Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:19, курсовая работа
Целью написания дипломной работы является анализ бухгалтерского учета и проведение аудита кредитов и займов на примере ООО «Завод ЖБИ Строй».
Для выполнения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические и методические основы бухгалтерского учета кредитов и займов;
2) проанализировать бухгалтерский учет кредитов и займов в ООО «Завод ЖБИ Строй»;
3) выполнить аудиторскую проверку бухгалтерского учета кредитов и займов в организации.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 7
1.1Правовое регулирование отношений по договорам кредитов и займов 7
1.2 Учет кредитов на инвестиционную деятельность и на пополнение оборотных средств 13
1.3 Учет процентов по кредитам и займам 18
1.4 Учет денежных займов в иностранной валюте 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ООО «ЗАВОД ЖБИ СТРОЙ» 32
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Завод ЖБИ Строй» 32
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Завод ЖБИ Строй» 37
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности организации 44
2.4 Анализ финансовой устойчивости организации 48
2.3 Анализ учета кредитов и займов в организации 51
ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ООО «ЗАВОД ЖБИ СТРОЙ» 62
3.1 Цели, задачи и программа аудиторской проверки учета кредитов и займов 62
3.2 Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств 67
3.3 Проверка бухгалтерского учета кредитов и займов в организации 74
3.4. Типичные ошибки в учете кредитных операций и займов 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
* Выборка на таких условиях нецелесообразна.
Аудиторские процедуры по существу
являются наиболее трудоемкими. Соответственно,
можно сделать вывод о том,
что при установлении более строгих
критериев существенности, трудоемкость
и стоимость аудиторской провер
Аудиторам не рекомендуется применять ни слишком низкие, ни слишком высокие уровни существенности.
В первом случае проверка займет больше
времени и сил, чем у аудитора,
применяющего средний уровень
Существуют два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска:
Оценочный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровень существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.
Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.
Указанные методы аудиторы используют в планировании аудита.
В дипломной работе для расчета уровня существенности применим комплексный расчет на основе приведенной в стандарте методики определения единого показателя уровня существенности.
Комплексный расчет предусматривает
существование набора показателей,
участвующих в расчете и
Предлагается рассчитывать данный показатель исходя из установленных уровней существенности основных показателей бухгалтерской отчетности:
1) 5% от балансовой прибыли
2) 2% валового объема реализации,
3) 2% валюты баланса,
4) 10% собственного капитала (итог 4
раздела бухгалтерского
5) 2% общих затрат организации.
В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровня существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.
Таблица 3.3
Определение уровня существенности
Показатель |
Значение, тыс. руб. |
Уровень существенности, % |
Уровень существенности, тысяч руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Балансовая прибыль предприятия |
955 |
5 |
48 |
Валовой объем реализации |
38637 |
2 |
773 |
Валюта баланса |
48729 |
2 |
975 |
Собственный капитал |
13345 |
10 |
1335 |
Общие затраты предприятия |
37473 |
2 |
749 |
Определим на основе рекомендуемых стандартом показателей уровень существенности, используя показатели формы 1 и формы 2 бухгалтерской отчетности предприятия за 2009 год.
Находим среднее значение показателей графы 4 таблицы:
(48 + 773 + 975 + 1335 + 749) / 5 = 776 тыс. руб.
Аудитор может отбросить значения, сильно отклоняющиеся в большую и (или) меньшую сторону от среднего значения. Подробный порядок оценки отклонений и условий отбрасывания значений должен определяться внутрифирменным аудиторским стандартом.
Минимальное значение отклоняется от среднего на 93,8%:
(48 – 776) /776 х 100% = 93,8%
Максимальное значение отличается от среднего на 72,0%:
(1335 – 776) / 776 х 100% = 72,0%
Так как допустимый уровень отклонений установлен на уровне 50%, отбросим крайние значения и рассчитаем новый уровень существенности и рассчитаем отклонение минимального и максимального уровня от среднего.
(773 + 975 + 1335 + 749) / 4 = 958 тыс. руб.
(749 – 958) / 958 х 100% = 21,8%
(1335 – 958) / 958 х 100% = 39,3%
Для удобства дальнейшей работы производится округление среднего значения, при этом погрешность не должна превышать 20%. В нашем примере округленное значение составит 1000 (погрешность при округлении 4,4%). Рассчитанный таким образом единый уровень существенности составит 1000 тыс. руб.
Аудит, базирующийся на риске, - это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном «узких мест» (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском.
Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов. (9, с. 289)
– конкурентоспособности аудитора;
– недружественной рекламы деятельности аудитора;
– вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
– финансового состояния клиента;
– характера операций клиента;
– компетентности администрации и учетного персонала клиента;
– сроков проведения аудита и т.д.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
– внутрихозяйственный риск;
– риск средств контроля;
– риск необнаружения.
Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде следующей модели:
ПАР = ВХР х РК х РН,
где ПАР – приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;
ВХР – внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;
РК – риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН – риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.
Применяя модель аудиторского риска при планировании проверки, аудитор может воспользоваться следующими способами.
Данный способ поможет в оценке плана с точки зрения уровня квалификации аудитора, полагая, что внутрихозяйственный риск составляет 80%, риск контроля - 50% и риск необнаружения - 10%. После простых вычислений получаем значение риска при аудите 4% (0,8 х 0,5 х 0,1).
На основе модели аудиторского риска можно сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между приемлемым аудиторским риском и риском необнаружения, а также обратная зависимость между приемлемым аудиторским риском и планируемым количеством подлежащих сбору свидетельств. Например, если аудитор решает сократить уровень приемлемого аудиторского риска, то тем самым он сокращает риск необнаружения и увеличивает количество подлежащих сбору свидетельств.
При проведении аудиторской проверки, прежде всего, проверяем правовую основу договоров кредитов и займов, в законодательном порядке урегулированную ст. 819 Гражданского кодекса РФ. Проверка правовой основы кредитов и займов заключается в проверке соответствия оформления требованиям законодательства.
К задачам, решаемым в ходе получения аудиторских доказательств в результате проверки по существу, относятся:
– установление целевого использования кредитных и заемных денежных средств исходя из условий действующих договоров;
– выявление полноты и своевременности погашения кредитов и займов перед кредиторами;
– установление правильности арифметических расчетов суммы процентов за пользование кредитами или займами в бухгалтерском и налоговом учете.
Планируя аудиторскую проверку, целесообразно учитывать не только цель и предмет договора, но и категорию кредитора (кредитная организация, юридическое или физическое лицо). Поскольку порядок ведения кредитных операций в бухгалтерском учете отличается от налогового учета, рассмотрим этапы сбора аудиторских доказательств в ходе проверки по существу отдельно в бухгалтерском и налоговом учете.
Бухгалтерский учет
Аудит кредитов, полученных от юридических
лиц. Проверяя кредитные договоры, необходимо
подтвердить правомерность
Если аудируемая организация использует субсчет 2 «Расчеты по авансам выданным» счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то в соответствии с п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2008) расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на приобретение товарно-материальных ценностей.
Осуществляя проверку аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», необходимо выяснить:
1) отражает ли организация сумму процентов, начисленных за пользование кредитом с момента его получения до даты оприходования товарно-материальных ценностей, на отдельном субсчете 4 «Расчеты денежными средствами, полученными в кредит» бухгалтерской записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 4 «Расчеты денежными средствами, полученными в кредит»,
К-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсчет 1 «Расчеты по кредитам» или счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет 1 «Расчеты по кредитам»;
2) зачитываются ли авансы, перечисленные
поставщикам, бухгалтерской
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты по плановым платежам»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам выданным»;
3) включается ли в фактическую
себестоимость товарно-
Д-т сч. 10 «Материалы», 41 «Товары»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 4 «Расчеты денежными средствами, полученными в кредит».
Проверяя правильность включения величины процентов по кредитам в первоначальную стоимость внеоборотных активов, аудитору необходимо ознакомиться с приказом об учетной политике организации и выяснить, установлен ли в нем период времени для признания активов инвестиционными.
Расходы, связанные с получением
займа или кредита на приобретение
или строительство
Аудитору необходимо проверить правильность включения суммы процентов в дебет счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 4 «Расчеты денежными средствами, полученными в кредит», при формировании их первоначальной стоимости.
Применяя процедуру пересчета, определяется сумма процентов за пользование заемными средствами по формуле:
I = S x St / 365 дн. x P,
где S – сумма займа, на которую начисляются проценты;
St – годовая процентная ставка по договору;
P – период, за который исчисляются проценты (в днях).
В рабочей таблице аудитора представлен порядок проверки суммы начисленных процентов (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Рабочая таблица аудитора для проверки суммы процентов по займам, включаемых в фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете
Кредитный договор № 1 |
Расчеты с поставщиками |
Сумма процентов, включаемая в фактическую себестоимость товарно- материальных ценностей, руб. | |||||
Дата получения кредита |
Годовая процентная ставка |
Сумма кредита, руб. |
Название организации |
Дата предоплаты |
Дата поступления товарно- | ||
По данным организации |
По данным аудитора |
Отклонение | |||||
15.04.09 |
30 |
100000 |
ООО «Азия» |
16.04.09 |
7500 |
7500 |
0 |
Аудитору также необходимо проверить период включения величины процентов в первоначальную стоимость инвестиционного актива, который прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства или имущественного комплекса (п. 30 ПБУ 15/2008).