. - №47. – С.68-69.

   17.Курьян Е.В.  Совершенствование методики учета затрат и калькулирования себестоимости на автотранспортных предприятиях/ Е.В.Курьян// Бухгалтерский учет и анализ. – 2002. - №10. – С.42-44.

   18.Ладутько Е.  Проблемы анализа затрат на  производство в современных условиях хозяйствования/ Е. Ладутько// Экономика, финансы, управление. – 2001. - №7. – С.16-18.

   19.Лесневская Н.  Бухгалтерский учет услуг по  техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств/ Н.Лесневская// Консультант бухгалтера. – 2003. - №6. – С.14-17.

   20.Михалкевич А.П.  Калькуляция себестоимости продукции в АПК: учебник для вузов/ А.П. Михалкевич, И.Н. Белый. – Мн., Минсанта, 1999. – 199с.

   21.Молочникова  Г. Управленческий учет затрат  и калькулирование себестоимости в разрезе бизнес-процессов/ Г. Молочникова// Национальный бухгалтерский учет. – 2005. - №5. – С.12-14.

   22.Новиченко П.П.  Система нормативного учета и  контроля издержек производства/ П.П.Новиченко// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2003. - №13. – С.73-75.

   23.Овсянникова  Р.И. Затраты на ремонт, техобслуживание и хранение МТП, автомобилей/ Р.И. Овсянникова// Главный бухгалтер (приложение  Сельское хозяйство). – 2003. - №1. –С.7-12.

   24.Основные положения  по составу затрат, включаемых  в себестоимость продукции (работ, услуг): приняты Минфином, Минстатом, Минтруда и соцзащиты 4 июля 2002г.: утверждены Советом Респ. 15 июля 2002г. – Минск, 2002.

   25.Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности  предприятий АПК: учебник/ Г.В.  Савицкая. - 4-е изд., испр. и доп.-Мн.: Новое знамя,2004.–736 с.

   26.Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: учебное пособие/ Г.В. Савицкая – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2001. – 704с.

Информация о работе Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта