Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты учета расчетов покупателей и заказчиков………………………………………………………………………….6
Глава 2. Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели СПК «Береговой»…………………………………………………...15
Глава 3. Первичная документация, синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками СПК «Береговой»………………….23
Выводы и предложения…………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложения………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

При этом утверждаются:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  2. формы первичных учетных документов;
  3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств  организации;
  4. методы оценки активов и обязательств;
  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  6. порядок контроля за хозяйственными операциями;

Сформированная  предприятием учётная политика должна соответствовать следующим требованиям:

  1. полнота (сплошное отражение в бухгалтерском учёте всех 
    факторов хозяйственной деятельности);
  2. осмотрительность (большая готовность отражать в учете 
    предлагаемые расходы и потери, чем возможные доходы);
  3. приоритет содержания перед формой (отражение в 
    бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности 
    исходя не только из их правовой формы, но и из 
    экономического содержания);
  4. непротиворечивость (соответствие данных синтетического и 
    аналитического учёта, а также показателей отчётности);
  5. рациональность (экономное ведение бухгалтерского учёта 
    исходя из условий хозяйственной деятельности и величины 
    организации). (Приложение 1)

В соответствии с Приказом об учетной политике на предприятии для сбора, регистрации и обобщения информации о хозяйственной деятельности применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Организация документа оборота на примере учета кассовых операций представлена следующей схемой:

 

 

 

 

Схема 1

      В СПК «Береговой» форма бухгалтерского  учета журнально-ордерная с применением 1-С Бухгалтерия. Обязанности среди работников бухгалтерии распределены по квалификации исполнителей, по важности той или иной работы. При распределении служебных обязанностей исходят из того, что наиболее ответственные и сложные работы выполняют наиболее ответственные и квалифицированные работники. Распределение обязанностей строится так, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость работников на период отпусков, больничных и т. д.

       Состав штата бухгалтерии 14 человек. Организация бухгалтерского учета – это все то, что обеспечивает работу бухгалтерского аппарата. Организация бухгалтерского учета зависит от технологического процесса; состава и объема сведений, необходимых для управления хозяйственных процессов, принципов материальной ответственности, особенностей хозяйственных расчетов, структуры бухгалтерского учета.                     Весь основной учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В бригадах и цехах осуществляется первичный учет. Централизация учета дает квалифицированное руководство и создает благоприятные условия для применения передовых форм и методов учета. В хозяйстве все операции механизированы с применением «1-С предприятия».

      Важные элементы организации  бухгалтерского учета является: план счетов необходимый для  отражения хозяйственных операций, документооборот и распределения обязанностей в бухгалтерии.

      Документооборот имеет важное  значение в бухгалтерском учете.  Он представляет собой движение  документов в учетном процессе  от момента составления до  завершения, использования и сдачи  в архив. План – график документооборота составляется главным бухгалтером. План – график документооборота обеспечивает ритмичность работы исполнителей и службы бухгалтерии. В плане – графике документооборота показаны движения первичных и учетных регистров. В графике указывается наименование и номер каждой формы документа, регистра, назначения, какие сроки составления, кто подписывает, принимает и обрабатывает.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Первичная  документация, синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями и заказчиками СПК «Береговой»

 

Все расчеты между  предприятиями по оплате товаров  оформляются соответствующими документами.

Перед тем как реализовать  продукцию СПК «Береговой» заключает  договор поставки с покупателем. В договоре указывается: предмет договора, цена договора и порядок расчетов, порядок поставки, приемка товара, обязательства сторон, ответственность сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия.

На основании договора поставки покупателю выставляют счет на оплату. В счете указываются банковские реквизиты поставщика, цена единицы товара, общая стоимость партии, а также сумма налога, включенного в стоимость товаров.

Счет выписывают в 2 экземплярах:

· первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;

· второй экземпляр - поставщику.

Счет подписывают главный  бухгалтер и руководитель.

Выписанный счет отсылается клиенту по факсу. Клиент оплачивает счет и по мере его оплаты оформляется  отгрузка товара.

