Учет кредитов и займов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является анализ бухгалтерского учета и проведение аудита кредитов и займов на примере ООО «Завод ЖБИ Строй».
Для выполнения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические и методические основы бухгалтерского учета кредитов и займов;
2) проанализировать бухгалтерский учет кредитов и займов в ООО «Завод ЖБИ Строй»;
3) выполнить аудиторскую проверку бухгалтерского учета кредитов и займов в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 7
1.1Правовое регулирование отношений по договорам кредитов и займов 7
1.2 Учет кредитов на инвестиционную деятельность и на пополнение оборотных средств 13
1.3 Учет процентов по кредитам и займам 18
1.4 Учет денежных займов в иностранной валюте 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ООО «ЗАВОД ЖБИ СТРОЙ» 32
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Завод ЖБИ Строй» 32
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Завод ЖБИ Строй» 37
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности организации 44
2.4 Анализ финансовой устойчивости организации 48
2.3 Анализ учета кредитов и займов в организации 51
ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ООО «ЗАВОД ЖБИ СТРОЙ» 62
3.1 Цели, задачи и программа аудиторской проверки учета кредитов и займов 62
3.2 Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств 67
3.3 Проверка бухгалтерского учета кредитов и займов в организации 74
3.4. Типичные ошибки в учете кредитных операций и займов 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Файлы: 1 файл

83585 Учет и аудит кредитов и займов.doc

— 864.50 Кб (Скачать)




Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Нередко у компаний возникает потребность  в привлечении средств, в то время  как у динамично развивающихся компаний есть возможность заработать на процентах, предоставляя займы другим организациям. Часто российские предприятия берут кредиты и займы в иностранной валюте у банков или иностранных организаций.

Получить кредит или заем можно  у кредитных организаций, а так же у предприятий, оформив соответствующий договор. Операции с заемными средствами подразделяются на три основные составляющие:

- получение (выдача) заемных средств;

- начисление и уплата (получение)  процентов за пользование заемными  средствами;

- погашение затрат по заемным  средствам и суммы долговых  обязательств (получение ранее выданных средств). Долговые обязательства условно можно подразделить на кредиты (займы) и заемные обязательства, представляющие собой векселя, облигации и акции предприятий, государственные ценные бумаги и т. п.

В этих условиях возрастает роль правильного  учета кредитов и займов в бухгалтерии  организации. От правильности и достоверности  учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов их структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.

Целью написания дипломной работы является анализ бухгалтерского учета  и проведение аудита кредитов и займов на примере ООО «Завод ЖБИ Строй».

Для выполнения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть теоретические и методические  основы бухгалтерского учета  кредитов и займов;

2) проанализировать бухгалтерский  учет кредитов и займов в ООО «Завод ЖБИ Строй»;

3) выполнить аудиторскую проверку  бухгалтерского учета кредитов и займов в организации.

Объектом исследования в дипломной  работе является бухгалтерский учет ООО «Завод ЖБИ Строй», предметом исследования – бухгалтерский учет и аудит кредитов и займов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные источники в этой области таких авторов как Подольский В.И., Калинин В.В., Бакаев А.С., Бриттон Э., Ватерсон К., Соколова .-М., Бычкова С.М., Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф., Грищенко А.В., Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В., Караков А.А., Камышанов П.И., Касьянова С.А, Кондраков Н.П., Ковалева О.В., Константинов Ю.П., Пучкова С.И., Лабынцев Н.Т., Сотникова Л.В., Самойлов Е.А., Шеремет А.Д. и др.; данные анализируемого предприятия; материалы периодической литературы; материалы учебных семинаров; справочно-консультационных систем «Консультант» и «Гарант»; данные сети Internet.

В процессе исследования использовались методы общего и структурного анализа, статистические и экономико-математические методы.

Структурно дипломная работа состоит  из введения; трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений, изложенных на 103 страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ

 

    1. Правовое регулирование отношений по договорам кредитов и займов

 

Начиная с 2009 года налогоплательщикам, привлекающим или ранее привлекавшим заемные средства, надо по-новому учитывать  расходы, связанные с выполнением  взятых обязательств, и раскрывать информацию о них в бухгалтерской отчетности и в декларации по налогу на прибыль.

Это связано со следующими обстоятельствами:

- в налоговом учете. На период  с 1 января по 31 декабря 2009 г.  приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской  Федерации (НК РФ), что повлекло изменения в учете расходов в виде процентов и займов для целей налогообложения;

- в бухгалтерском учете. Принято  новое Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н;

- в учете разниц. Указанные изменения  в нормативных актах, регламентирующих  порядок учета кредитов и займов, влекут изменения в порядке  отражения в бухгалтерской отчетности  постоянных и временных налоговых  разниц в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность  другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно нормам, изложенным в п. 1 ст. 808 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), договор займа между юридическими лицами должен быть заключен в письменной форме. При этом важно отметить, что подписание сторонами договора займа еще не означает его реального заключения, так как договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ). (28, с. 137)

Заимодавец имеет право на получение  с заемщика процентов на сумму  займа в размерах и в порядке, определенных договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, предусмотренные договором (п. 1 ст. 810 ГК РФ).

