Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:54, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности с дочерними, зависимыми организациями, раскрытие методики организации аудита на примере ТОО «Здоровая еда», а также разработка рекомендаций по совершенствованию учета.
Соответственно, основными задачами данной работы являются:
ознакомление с основными требованиями и положениями по учету дебиторской задолженности на предприятиях;
анализ их выполнения на предприятии;
формирование мнения о достоверности отражения операций по дебиторской задолженности на изучаемом предприятии;
выработка конкретных мер и рекомендаций по совершенствованию учета дебиторской задолженности, по преодолению выявленных в ходе исследования недостатков и несоответствий действующим требованиям.
Объектом исследования данной работы является ТОО «Здоровая еда» - предприятие по предоставлению услуг в сфере строительной индустрии.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ
7
1.1
Дебиторская задолженность как экономическая категория, ее признание и измерение
7
1.2
Организация учета дебиторской задолженности и расчетов с дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми организациями
16
1.3
Задачи, источники информации и последовательность проведения аудиторской проверки дебиторской задолженности
35
2
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В ТОО «Здоровая еда»
41
2.1
Технико-экономическая характеристика предприятия
41
2.2
Учет и анализ дебиторской задолженности и расчетов с дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми организациями
46
2.3
Учет создания и использования резерва по сомнительным долгам
51
2.4
Аудит дебиторской задолженности расчетов с дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми организациями
56
3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
63
3.1
Проблемы бухгалтерского учета расчетов с дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми организациями и пути их решения
63
3.2
Создание системы управления расчетов с дебиторами
67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
78
ПРИЛОЖЕНИЕ
80
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит реестр старения дебиторской задолженности. Реестр старения представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Группировка осуществляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней обращаться в суд. Соответственно аналогично будут построены группы в реестре старения дебиторской задолженности: 0-7 дней, 8-15, 16-30, свыше 30.
Для простоты контроля исполнения
обязательств дебиторами мы формируем
реестр старения дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность
- до 5 дней;
- до 14 дней;
- до месяца;
- до 2 месяцев;
- свыше 2 месяцев.
Можно порекомендовать
сравнивать средневзвешенное время
просрочки и периода
Используя данные о среднем времени просрочки платежа по контрагентам и в целом по компании по уже погашенным счетам можно значительно повысить точность планирования поступления денежных средств от дебиторов. Это упрощает процедуру построения бюджета движения денежных средств в части прогнозирования поступлений денежных средств. Мы рекомендуем для прогнозирования поступления платежей от покупателей использовать коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Коэффициент инкассации определяется как процент от общей суммы платежа в определенный интервал времени (таблица 17).
Понедельный план поступления денежных средств (могут использоваться и другие интервалы времени - декады, месяцы) строится в результате умножения полученных коэффициентов инкассации на запланированный объем продаж. На основании информации о поступлении денежных средств можно достаточно точно прогнозировать кассовые разрывы и планировать привлечение дополнительного финансирования.
Таблица 17
Реестр инкассации дебиторской задолженности на 12.02.11.
№ счета-фактуры |
Сумма счета-фактуры, тыс. тг. |
Критический срок оплаты |
Дата поступления платежа |
Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. тг. | ||||
0 дн. |
до 7 дн. |
до 30 дн. |
до 60 дн. |
свыше 60 дн. | ||||
ТОО «Клиент» | ||||||||
146 |
350 |
12.01.11 |
12.01.11 |
50 |
||||
17.01.11 |
100 |
|||||||
18.01.11 |
50 |
|||||||
27.01.11 |
100 |
|||||||
12.02.11 |
50 |
|||||||
147 |
190 |
15.01.11 |
04.02.11 |
190 |
||||
Итого |
540 |
50 |
150 |
290 |
50 |
0 | ||
В % |
100 |
9 |
28 |
54 |
9 |
0 | ||
Итого по всем дебиторам |
5500 |
2600 |
950 |
750 |
550 |
650 | ||
Структура дебиторской задолженности, % (коэф. инкассациии) |
100 |
47 |
17 |
14 |
10 |
12 | ||
Примечание – составлено на материалах ТОО «Здоровая еда» |
Можно порекомендовать рассчитывать коэффициенты инкассации в разрезе не только клиентов компании, но и номенклатуры отгружаемой продукции. Это связано с тем, что период оборачиваемости у разных товарных позиций различен, соответственно будут различаться сроки возврата денежных средств.
ТОО «Здоровая еда» для расчета коэффициентов инкассации формирует реестр инкассации дебиторской задолженности по каждому дебитору и по компании в целом (см. табл. 14). Как видно из табл. 14, ТОО «Здоровая еда» получает 47% платежей в качестве предоплаты, а 53% уже после оказания услуги. Из них 17% следует ожидать в течение первой недели, 14% в течение месяца, 10% в течение двух месяцев, а по 12% оплата поступит еще позже. Допустим, за первую неделю марта ТОО «Здоровая еда» планирует оказать услугу на сумму 500 тыс. тг. На основании рассчитанных коэффициентов инкассации можно спрогнозировать следующие сроки поступления средств в компанию:
- предоплата - 235 тыс. тг. (47% от 500 тыс. тг.);
- до 7 дней - 85 тыс. тг. (17%);
- до 30 дней - 70 тыс. тг. (14%);
- до 60 дней - 50 тыс. тг. (10%);
- свыше 60 дней - 60 тыс. тг. (12%).