Движение материальных ценностей от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами - товарной накладной.

В товарной накладной  указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание материальных ценностей, количество (в  единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска материальных ценностей. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими материальные ценности. В СПК «Береговой» накладная выписывается в 2 экземплярах. (Приложение 2)

На основании товарной накладной формируется счет-фактура. Он является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с  поставщиками и подрядчиками. В счет - фактуре указаны: порядковый номер  счет фактуры; наименование поставщика товаров; наименование получателя товаров; стоимость, цена товаров; сумма налога на добавленную стоимость; дата предоставления счет - фактуры. (Приложение 3)

Счет-фактура выданный предназначен для ведения налогового учета и формирования книги продаж.

Счет-фактура формируется  в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен  не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается  счет-фактура руководителем и главным бухгалтером СПК «Береговой».

Покупатель забирает продукцию только при наличии  доверенности. В ней указываются  следующие данные: реквизиты организации, которая выписала доверенность, количество продукции, паспортные данные лица, на которого выписана доверенность, срок действия доверенности. Доверенность подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и лицом, получившим доверенность.

Заключающим этапом реализации товара является формирование книги  продаж главным бухгалтером. Для  формирования книги продаж в типовой  конфигурации 1С: Бухгалтерия предназначен специализированный отчет. Отчет формируется за установленный период на основании введенных документов «Счет-фактура», «Запись книги продаж». Документ «Запись книги продаж» удобно вводить на основании ранее введенного документа «Счет-фактура выданный». Документ «Запись книги продаж» предназначен для ввода записей в книгу продаж.

В книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров, имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Счета-фактуры, выданные при реализации товаров, передаче имущественных  прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж.

В книгу продаж заносятся счета-фактуры по операциям реализации и прочим доходам за налоговый период. В книге продаж подсчитываются итоги, так как данные необходимы для налоговой декларации по НДС.

Документом, в котором  отражаются взаиморасчеты между  покупателями и поставщиками является акт-сверки. Акт-сверки составляется по согласованию сторон в оговоренный период времени.

Для учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками в рабочем плане счетов СПК «Береговой» предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 открыты соответствующие субсчета:

- 62/1 «Расчеты с покупателями  и заказчиками (в рублях)»;

- 62/2 «Расчеты по авансам  полученным (в рублях)»;

- 62/3 «Векселя полученные»  и т.д. 

Рассмотрим, как делаются в бухгалтерском учете записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками СПК «Береговой»:

Дебет 62 Кредит 90/1 – отражена выручка от реализации овощей.

Дебет 90/2 Кредит 43 – списана  себестоимость проданной готовой  продукции.

Дебет 90/3 Кредит 68/2 –  начислена сумма НДС с реализации, подлежащая уплате в бюджет.

После фактической реализации продукции СПК «Береговой» производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции. Это отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 62/2 кредит 62 – произведен зачет ранее полученного аванса.

Если СПК «Береговой» получило в счет реализации продукции стопроцентную предоплату от покупателя, то делается следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 51 Кредит 62/2 – отражено поступление аванса в счет предстоящей  поставки продукции.

Дебет 62/2 Кредит 68/2 –  отражено начисление в бюджет НДС  с аванса.

Основные хозяйственные  операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками, составляемые в СПК  «Береговой», сопровождаемые следующими документами.

Таблица хозяйственных операций

Дебет

Кредит

Содержание  хозяйственных операций

Первичные документы

1

2

3

4

62

90-1

Отражена задолженность  покупателей за отгруженную продукцию.

Договор купли-продажи, 
№ 1-Т "Товарно-транспортная накладная".

(62)

(90-1)

Сторнирована  взысканная покупателем сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции- сторно.

Документы о  взыскании сумм недостач и потерь, 
№ ТОРГ-2 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно- материальных ценностей"

62

76-2

Отражена взысканная покупателем сумма недостач и потерь.

Бухгалтерская справка.