В ПБУ 15/2008 приводятся правила учета только расходов по займам и кредитам, а не самих займов и кредитов. Соответственно, в ПБУ 15/2008 отсутствует раздел «Порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам», а, следовательно, и определения видов задолженностей по займам и кредитам. Разделение задолженностей на краткосрочные (на срок не более 12 месяцев) и долгосрочные (на срок более 12 месяцев) предусмотрено в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

По этой же причине отсутствует возможность перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней. Соответственно, из раздела «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» изъят перечень элементов учетной политики, относящихся к учету займов и кредитов.

Не только в названии, но и по всему тексту ПБУ 15/2008 понятие  «затраты» заменено на понятие «расходы».

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных и других видов ресурсов, задействованных в процессе производства, обращения и сбыта продукции. Следует отметить, что если затраты не вовлечены в этот процесс и не списаны или списаны не полностью, то они превращаются в запасы (сырья, материалов, готовой продукции, незавершенного производства и т.д.) и в этом случае относятся к активам организации.

Определение расходов приведено  в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в ст. 252 НК РФ.

Согласно ПБУ 10/99 «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Расходы признаются в бухгалтерском  учете при наличии следующих  условий:

– расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота (т.е. имеется экономическое обоснование данных расходов);

– сумма расхода может быть определена (т.е. имеется документальное ее подтверждение);

– имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. организация в настоящий момент передала актив либо определено время передачи этого актива).

Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под  обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (34, с. 22)

Из приведенных  определений можно сделать вывод, что расходы - это затраты:

– полностью списанные в определенном периоде времени;

– экономически обоснованные;

– документально подтвержденные.

Следовательно, в отличие от затрат расходы не могут относиться к активам организации. Расходы отражаются в форме N 2 «Отчет о прибылях и убытках», а затраты - в форме N 1 «Бухгалтерский баланс».

Понятие «затраты» шире понятия «расходы». Таким образом, замена в ПБУ 15/2008 термина «затраты» на «расходы» оправданна.

Если ПБУ 15/01 не применялось в отношении беспроцентных  договоров займа и договоров  государственного займа, то в ПБУ 15/2008 такое ограничение снято.

Из перечня  расходов, связанных с выполнением  обязательств по полученным займам и  кредитам (далее - расходы по займам), исключены курсовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления). Данные расходы учитываются по правилам ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Расходы по займам теперь следует отражать в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательств по полученному займу (кредиту). Ранее задолженность по полученным займам и кредитам следовало показывать с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договора. На практике использовались отдельные субсчета бухгалтерских счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» для учета займов (кредитов) и процентов.

Внесено единообразие в учете расходов по займам. Они теперь признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Таким образом, исключено положение об увеличении на сумму расходов по займам стоимости МПЗ, приобретенных за счет заемных средств и оплаченных авансом. Хотя следует отметить, что в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, положение о включении процентов по займам и кредитам в фактическую стоимость МПЗ осталось (п. 6). Скорее всего, в ближайшее время стоит ожидать соответствующих изменений в ПБУ 5/01. Напомним, что в налоговом учете проценты по кредитам и займам включаются в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Конкретизировано, что в стоимость инвестиционного  актива включаются только проценты, причитающиеся  к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно  связанные с приобретением и (или) изготовлением инвестиционного  актива. (28, с. 281)

Уточнено и понятие инвестиционного актива: «под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление».

Таким образом, организация должна будет определить в учетной политике не только какой период времени считать длительным (месяц, квартал, год и т.п.), но и величину расходов, которая считается существенной (100 тыс. руб., 1 млн руб. и т.п.).

Изменен перечень объектов, которые относятся к инвестиционным активам. Это объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, отраженные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. Причем не имеет значения, кем приняты к учету эти активы - заемщиком-заказчиком (инвестором, покупателем).

Изменился и  порядок признания процентов. Если раньше они начислялись строго в соответствии с порядком, установленном в договоре займа и (или) кредитном договоре, то теперь проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно независимо от условий предоставления займа (кредита). Как исключение включение процентов в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов может производиться исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда оно существенно не отличается от равномерного включения (п. 8 ПБУ 15/2008). В учетной политике следует определить, что подразумевается под «существенным отличием».

Изменен порядок  учета дополнительных расходов по займам (кредитам). Теперь у заемщика нет  выбора - дополнительные расходы включаются равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора). Ранее дополнительные затраты учитывались или в отчетном периоде, в котором были произведены, или предварительно учитывались как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств.

Займы могут  привлекаться путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций. Изменился порядок учета таких  займов. Теперь проценты по векселям, а  также проценты и дисконт по облигациям учитываются как кредиторская задолженность обособленно от вексельной суммы и номинальной стоимости облигаций соответственно.

Информация о работе Учет кредитов и займов