Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:20, дипломная работа

Краткое описание

В первой главе дипломной работы изложена технико-экономическая характеристика Закрытого акционерного общества «Липецкпиво». Во второй главе изложены теоретические аспекты учета себестоимости продукции. В третьей главе проводится анализ, и раскрываются возможные пути снижения себестоимости при формировании цен на товарную продукцию, анализируется положение дел на рынке алкогольной продукции в России, проводится сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости продукции.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Липецкпиво»…..…..8
1.1. Краткая история развития предприятия …………………….............8
1.2. Структура управления производством предприятия ………………10
1.3. Технологическая структура производства пива……………………12
1.4. Учетная политика предприятия ..……………………………………13
1.5. Анализ основных технико-экономических показателей
ЗАО «Липецкпиво»…………………………………………………..........29
Глава 2. Учет себестоимости продукции..………………………………………35
2.1 Понятие себестоимости продукции. Учет и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции ...…………………………………35
2.2. Классификация производственных затрат……………………………..41
2.3. Основные принципы учета затрат на производство………….……….46
2.4. Учет расходов по элементам затрат и статьям калькуляции……….…49
Глава 3. Анализ себестоимости продукции………………………………………61
3.1. Анализ рынка алкогольной продукции………………………………....61
3.2. Сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости………………………………………………………………...63
3.3. Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции……………66
3.4. Анализ затрат и результатов…………………………………………….80
Выводы и предложения……………... ……………………………………85
Литература………………………………………………………………….89
Приложения ………………………………………………………………..92

Файлы: 1 файл

Иванова Александра.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

      методом оценки по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

В Налоговом кодексе РФ не приведен порядок применения этих методов оцен­ки. Однако данные методы описаны в ПБУ 5/01. Так как институты, понятия и термины неналогового законодательства, используемые в Налоговом кодексе РФ, при­меняются в том значении, в каком они используются в этом законодательстве, организация должна применять данные методы в соответствии с ПБУ 5/01.

Для целей налогового учета устанавливается единый метод оценки для всех групп сырья и материалов, в то время как в бухгалтерском учете можно уста­новить различные методы для разных групп МПЗ.

Добавим, что в условиях инфляции метод ЛИФО позволяет организации за­вышать сумму материальных расходов, тем самым, снижая налоговую базу по налогу па прибыль.

В учетной политике необходимо установить метод, который будет приме­няться организацией в очередном налоговом периоде при оценке стоимости приобретения покупных товаров.

При реализации покупных товаров организация может уменьшить сумму до­ходов на стоимость приобретения данных товаров, определенную по одному из трех методов:

      по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

      себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

      средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ЛИФО и ФИФО).

Организация самостоятельно должна выбрать и утвердить и учетной полити­ке применяемый метод списания на расходы стоимости цепных бумаг при их продаже иди выбытии из двух методов ФИФО, либо ЛИФО.

Если организация не является профессиональным участником рынка и осуществляет разовые сделки с ценными бумагами, то для нее не имеет принципи­ального значения, какой метод выбрать для списания на расходы стоимости peaлизованных (выбывших) цепных бумаг.

В случае если организация определяет доходы и расходы по методу начисле­ния, то она может создавать резерв по сомнительным долгам, средства которого направляются на покрытие убытков от списания безнадежных долгов.

Суммы отчислений на формирование итого резерва будут включаться в со­став внереализационных расходов.

В приложении к учетной политике должны содержаться применяемые орга­низацией формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Кроме того, если организация при ведении налогового учета будет использовать доработанные или самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то их формы также необходимо утвердить в качестве приложе­ния к учетной политике.

Учетная политика для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

Дату возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стои­мость организация может утвердить:

      либо по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов;

      либо по мере поступления денежных средств.

Организации, имеющие обособленные подразделения  уплачивают НДС:

      либо централизованно по месту нахождения головной организации;
либо по месту нахождения организации, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений.

              Учетная политика для целей исчисления и уплаты налога на пользовате­лей автомобильных дорог.

Базой для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), или сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Согласно п. 27 Инструкции МНС России от 04.04.2000г. №59 «О порядке исчисления и уп­латы налогов, поступающих в дорожные фонды» дата определения выручки от реализации зависит от принятой в организации учетной политики. Поэтому при утверждении учетной политики на 2002г. нужно закрепить мо­мент возникновения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог:

- по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;

- мере оплаты (поступления денежных средств или иного прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем).

 

1.5. Анализ основных технико-экономических показателей

Произведем анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Липецкпиво» за 9 месяцев 2001 года и за 9 месяцев 2002 года.

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности, объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль рентабельность, финансовое состояние и др.

Одним из показателей эффективности функционирования основных производственных фондов служит коэффициент использования производственной мощности. Под производственной мощностью предприятия понимается способность закрепленных за ним средств труда, технологической совокупности машин, оборудования, агрегатов, установок и производственных площадей к максимальному выпуску продукции в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы.

Коэффициент производственной мощности рассчитывается по формуле: годовой выпуск продукции в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении / среднегодовую производственную мощность предприятия в натуральном или стоимостном выражении.

На 01 октября 2001 года производственная мощность использовалась лишь на 75,8% (2274,7/3000*100%), а в 2002 году производственная мощность увеличилась на 0.1% и составила 75,9% (2276,27/3000*100%).

Отсюда можно сделать вывод, что на ЗАО «Липецкпиво» в 2002 году прошло некоторое увеличение производственной мощности. 

              В 2002 году объем товарной продукции  по сравнению с 2001 годом вырос на 20,73% (120,73 – 100), а объем продаж вырос  23,57% (123,57-100).

Основные производственные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия.

Из наших расчетов видно, что показатель стоимости основных производственных фондов в 2002 году по сравнению с 2001 годом вырос на 5,8%, (105,8 – 100), это произошло в результате приобретения основных средств (были приобретена новая линия по разливу пива в пластиковые бутылки).

Сопоставление показателя стоимости основных производственных фондов с показателем реализованной продукции, позволяют проследить тенденции, складывающиеся  в использовании производственно-технических средств предприятия. Последним обуславливается расчет показателя реализованной продукции, приходящейся на рубль стоимости основных фондов.

В 2001 году реализованная продукция на рубль стоимости основных фондов составила 3,41 руб. (129892/38088), а в 2002 году – 3,98 руб. (160507/40305), эти данные говорят об увеличении фондоотдачи.

Показатель среднегодовой численности промышленно-производственного персонала позволяет оценить наличие кадров на предприятии. Достаточная  обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Численность работающих в 2001 году достигавшая  на ЗАО «Липецкпиво»   608 человек, на протяжении анализируемого периода уменьшилась на 13 человек (в % - на 2,1%). Эти изменения произошли в результате приобретения новых линий розлива пива

Показатель реализованной продукции, в среднем приходящейся на каждого работающего - один из параметров производительности труда. В нашем примере в 2002 году на 1 работающего приходилось 269,76 руб. реализованной продукции, что на  26,27% больше, чем в 2001 году.

Показатель среднемесячной оплаты труда, в 2002 году на заводе составил 3085руб., что на 32,9% выше по сравнению с 2001 годом. Данный уровень зарплаты выше, чем прожиточный уровень населения города Липецка.

Показатель полной себестоимости товарной продукции приближенно отражает затраты предприятия, связанные с его основной (производственной) деятельностью, указывает на их товарную направленность. Сопоставление значений этого показателя со значениями показателя реализованной продукции  (стр.5) позволяет судить о величине и динамике показателя прибыли (убытка) от реализации произведенной продукции.