При годовом планировании поступления денежных средств от дебиторов расчет делает бухгалтер на основании норматива оборачиваемости дебиторской задолженности для каждого канала реализации продукции. При оперативном планировании (скользящее планирование на три месяца вперед) поступление денежных средств рассчитывается индивидуально по каждому крупному клиенту службой продаж, а бухгалтер только проверяет итоговые цифры на предмет их отклонения от норматива оборачиваемости (установленного при годовом планировании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерский учет дебиторской задолженности на хозяйствующих субъектах в условиях рыночных отношений приобретает особое значение. Он строится на основе общих принципов и положений, закрепленных в Национальных стандартах бухгалтерского учета, Типовом плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, изданных в соответствии с законами Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Кодексе о Налогах и других обязательных платежах в бюджет, а также инструкций, изданных компетентными органами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету. Причем, действующая в республике система бухгалтерского учета соответствует Международным бухгалтерским стандартам.
Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности предприятия.
По характеру образования
дебиторская задолженность
По экономическому содержанию средства дебиторской задолженности представляют собой один из элементов финансовой отчетности - активов. В соответствии с «Концептуальной основой для подготовки и представления финансовых отчетов» активы в виде дебиторской задолженности связаны с субъектом юридическими правами, включая право на владение. Активами предприятия являются имущество, имущественные и личные неимущественные права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Согласно ст.14 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», оценка активов - это метод определения денежных сумм, по которым активы признаются и фикcиpyютcя в финансовой отчетности. Дебиторская задолженность определяется как счета и векселя к получению, возникающие в результате реализации товаров, оказания услуг. Дебиторская задолженность включает в себя также арендные платежи, проценты и прочие суммы, начисленные за отчетный период. В связи с тем, что дебиторская задолженность образуется в большинстве случаев при признании дохода, рассмотрим особенности этого признания, изложенные в НСФО и МСФО.
Основными задачами при проверке дебиторской задолженности являются:
- проверка реальности
и юридическое обоснование
- соблюдение правил
расчетной и финансовой
- проверка правильности
получения сумм за отгруженные
материальные ценности и
- своевременность оформления
и предъявления претензий
Доход от реализации в ТОО «Здоровая еда» в 2009 году составила 22802 тыс. тенге, в 2010 году – 26136 тыс. тенге, в 2011 году – 44423 тыс. тенге. Темпы прироста дохода от реализации составили: в 2010 году 114,6%, в 2011 г. – 170%.
Наблюдается незначительный рост среднесписочной численности сотрудников с 23 человек в 2009 году до 24 человека в 2010 году и до 28 человека в 2011 году, соответственно в 2010 году на 4%, в 2011 году на 21%.
Фонд заработной платы в 2010 году возрос на 15%, в 2011 году еще на 74%. Это объясняется увеличением в 2010 году минимальной заработной платы, а также повышением средней заработной платы сотрудников.
С увеличением объемов производимых услуг и реализуемой продукции себестоимость растет 15298 тыс. тенге в 2009 году до 17389 тыс. тенге в 2010 году и до 30492 тыс. тенге в 2011 году. Темпы прироста расходов на производство в 2010 году составили 14%, в 2011 году 75%.
В результате того, что темпы прироста дохода от реализации в 2010 и 2011 годах превышают темпы прироста себестоимости предприятие получило прибыль в 2010 году в размере 2438 тыс. тенге, в 2011 году – 113 1013772 тыс. тенге.
Исходя из сложившейся практики учета расчетов с дебиторами нами разработаны предложения по совершенствованию учета дебиторской задолженности.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
- нет достоверной информации
о сроках погашения
- не регламентирована
работа с просроченной
- отсутствуют данные
о росте затрат, связанных с
увеличением размера
- не проводится оценка
кредитоспособности
Для совершенствования бухгалтерского учета на предприятии предлагается внедрить автоматизированную систему управления «БЭСТ-ОФИС», которая обеспечит эффективную связь бухгалтерии с другими службами предприятия. Дальнейшее увеличение объемов реализации, рост предприятия потребует увеличения штатной численности. Данное предложение позволит сократить предстоящие расходы на наемных работников, поднимет рентабельность предприятия за счет снижения себестоимости, повысит качество бухгалтерского учета. В ценовом выражении по расчетам расходы по внедрению предложения окупятся в течении 2-х лет. Так если, расходы по установке, внедрению, обучению составляют 150 000 тенге по состоянию на 1 марта 2011 года. Автоматизация учета позволит снизить расходы, как минимум на одного человека (в среднем 120 000 тенге/год). Чистый доход от внедрения составит через два года 80 000 тенге.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