Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:20, дипломная работа

Краткое описание

В первой главе дипломной работы изложена технико-экономическая характеристика Закрытого акционерного общества «Липецкпиво». Во второй главе изложены теоретические аспекты учета себестоимости продукции. В третьей главе проводится анализ, и раскрываются возможные пути снижения себестоимости при формировании цен на товарную продукцию, анализируется положение дел на рынке алкогольной продукции в России, проводится сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости продукции.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Липецкпиво»…..…..8
1.1. Краткая история развития предприятия …………………….............8
1.2. Структура управления производством предприятия ………………10
1.3. Технологическая структура производства пива……………………12
1.4. Учетная политика предприятия ..……………………………………13
1.5. Анализ основных технико-экономических показателей
ЗАО «Липецкпиво»…………………………………………………..........29
Глава 2. Учет себестоимости продукции..………………………………………35
2.1 Понятие себестоимости продукции. Учет и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции ...…………………………………35
2.2. Классификация производственных затрат……………………………..41
2.3. Основные принципы учета затрат на производство………….……….46
2.4. Учет расходов по элементам затрат и статьям калькуляции……….…49
Глава 3. Анализ себестоимости продукции………………………………………61
3.1. Анализ рынка алкогольной продукции………………………………....61
3.2. Сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости………………………………………………………………...63
3.3. Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции……………66
3.4. Анализ затрат и результатов…………………………………………….80
Выводы и предложения……………... ……………………………………85
Литература………………………………………………………………….89
Приложения ………………………………………………………………..92

Файлы: 1 файл

Иванова Александра.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

5



 

Как видно из данных калькуляций,              плановая и фактическая производственная себестоимость пива «Дмитрич» пастеризованного за 9 месяцев 2001 года составила по плану 5535,93 руб., по факту 6095,84 руб., что превышает плановую себестоимость на 10,11%, за 9 месяцев 2002 года - по плану 7027,34 руб., по факту – 8084,0руб., что также превышает плановую себестоимость на 15,04%.  Себестоимость Жигулевского пастеризованного пива за 3 квартала 2001 года по плану составила 4686,6руб., а по факту – 5164,66 (увеличение на 10,20%); за аналогичный период 2002 года плановая себестоимость Жигулевского пива составила 5989,5 руб., по факту – 6946,24 руб. (увеличение составило 15,97%). Основными факторами увеличения себестоимости единицы продукции являются повышение цен на основное сырье (фактические цены практически всегда выше нормативных), вспомогательные материалы, топливо и энергию, а также значительное увеличение цеховых расходов.

Затраты на основное сырье для производства пива «Дмитрич» в 2002 году увеличилось на 26,21% - (3245,39/2571,52х100%) по сравнению с 2001 годом в связи с увеличением цен на сырье. (Хотя цена на рисовую сечку и уменьшилась по сравнению с 2001 годом, по остальным статьям затрат произошло значительное увеличение цен. Так, молочная кислота подорожала за 2002 год практически в 4 раза, а хмель – в 2 раза.). Аналогичная ситуация складывается и с затратами основного сырья на производство Жигулевского пива, которые увеличились на 28,49% (2107,63/1640,34х100%).

Затраты на вспомогательное сырье, предназначенное как для производства пива «Дмитрич», так и Жигулевского пива, в 2002 году превысили показатели 2001 года на 7,27% (846,6/789,23х100%). Основными факторами превышения фактических затрат 2002 года над фактическими затратами 2001 года явились повышение цен на вспомогательные материалы (кроненпробки, воду, соду каустическую, фильтр-картон, кизельгур). Увеличение затрат на топливо и электроэнергию связано прежде всего с повышением цен на топливо и энергоносители в стране. За 2002 год энергия подорожала в 1,5 раза по сравнению с 2001годом.

На увеличение производственной себестоимости повлияло повышение в 2002 году затрат на оплату труда и связанных с ней отчислений на социальное страхование.

Факторами увеличения себестоимости продукции в 2002 году по двум данным видам продукции явились ощутимое повышение цеховых расходов, особенно по сравнению с установленными плановыми нормами (превышение фактических цеховых расходов в 2002 году по сравнению с 2001 годом составило 49,12%), увеличение на 24,71% общезаводских расходов.