1

2

3

4

62

91-1

Отражена задолженность  покупателей за проданные: 
- объекты основных средств, 
- нематериальные активы, 
- объекты незавершенного строительства и оборудование, 
- материалы, 
- ценные бумаги и другие финансовые вложения.

Договор купли-продажи, 
№ 1-Т "Товарно-транспортная накладная", 
Акты приема-передачи незавершенного строительства, оборудования, ценных бумаг.

62

90-1

Отражена арендная плата к получению (при признании  доходов от аренды доходами от обычных видов деятельности).

Договор аренды,  
Счет (заказ, наряд).

62

91-1

Отражена арендная плата к получению (при признании  доходов от аренды прочими доходами).

Договор аренды,  
Счет (заказ, наряд).

62

90-1

Начислены лизинговые платежи в соответствии с условиями договора.

Договор лизинга, 
Счет (заказ, наряд).

60

62

Отражено исполнение обязательств организации зачетом  встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

Акт о прекращении  встречных требований.

50, 51, 52

62

Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков.

Выписка банка по расчетному счету.

1

2

3

4

50, 51

62

Поступили авансовые  платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Выписка банка  по расчетному счету,  
№ КО-1 "Приходный кассовый ордер", 
Чек ККМ.

62

68

Начислен НДС  с авансовых платежей.

Бухгалтерская справка-расчет

68

62

Зачтена сумма  НДС с авансовых платежей при  отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Бухгалтерская справка.

62

62

Зачтен авансовый  платеж в счет оплаты отгруженной  продукции (выполненных работ, оказанных  услуг).

Бухгалтерская справка.

51

62

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

Выписка банка  по расчетному счету

62

50, 51

Возвращены  от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной  продукции, товаров (работ, услуг).

Выписка банка  по расчетному счету, 
№ КО-2 "Расходный кассовый ордер".

62

50, 51

Возвращены  авансы покупателям и заказчикам.

Выписка банка по расчетному счету, 
№ КО-2 РКО

1

2

3

4

62

91-1

Начислены положительные  курсовые разницы на задолженность  покупателей и заказчиков в иностранной  валюте на дату совершения операции и  отчетную дату (конец месяца).

Бухгалтерская справка-расчет

91-2

62

Начислены отрицательные  курсовые разницы на задолженность  покупателей и заказчиков в иностранной  валюте на дату совершения операции и  отчетную дату (конец месяца).

Бухгалтерская справка

62

90-1

Отражена положительная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных видов деятельности.

Бухгалтерская справка

(62)

(90-1)

Отражена отрицательная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.

Бухгалтерская справка

62

91-1

Отражена положительная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов.

Бухгалтерская справка

(62)

(91-1)

Отражена отрицательная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже основных средств и прочих активов- сторно.

Бухгалтерская справка

62

90-1

Начислено комиссионное вознаграждение.

Бухгалтерская справка

76

62

Отражен зачет  комиссионного вознаграждения из выручки  комитента.

Отчет комиссионера, 
Бухгалтерская справка-расчет

62

62

Отражена уступка  права требования.

Договор цессии.

62

62

Получен вексель  в обеспечение задолженности  покупателей и заказчиков за проданную  продукцию.

Вексель полученный



Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в  порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

Подводя краткие итоги  работы, можно следующим образом  резюмировать ее содержание.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

- контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;

- контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.

Юридической основой  для проведения расчетов неденежными  средствами служит ГК РФ, а налоговые  обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями НК РФ.

В настоящее  время в бухгалтерском учете  при отгрузке продукции покупателям  возникающая дебиторская задолженность  отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами (неденежные расчеты и т.п.). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 обособленно.

 Создание  первичных учётных документов, порядок  и сроки передачи их для  отражения в бухгалтерском учёте  производятся в соответствии  с утверждённым организации графиком  документооборота. Своевременное и  качественное оформление учётных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие договор. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учётных документов могут составляться сводные учётные документы. На основе учётных документов составляется отчётность для подачи в налоговые органы.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками