Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:20, дипломная работа

Краткое описание

В первой главе дипломной работы изложена технико-экономическая характеристика Закрытого акционерного общества «Липецкпиво». Во второй главе изложены теоретические аспекты учета себестоимости продукции. В третьей главе проводится анализ, и раскрываются возможные пути снижения себестоимости при формировании цен на товарную продукцию, анализируется положение дел на рынке алкогольной продукции в России, проводится сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости продукции.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Липецкпиво»…..…..8
1.1. Краткая история развития предприятия …………………….............8
1.2. Структура управления производством предприятия ………………10
1.3. Технологическая структура производства пива……………………12
1.4. Учетная политика предприятия ..……………………………………13
1.5. Анализ основных технико-экономических показателей
ЗАО «Липецкпиво»…………………………………………………..........29
Глава 2. Учет себестоимости продукции..………………………………………35
2.1 Понятие себестоимости продукции. Учет и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции ...…………………………………35
2.2. Классификация производственных затрат……………………………..41
2.3. Основные принципы учета затрат на производство………….……….46
2.4. Учет расходов по элементам затрат и статьям калькуляции……….…49
Глава 3. Анализ себестоимости продукции………………………………………61
3.1. Анализ рынка алкогольной продукции………………………………....61
3.2. Сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости………………………………………………………………...63
3.3. Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции……………66
3.4. Анализ затрат и результатов…………………………………………….80
Выводы и предложения……………... ……………………………………85
Литература………………………………………………………………….89
Приложения ………………………………………………………………..92

Файлы: 1 файл

Иванова Александра.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

Кроме того, немаловажно при организации бухгалтерского учета затрат на производство применение отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в части, не противоречащей вышеназванному Положению.

Применяя в практической деятельности данные Положения  следует строго придерживаться позиции в отношении соблюдения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в Федеральном законе РФ «О бухгалтерском учете» в ред. ФЗ от 23.07.98 № 123-ФЗ. Основными принципами организации учета затрат на производство продукции являются: неизменность принятой методологии учета затрат в течение года, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения, регламентация состава себестоимости продукции. Все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, обусловленные технологией и организацией производства, подлежат  полному отражению в бухгалтерском учете.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.

Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и т.д.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Это означает, что в налоговом законодательстве предусмотрен режим ограничения отдельных видов затрат и это ограничение реализуется посредством корректировки учтенных на счетах бухгалтерского учета соответствующих затрат при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Выпуск продукции предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство его продукции. Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия и его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением себестоимости производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом  показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического  оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции, необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).              Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции и в себестоимость, как правило, не включаются.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Данный показатель необходим с точки зрения управления как средство управления прибылью, так как зависимость между прибылью и себестоимостью – прямая, вытекающая из алгоритма:

Прибыль = Выручка (без НДС и акцизов) – Полная себестоимость продукции

Поэтому, с одной стороны, прибыль зависит от факторов: объема продаж и цены на готовую продукцию, а с другой – от затрат на производство этой продукции.

Себестоимость продукции является непременным атрибутом внутрихозяйственного управления.

Управление себестоимостью продукции решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы, организация учета изменений норм, разработка нормативных калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, выявление отклонений и распределение их по центрам ответственности, калькулирование себестоимости продукции, анализ выполнения плановых смет, формирование заданий по снижению себестоимости, выявление резервов экономии, обеспечение систематического контроля за величиной затрат. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.

Эффективно управлять затратами означает прежде всего контролировать, т.е. своевременно выявлять факт отклонения, его причину и виновников, давать им объективную оценку. На предприятии управление издержками производства направлено на экономию живого и овеществленного труда: снижение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, его ремонт, экономию материальных ресурсов, снижение отходов и транспортно-заготовительных расходов, экономию топлива и энергии, снижение расходов по реализации и хранению, экономию живого труда. Полный своевременный контроль за отклонениями затрат способствует оперативному принятию управленческих решений.

Принцип управления по отклонениям означает, что фактическое исполнение не всегда может соответствовать  необходимым стандартам, а следовательно, будут возникать отклонения. Но не каждый случай отклонения должен выступать объектом изучения, а только те, которые превышают допустимые размеры отклонений. Поэтому управление затратами по отклонениям предполагает установление допустимых и неприемлемых отклонений. Для рациональной организации учета издержек необходимо правильно выбрать метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Существует множество методов расчета себестоимости. Конечно же, они все чем-то различаются, но в принципе их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и неполных или переменных издержек.

 

 

 

2.2 . Классификация производственных затрат.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии – на капитальный, средний, текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др. В случае  неравномерности затрат на проведение особо сложных  видов ремонта основных производственных фондов предприятия могут (но не обязаны) формировать за счет себестоимости продукции резервный фонд затрат на ремонт. Это особенно касается предприятий, на которых принято 1 раз в несколько лет приостанавливать на период ремонта функционирование преобладающей части оборудования и предоставлять очередной отпуск всему персоналу, кроме ремонтников  и лиц, поддерживающих условия жизнеобеспечения предприятия (энергетики и др.). В таких случаях резкое возрастание затрат на ремонт вызывает определенные трудности, которых можно избежать усреднением затрат, включаемых в себестоимость продукции, в частности путем формирования с начала года резервного фонда.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

                 цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

                 производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

                 полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Её реальное определение на предприятии необходимо для:

                  маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия с наименьшими затратами;

                  определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции;

                  ценообразования;

                  правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости, что мы и рассмотрим ниже.

              Большое значение для правильной организации производственных затрат имеет их научно обоснованная классификация. Она во многом предопределяет возможности анализа. Рассмотрим основные признаки классификации затрат:

                  по месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам, службам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для определения производственной себестоимости продукции;

                  по видам продукции затраты группируют для исчисления их себестоимости;

                  по характеру производства на затраты основного производства, вызываемые непосредственно производственным процессом, затраты вспомогательного, обслуживающего производства;

                  по видам расходов  - является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

-         материальные затраты;

-         затраты на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         амортизация основных фондов;

-         прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции на любом уровне (таблица 2).

 

 

 

                   

                  по отношению к объему производства – на переменные (размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции – сырье и материалы, заработная плата и т.д.) и условно-постоянные (размер которых почти не зависит от изменения объема производства продукции – амортизация, общепроизводственные, общехозяйственные расходы). Данная классификация, прежде всего, важна для анализа безубыточности продаж, изучения зависимости между объемом продаж, себестоимостью и прибылью, для расчетов величины маржинального дохода, критического объема продаж;

                  по способу включения в себестоимость продукции – на прямые (непосредственно относятся на себестоимость определенного вида продукции – сырье и материалы, потери от брака и др.) и косвенные (не могут быть прямо отнесены на себестоимость продукции и распределяются косвенно (условно) – общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др.);

                  по времени возникновения затрат – затраты прошлого периода, фактические затраты непосредственно текущего периода, ожидаемые расходы будущих периодов; динамика затрат для принятия решений следующего порядка: какой объем продукции запланировать на будущий год; следует ли пересматривать продажные цены; какой должна быть оплата персонала; следует ли закупать дополнительное оборудование для увеличения выпуска продукции или оставить имеющееся. Эта классификация затрат необходима для принятия решений о выборе альтернативных вариантов. С точки зрения запасов готовой продукции и принятия решений по ним выделяются затраты истекшего, прошлого периода – это безвозвратные, необратимые затраты, стоимость уже приобретенных ресурсов. Эти затраты не могут быть изменены в будущем, и поэтому они не влияют на процесс принятия решений. В зарубежной литературе они получили название «вмененные затраты» и рассматриваются как возможность, которая потеряна, или как расходы, которыми надо пожертвовать, когда выбирается какой-либо вариант. Чаще всего это прошлые платежи или прошлые обязательства. Главный смысл этих затрат заключается в том, что при выборе альтернативных вариантов и оценке затрат не надо оглядываться на прошлое, а следует смелее смотреть в будущее;

Информация о работе Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»