Цель данного анализа калькуляции себестоимости продукции заключается в том, чтобы установить контроль за отклонениями, и тем самым, найти пути управления себестоимостью продукции. Основными причинами отклонений себестоимости продукции в данном случае являются: изменение цен;  существующие потери и их влияние на расход сырья и материалов; качество сырья и материалов; увеличение затрат на оплату труда; высокий уровень общепроизводственных и общехозяйственных расходов (содержание цехов, зданий и.т.п.).

Получение наибольшего эффекта, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. На данном заводе необходимо в первую очередь выявить общие резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, а именно:

1. Повышение технического уровня производства. Это совершенствование, модернизация и ввод нового оборудования, механизация и автоматизация производственных процессов, полное использование мощностей производственных фондов и прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

2. Использование качественного сырья и материалов по низким ценам, или применение качественных и экономичных заменителей, что связано с активными поисками на рынке потенциальных и более выгодных поставщиков сырья, энергии, в следствие чего повысится качество производимой продукции, устранение потерь при хранении, транспортировке и производстве продукции, контроль за сбережением сырья, топлива и энергии, внедрение научно обоснованных рациональных норм расхода сырья и материалов, изменение рецептуры потребляемого сырья и выпускаемой продукции, сокращение отходов производства и полное их использование или их реализация, расширение ассортимента выпускаемой              продукции.

3. Снижение условно-постоянных расходов, которого можно добиться при увеличении объема выпускаемой продукции, т.к. с увеличением объема производства количество данных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости, и накладных расходов – общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих, а также выявление их необоснованных перерасходов, возможная ликвидация непроизводственных выплат (штрафов, пеней, неустоек и т. д.).

4. Экономия затрат по оплате труда, включаемых в состав себестоимости продукции; выявление резервов на разумное увеличение дохода, приходящегося на одного работника, и правильное соотношение фонда оплаты труда и других выплат и льгот; снижение и ликвидация непроизводственных выплат; нормальное соотношение роста дохода работника и соответствующего прироста объема, повышения качества и потребительских свойств продукции; выявление неоправданных сумм перерасхода, т.е. перерасход по оплате, не сопровождаемый дополнительным ростом объема выпуска продукции или повышением ее качества, или связанный с нарушениями (оплата простоев, отклонений от технологического процесса, дополнительная оплата сверхурочных часов).

Снижение себестоимости продукции обеспечивается также за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Все это позволяет подойти к вопросу обоснованного планирования снижения затрат на производство и изменения прибыли на новый планируемый период. Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости произведем расчет влияния факторов на изменения себестоимости пива «Дмитрич» методом цепной подстановки в таблице №10.

Таблица 10.

Исходные данные для факторного анализа себестоимости пива «Дмитрич» бутылочного за 2001 – 2002 года.

Показатель

2001

2002

Отклонение  от плана

Объем производства тыс. дал.

Сумма постоянных затрат тыс. руб.

Сумма переменных затрат на единицу продукции руб.

Себестоимость 1 тыс.дал.

102,695

2809

 

33708,68

61061,52

87,302

3485

 

40920,12

80839,02

-15,393

+676

 

+7211,44

+19777,5

Используя данные таблицы 10, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости пива «Дмитрич» бутылочного методом цепной подстановки:

   Апл     .                          2809000

Спл =    VВПпл    + Впл =    102,695      + 33708,68= 61061,52

 

   Апл     .                            2809000

Сусл1 =    VВПф    + Впл =      87,302    + 33708,68 = 65884,35

     Аф     .                          3485000

Сусл2 =    VВПф    + Впл =     87,302   + 33708,68 = 73627,58

   Аф     .                       3485000

Сф =    VВПф    + Вф =     87,302    + 40920,12 = 80839,02

 

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:

Собщ = Сф – Спл = 80839,02 – 61061,52 = +19777,5

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

Сvвп = Сусл1 – Спл = 65884,35 – 61061,52 = +4822,83

б) суммы постоянных затрат:

Са = Сусл2 – Сусл1 = 73627,58 – 65884,35 = +7743,23

в) суммы удельных переменных затрат:

Сb = Сф – Сусл2 = 80839,02 – 73627,58= +7211,44

 

Как видно из таблицы 10 в 2001 – 2002 годах себестоимость пива «Дмитрич» увеличилась на 19777,5руб. Увеличение суммы переменных затрат привело к увеличению себестоимости на 7211,44руб. За счет увеличения суммы постоянных затрат на 676 себестоимость пива «Дмитрич» увеличилась на 7743,23руб. За счет изменения объёма производства себестоимость увеличилась на 4822,83руб. 