Полная себестоимость товарной продукции, в 2001 году составлявшая 101199 тыс. руб., за последующий 2002 год возросла на 24,4% (124,4-100). В то же время объем реализованной продукции увеличился на 23,57%. Поэтому и прибыль от реализации в 2002 году в 1,207 раза больше, чем 2001 году. Соответственно, прибыль отчетного периода за указанные годы повысилась на 26,6% и достигла в 2002 году 30072 тыс.руб.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты  на рубль реализованной продукции. Параметр, в данном случае, показывает, какое количество средств, выраженных в денежном выражении (руб.), предприятие в среднем расходует на производство, рекламу и другие мероприятия, связанные со сбытом товарной продукции, с тем, чтобы в конечном итоге получить один рубль выручки от ее реализации. В 2002 году на пивоваренном заводе затраты на один рубль реализованной продукции составили 0,784 руб., что на 0,005 руб. выше по сравнению с 2001 годом. Увеличение произошло из-за увеличения цен на энергоносители, сырьё и материалы.

Завершая обобщенную оценку ЗАО «Липецкпиво», акцентируем внимание на том, что если показатель прибыли от реализации продукции принято рассматривать как результат, то отношение этого показателя к показателю полной себестоимости товарной продукции, т.е. рентабельность  в целом (стр.15), выступает как итоговый параметр, характеризующий результативность производственной деятельности предприятия.

Рентабельность продукции за указанный период снизилась на 0,9% (27,5 – 28,4). Снижение рентабельности произошло из-за увеличения себестоимости продукции в 2002 году на 24,4% (124,4 – 100).


Таблица  1.

Основные технико-экономические показатели ЗАО «Липецкпиво»

 

 

 

Показатели

 

9 месяцев

2001 г.

 

9 месяцев

2002 г.

Отчетный период в % к  периоду прошлого года

1. Производственная мощность, тыс. дал.

3 000,0

3 000,0

100

2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. дал.

2 274,7

2 276,27

100.07

3. Коэффициент использования производственной мощности

0,758

0,759

-

4. Товарная продукция, тыс. руб.

126 906,0

153 209,2

120,73

5. Реализованная продукция (объем продаж продукции), тыс. руб.

129 892,0

160 507,0

123,57

6. Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

38 088,0

40 305,0

105,8

7. Реализованная продукция (объем продаж) на рубль стоимости основных фондов, руб.

 

3,41

 

3,98

 

116,72

8. Численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.

 

608

 

595

 

 

97,9

9. Реализованная продукция (объем продаж) на одного работающего, тыс. руб.

 

213,64

 

269,76

 

126,27

10. Среднемесячная оплата труда, руб.

2 320,0

3 085,0

132,9

11. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

101 199,0

125 862,0

124,4

12. Прибыль (убыток) от реализации (продажи) продукции, тыс. руб.

28 693,0

34 645,0

 

120,74

13. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

23 745,0

30 072,0

126,6

14. Затраты на рубль реализованной (проданной) продукции, руб.

0,779

0,784

100,6

15. Рентабельность продукции в целом, %

28,35

27,5

-

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

2.1.           Понятие себестоимости продукции. Учет и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции

 

Формирование себестоимости продукции, и ее учет имеют  значение для финансово-экономической деятельности предприятия. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления предприятием.

Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности предприятия в конкретный момент времени. Так, данные учета и калькулирования себестоимости продукции являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок калькулирования себестоимости продукции занимает наиболее важное место в системе предприятия.

Построение учета производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Изложенное определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции. Построение учета затрат зависит также и от того, какая информация необходима для принятия управленческих решений.

Однако в настоящее время достаточно жестко регламентированы отдельные элементы затрат, включаемых в себестоимость продукции. Основным документом до 01 января 2002 года являлось постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г № 661 (ред. от 22.11.96 года) "О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли", который четко определил издержки, относимые на себестоимость продукции и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли предприятия, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.). С 01января 2002 года общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.99г. № 33н (с изменениями от 30 декабря 1999 года, 30 марта 2001 года).

Информация о работе Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»