Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является провести исследования учета расчетов по оплате труда на конкретном объекте, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда.
Введение 2
1. Сущность оплаты труда в современных условиях 5
1.1. Заработная плата как экономическая категория 5
1.2. Организация оплаты труда в современных условиях 12
1.3. Оперативный учет личного состава и использования рабочего времени 31
2. Организационно экономическая характеристика
ОАО «ЖКУ» 38
2.1. Краткая характеристика Организации ОАО «ЖКУ» 38
2.2. Техника и оформление расчетов по зарплате в ОАО «ЖКУ» 42
2.3. Порядок расчета и учет удержаний из заработной платы 46
2.4. Учет отчислений в фонды социальной защиты и их использование 52
3. Учет использования фонда оплаты труда
в ОАО «ЖКУ» 59
3.1. Задачи и источники информации учета расходов на оплату труда.
Удельный вес затрат на оплату труда в себестоимости продукции 62
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом
по заработной плате 62
3.3. Основные этапы анализа 69
3.4. Анализ экономии (перерасхода) фонда оплаты труда 71
3.5 Сопоставление темпов роста производительности труда и
средней заработной платы 74
3.6 Анализ состава и структуры фонда оплаты труда 76
4. Совершенствование учета труда и его оплаты. 78
Заключение 80
Список литературы 82
Из таблицы 3 видно, что абсолютное отклонение (перерасход) фонда оплаты труда по сравнению с планом составляет 3,0 тыс. руб. (818,0-815,0) или 0,37% (3,0:815,0100)
Таблица 4 – Анализ использования фонда оплаты труда в ОАО «ЖКУ» за 2003 год
Показатели | План | Фактически | Отклон. от плана (+,-) | Выполн. плана, % |
Объем товарной продукции (тыс.руб) | 1886 | 1918 | +32 | 101,7 |
Фонд оплаты труда (тыс. руб) | 815 | 818 | +3 | 100,4 |
Среднесписочное число работников (человек) | 208 | 206 | -2 | 99,1 |
Среднегодовая заработная плата одного работника (руб) | 3918 | 3972 | +54 | 101,37 |
На величину абсолютного отклонения оказывают влияние два фактора:
- изменение среднесписочного числа работников
- изменение среднегодовой зарплаты на одного среднесписочного работника.
Пользуясь данными таблицы 2 определим влияния этих факторов на сумму абсолютного отклонения (перерасхода) от планового фонда.
Изменение среднесписочного числа работников. Для определения его влияния на фонд оплаты труда выявленное отклонение от плановой численности работников умножается на среднегодовую плановую заработную плату среднесписочного числа работников.
Среднегодовая зарплата одного работника по плану составляет 3918 рублей, а фактическая – 3972 рубля.
Среднесписочное число работников уменьшилась по сравнению с планом на 2 человека, в результате чего фонд оплаты уменьшился на 8,0 тыс. руб. (23918). Или абсолютная экономия составляет 8,0 тыс. руб.
Изменение среднегодовой зарплаты. По действующей методике для определения влияния изменения среднегодовой заработной платы на фонд оплаты труда сумму отклонения от предусмотренной планом среднегодовой зарплаты одного работника умножают на фактическое в отчетном периоде среднесписочное число работников.
На анализируемом предприятии среднегодовая заработная плата одного работника в отчетном периоде увеличилась по сравнению с планом на 54 рубля (3972-3918). В результате этого фонд оплаты увеличился на 11 тыс. руб. (54206) или абсолютная сумма перерасхода составляет 11 тыс. руб.
Таким образом, из рассматриваемых факторов на фонд оплаты труда один (изменение среднесписочного числа работников) оказал отрицательное, а второй (изменение среднегодовой зарплаты) – положительное влияние.
В результате совокупного влияния этих факторов сумма абсолютного отклонения фонда оплаты труда составила 3 тыс. руб. (-8+11) - перерасход.
На следующем этапе анализа необходимо выявить конкретные причины, оказавшие влияние на возникновение перерасхода фонда оплаты.
В отличии от абсолютного отклонения на относительное отклонение фонда оплаты труда оказывают влияние три фактора:
- изменение среднесписочного числа работников;
- изменение среднегодовой зарплаты;
- процент выполнения плана по объему производства продукции.
Относительное отклонение фонда оплаты труда составит:
Ф отн. = 815,0101,7:100-818= 828,8-818,0= 10,8 тыс.руб. (экономия).
Изменение среднесписочного числа работников. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. В результате изменение среднесписочной численности числа работников по сравнению с планом на 2 человека использование заработной платы уменьшилось на 8,0 тыс. руб. (23918).
Изменение среднегодовой заработной платы. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение также идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. По нашим расчетам под влиянием увеличения среднегодовой заработной платы на 54,0 руб. (3972-3918) фонд оплаты увеличился на 11,0 тыс. руб. (54,0206).
Процент выполнения плана по объему производства продукции. Для определения степени влияния этого фактора на относительное отклонение фонда оплаты труда умножается на процент перевыполнение плана объема товарной продукции и полученный результат делится на 100. (815101,7100)=828,8тыс.руб., следовательно в результате влияния этого фактора было сэкономлено фонда зарплаты 10,8 тыс. руб.(828,8-818).
Совокупное влияние всех трех факторов на относительное отклонение фонда оплаты труда составляет: (-8)+(+11)+(-10,8)=-7,8 тыс. руб. (экономия).
Из расчетов видно, что относительное отклонение фонда в большей мере зависит от степени выполнения плана.
3.5. Сопоставление темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
Чтобы оценить эффективность работы строительного предприятия, наряду с другими экономическими (оценочными) показателями важно определить соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы. В планах предусматриваются опережающие темпы роста, то есть темпы прироста объема среднегодовой выработки на одного работающего должны быть выше, чем темпы прироста средней зарплаты. Такой плановый показатель способствует росту эффективности использования заработной платы и, следовательно, снижению уровня издержек обращения и повышению стабильности их работы.
Оценка темпов роста производительности труда с ростом средней заработной платы производится в процентах путем их сопоставления. Полученные результаты (отклонения) характеризуют величину опережения или отставания.
При анализе определяют и сопоставляют:
1. Планируемые темпы роста производительности и средней зарплаты к предыдущему году.
2. Фактические темпы роста производительности и средней заработной платы по отношению к предыдущему году.
3. Фактические темпы роста с планом.
Из таблицы 3 видно, что предприятие необоснованно запланировало отставание темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы на 0,26% (100,75-101,01).
По сравнению с предыдущим годом и планом отчетного года имеет место опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней зарплаты на 01,07 (103,46-102,39) и на 1,32 (102,69-101,37) соответственно.
Прирост среднего заработка на один процент прироста производительности труда равен:
1. по отношению к предыдущему году 0,69% (2,39:3,46)
2. по отношению к плану 0,51% (1,37:2,69).
Таблица 5 Соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы.
ПОКАЗАТЕЛИ | Фактически за пред-щий год | Отчетный период | План отчетного периода, % к пред. году | Фактически в отчетном периоде, % | ||
план | фактически | К предыдущему году | К плану | |||
Среднегодовая выработка на одного работающего, руб. | 8999 | 9067 | 9311 | 100,75 | 103,46 | 102,69 |
Средняя заработная плата одного работающего, руб. | 3879 | 3918 | 3972 | 101,01 | 102,39 | 101,37 |
Фонд заработной платы и выплат социального характера расходуются по смете (приложение 6). Смета позволяет контролировать расход фонда по его направлениям и не производить выплаты незаработанных средств.
Анализ фонда оплаты труда в этих условиях хозяйствования может сводиться к сравнению, сколько средств заработано по направлениям расходования, предусмотренным в смете, и какие суммы фактически выплачены.
Также можно анализировать структуру заработной платы на одного работающего различных категорий работников и подразделений (приложение 7).
Экономия по фонду заработной платы исходя из установленного норматива остается в распоряжении предприятия и может использоваться для установления надбавок к заработной плате за высокую квалификацию и достижения в работе. Это повышает значение анализа заработной платы с точки зрения использования ее результатов для того, чтобы фактически добиться экономии по фонду.
Персональная ответственность за правильность выплат из фонда оплаты труда возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.
Смета составляется ежеквартально, утверждается руководителем предприятия.
Для определения месячного размера необходимого тарифного плана определяется среднесписочная численность работающих, устанавливается их месячный тарифный фонд. Для рабочих-повременщиков он составляет 25 556 рублей или 34 процента от общей суммы сметы.
Месячный фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяется на основании штатного расписания и составляет
12 778 рулей или 17 процентов от общей суммы по смете.
Среднемесячная сумма заработной платы по сдельно-премиальным расценкам составляет 18 процентов или 13 530 рублей.
Размер средств на текущее премирование определяется исходя из установленного процента премирования для различных категорий работающих и составляет 10 523 рублей или 14 процентов от общей суммы.
Сумма средств на ежегодные и дополнительные отпуска работающим определяется как заработная плата в расчете на месяц. За месяц эта сумма составляет 1/12 расчетной суммы. Доплаты, надбавки за работу в ночное время, выходные и праздничные дни определяются на основании отчетных данных за прошлые месяцы и составляют в среднем 2 255 рублей или
3 процента от общей суммы средств.
При составлении сметы и определения необходимых размеров средств учитываются принятые на предприятии формы оплаты труда, действующие тарифные ставки и оклады, разряды рабочих, должностные оклады.