Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является: изучить организацию учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автомобильного транспорта в СПК ”Березовый край” Браславского района Витебской области; выявить имеющиеся недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования учета; провести анализ работы грузового автотранспорта на предприятии и выявить имеющиеся резервы снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

диплом грузовой автотор.с-с.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

   Хозяйственные  операции могут вводиться в  информационную базу системы ”1С: Предприятие” тремя способами:

       - вручную;

       - с  использованием механизма типовых  операций;

       - с  применением документов.

    Электронные  документы в системе ”1С” предназначены как для ввода, печати и хранения первичных документов, так и для расчета и формирования проводок. Для осуществления бухгалтерских записей по счетам на основании первичного документа достаточно правильно его заполнить, сохранить и подтвердить необходимость создания корреспонденций.

   Всю итоговую  информацию, рассчитанную в системе за определенный период времени, относят к отчетам. В качестве итоговой информации рассматриваются выходные документы бухгалтерского учета и экономического анализа: бухгалтерские регистры, финансовые и статистические отчеты, налоговые расчеты, справки. Название отчетов системы ”1С” не идентичны утвержденным документам, но позволяет охватить все многообразие их форм.            

  Для изучаемого предприятия можно применить следующий порядок отражения учетного процесса:

    Операция 1. В  течение отчетного периода все затраты на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта относятся в дебет счета 23”Вспомогательные производства” с кредита счетов материальных, трудовых и денежных ресурсов.

    Операция 2. В  конце отчетного периода затраты  распределяются между объектами-потребителями услуг согласно выбранной базе распределения за вычетом стоимости отработанных масел.

   Аналитический учет по счету 23”Вспомогательные производства” строится по элементам затрат и видам затрат. Значения соответствующих справочников устанавливаются при внедрении системы, и пользователи не могут их менять, но они вправе вводить новые элементы. Учет целесообразно строить в соответствии с принятой в хозяйстве номенклатурой затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта.

   Накопление затрат  по элементам производится на  счете 23”Вспомогательные производства” с использованием разнообразных документов. По элементам затрат ”Оплата труда”, ”Отчисления на социальные нужды” начисление производится с использованием расчетного документа ”Начисление заработной платы”, по элементу ”Нефтепродукты” – документа ”Списание по нормам”, по элементу ”Амортизация основных средств” – документа ”Начисление амортизации основных средств” и так далее.

   Для выбора  базы распределения затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта необходимо открыть окно настойки параметров ”Учетная политика”. Далее на закладке ”Распределение накладных расходов” выбрать ту статью затрат пропорционально, которой будут списываться расходы на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта. В изучаемом хозяйстве базой для распределения будет являться стоимость израсходованного топлива по норме, то есть основой для получения необходимой информации будет являться документ ”Списание по нормам”.

   Документы по распределению затрат располагаются в разделе ”Распределение затрат, закрытие месяца”. Распределение затрат, отнесенных на счет 23”Вспомогательные производства” ведется с использованием документов, которые формируются один раз в месяц.

   Основными выходными формами документов по счету 23”Вспомогательные производства” являются : карточка счета 23 (приложение 23), анализ счета 23 (приложение 24), сводные проводки за месяц (приложение 25), оборотно-сальдовая ведомость (приложение 26), шахматка (приложение 27). Применение такой формы организации учета позволит упростить учетный процесс, снизит его трудоемкость, повысит результативность работы бухгалтерии, усилит аналитичность бухгалтерского учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта. 

3.5.Калькулирование себестоимости услуг грузового автотранспорта.

 

   В СПК ”Березовый край” затраты, учтенные по дебету счета 23”Вспомогательные производства” 3”Автомобильный транспорт” должны ежемесячно списываться на счета потребителей услуг. Однако для целей бухгалтерского учета себестоимость 1 тонно-километра не исчисляется. Данный показатель рассчитывается работниками экономического отдела для проведения сравнительного анализа.

   Списание же  затрат на счета потребителей  услуг производится следующим образом: общая сумма затрат за вычетом стоимости отработанных масел распределяется между потребителями пропорционально стоимости израсходованного горючего, не только бензина, но и прочих горюче-смазочных материалов (приложение 22).

   Данный способ не является правильным, поскольку, при таком варианте списанная сумма затрат не будет соответствовать реальной. Ведь различные автомобили используют различные виды топлива, которые отличаются в первую очередь своей стоимостью. Кроме того, различны условия перевозки тех или иных грузов. Например, езда по проселочной дороге или же по пересеченной местности повлечет за собой гораздо больший расход топлива, чем езда по проложенной трассе или асфальтированной дороге.

   Безусловно данный  метод менее трудоемкий, позволяет экономить значительное количество рабочего времени. Однако для более рациональной организации бухгалтерского учета затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта рекомендуется использовать следующий метод:

   1.Из общей суммы затрат вычитается стоимость отработанных масел.

   2.Определяется себестоимость 1 машинно-дня, путем деления затрат (без стоимости масел) на количество отработанных машино-дней.

   3.Путем умножения себестоимости 1 машино-дня на количество машино-дней, отработанных на перевозке людей, определяют затраты на перевозку людей.

   4.Путем деления общей суммы затрат (без стоимости масел и затрат на перевозку людей) на количество выполненных тонно-километров, определяется себестоимость 1 тонно-километра.