 

3.4. Анализ затрат и результатов.

Анализ затрат и результатов при оценке основных технико-экономических показателей предприятия имеет свои особенности. По причине ограниченности первоначальных данных, согласно форме № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2) здесь не могут быть использованы методы анализа себестоимости продукции по статьям затрат. В данном случае расходы оцениваются на основе сравнительного анализа показателей полной себестоимости и затрат на рубль продукции, а результаты – показателей прибыли (убытка) и рентабельности продукции в целом.

На сегодняшний момент на практике существует несколько подходов к оценки затрат и результатов: с точки зрения государственных органов (официальный); с точки зрения владельца или заинтересованных в сведениях о реальных доходах и расходах предприятия лиц (подход предпринимателя); с точки зрения реальной хозяйственной деятельности, т.е. фактических расходов и общих (прибыль плюс косвенные налоги) доходов (общехозяйственный подход).

Официальный подход к оценке затрат и результатов реализуется в соответствии с нормативными актами, определяется инструктивными документами. Количественная оценка затрат и результатов при данном подходе лежит в основе расчетов предприятия с бюджетами различных уровней по итогам хозяйственной деятельности предприятия за каждый отчетный период и включается в обязательную бухгалтерскую отчетность. Но не смотря на важность и необходимость официального подхода, т.е. соблюдение финансовой дисциплины, на ряду с этим используются и другие экономически обоснованные подходы к оценке затрат и результатов.

В системе основных технико-экономических показателей предприятия в зависимости от подхода к оценке затрат и результатов меняется экономическое содержание характеристик, включаемых в данный анализ, и корректируются значения соответствующих показателей.

Официальный подход (согласно форме № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках») предполагает использование при составлении отчетности двух показателей: показателя реализованной продукции (в форме № 2 – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг), исчисляемого путем уменьшения выручки от реализации продукции на величину косвенных налогов (НДС, акцизы и др.), и показателя затрат на производство реализованной продукции, который определяется путем суммирования себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов.

В данном случае, показатель реализованной продукции получается заниженным по отношению к тем затратам, которые несет предприятие при производстве и реализации продукции, на величину косвенных налогов, которые перечисляются в бюджеты различных уровней. Показатель затрат на производство реализованной продукции включает в себя лишь часть расходов, связанных с производственной и коммерческой деятельностью предприятия в отчетном периоде, т.к. отсутствуют затраты на производство выпущенной, но нереализованной продукции, и существуют ограничения по отнесению расходов на себестоимость продукции.

Таким образом, при рассмотрении показателей реализованной продукции и затрат на производство реализованной продукции можно сделать вывод, что согласно официальному подходу государство изымет в бюджет часть выручки в виде косвенных налогов и занижает издержки предприятия, тем самым увеличивает налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль.

Следовательно, любые отклонения от фактических затрат искажают реальные расходы предприятия при производстве и реализации продукции и тем самым влияют на показатели финансовых результатов. На самом деле предприятие несет более высокие затраты на один рубль реализованной продукции и имеет меньшую прибыль от реализации продукции.

Подход предпринимателя отличается большей реалистичностью и основан на показателях реализованной продукции (выручкой от реализации за минусом косвенных налогов) и полной себестоимостью товарной продукции. Предприниматель основывается на показателе реализованной продукции, т.к. понимает, что он может реально рассчитывать только на полученную выручку уже без косвенных платежей.

Для хозяина предприятия значимы любые затраты, связанные с производственной и коммерческой деятельностью, т.к. реальные средства были израсходованы. Поэтому при данном подходе учитываются все затраты, связанные не только с реализованной продукцией, но и находящейся на складе, которые являются себестоимостью товарной продукции.

Информация о работе Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»