   Используя фактические данные из накопительной ведомости учета работы грузового автотранспорта и производственного отчета, нами был произведен расчет себестоимости 1 тонно-километра (приложение 28). На основании этого расчета необходимо произвести сравнение методов списания услуг грузового автотранспорта: используемого в хозяйстве и рекомендуемого. Для проведения сравнения была разработана специальная таблица (приложение 29), в которой указана сумма затрат полученная в результате расчетов по предлагаемой методике и фактическая сумма относимых затрат, а также разница между полученными суммами.

   Рекомендуемый  способ более трудоемкий, однако, он позволяет более обоснованно проводить списание услуг. Кроме того, использование того или иного метода может повлечь за собой изменение стоимости услуг автотранспорта, а следовательно и увеличение либо уменьшение себестоимости. Использование рекомендуемого метода способствует снижению суммы затрат относимых на продукцию животноводства, растениеводства, промышленных производств. При этом наблюдается увеличение суммы затрат относимых на процесс управление процессом производства, что влечет за собой увеличение себестоимости продукции, при производстве которой грузовой транспорт задействован не был. Однако это увеличение незначительно.

   Таким образом  использование данного способа  списания затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта является основным направлением совершенствования на данном участке учетной работы.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ наличия,  состава и использования грузового  автомобильного транспорта.

 

4.1.Анализ наличия,  состава грузового автомобильного  транспорта.

 

   Применяемая в  настоящее время методика технико-экономической  оценки эффективности использования  грузового автотранспорта на предприятиях АПК не в полной мере отвечает состоянию транспортного процесса, недостаточно учитывает внутренние закономерности и особенности эксплуатации автотранспорта на перевозке грузов, необходимых для нормального функционирования агропромышленного производства. Именно поэтому в условиях

 становления рыночных  отношений особого внимания заслуживают  вопросы разработки и применения такой системы взаимосвязанных показателей, которая позволила бы установить уровень организации и эффективности использования грузового автотранспорта в агропромышленном производстве.

   Для комплексной  оценки эффективности использования  грузового автотранспорта целесообразно выделить следующие основные моменты, отражающие уровень развития автотранспорта: организация автотранспортного обслуживания; оценка результативности использования автопарка; эффективность использования грузового автотранспорта.

    Для оценки  уровня развития автотранспорта  необходимо рассчитать показатели состава и структуры автопарка и обеспеченности производства транспортом.

   Анализ состава  автопарка необходимо провести  в разрезе различных характеристик: типов машин, марок автомобилей, периода нахождения автомобиля в хозяйстве, поскольку от состава автопарка в разрезе каждой характеристики зависит конечные результаты работы автотранспорта.

   Состав и структура  автопарка в разрезе типов  машин приведен в таблице 4.1: 

Таблица 4.1.

Состав и  структура автопарка в разрезе  типов машин

 

Тип машин

2003г.

2004г.

2005г.

2005г. в% к 2003г.

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

Бортовые машины

22

81,48

14

77,78

13

76,47

59,1

Специальные машины

5

18,52

4

22,22

4

23,53

80

               ИТОГО

27

100

18

100

17

100

62,9


 

   По данным таблицы  4.1. видно, что в течение трех  лет состав автопарка уменьшается (на 37,1%), что обусловлено многими факторами: износ автомобилей, высокие затраты на содержание одного автомобиля и другие.

    Исходя из  данных таблицы 4.1. можно сделать  вывод о том, что наибольший удельный вес в составе автопарка занимают бортовые автомобили, использующиеся непосредственно в процессе производства (свыше 76%). Доля спецмашин (молоковоз, бензовоз, пожарная машина, машины для перевозки людей) незначительна.

   Немаловажное  влияние на транспортный процесс  оказывает состав автопарка в разрезе марок автомобилей, что также имеет весьма важное значение.

 

Таблица 4.2.

 

Состав и  структура автопарка в разрезе  марок машин.

 

 

Марка автомобиля

2003г.

2004г.

2005г.

2005г. в% к 2003г.

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

САЗ

2

7,4

2

11,1

1

5,9

50

МАЗ

-

-

-

-

1

5,9

-

ГАЗ-САЗ

8

29,6

7

38,9

7

41,1

87,5

ГАЗ

13

48,1

6

33,3

6

35,3

46,2

ЗИЛ-ММЗ

4

14,9

3

16,7

2

11,8

50

               ИТОГО

27

100

18

100

17

100

62,9


 

    Как видно  из данных таблицы 4.2. наибольший  удельный вес в структуре автопарка занимают автомобили марки ГАЗ (33,3-48,1 %), ГАЗ-САЗ (29,6-41,1%). Следует отметить, что количество автомобилей данных марок имеет тенденцию к снижению. Это обусловлено в первую очередь физическим и моральным износом данных транспортных средств. Доля других марок транспортных средств незначительна. Стоит отметить, что автомобиль марки МАЗ, в соответствии с Государственной Программой поддержки и развития села был приобретен в 2005 году.

   Немаловажное  влияние на организацию транспортного  процесса оказывает и период эксплуатации автомобилей. От этого показателя зависит степень изношенности, величина амортизационных отчислений, производительность автомобиля и прочие результативные показатели работы автопарка. Информация о составе автопарка в разрезе эксплуатационных периодов приведена в таблице 4.3:

Информация о работе Учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта