Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:20, дипломная работа

Краткое описание

В первой главе дипломной работы изложена технико-экономическая характеристика Закрытого акционерного общества «Липецкпиво». Во второй главе изложены теоретические аспекты учета себестоимости продукции. В третьей главе проводится анализ, и раскрываются возможные пути снижения себестоимости при формировании цен на товарную продукцию, анализируется положение дел на рынке алкогольной продукции в России, проводится сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости продукции.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Липецкпиво»…..…..8
1.1. Краткая история развития предприятия …………………….............8
1.2. Структура управления производством предприятия ………………10
1.3. Технологическая структура производства пива……………………12
1.4. Учетная политика предприятия ..……………………………………13
1.5. Анализ основных технико-экономических показателей
ЗАО «Липецкпиво»…………………………………………………..........29
Глава 2. Учет себестоимости продукции..………………………………………35
2.1 Понятие себестоимости продукции. Учет и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции ...…………………………………35
2.2. Классификация производственных затрат……………………………..41
2.3. Основные принципы учета затрат на производство………….……….46
2.4. Учет расходов по элементам затрат и статьям калькуляции……….…49
Глава 3. Анализ себестоимости продукции………………………………………61
3.1. Анализ рынка алкогольной продукции………………………………....61
3.2. Сравнение нормативного и фактического методов исчисления себестоимости………………………………………………………………...63
3.3. Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции……………66
3.4. Анализ затрат и результатов…………………………………………….80
Выводы и предложения……………... ……………………………………85
Литература………………………………………………………………….89
Приложения ………………………………………………………………..92

Файлы: 1 файл

Иванова Александра.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

Таким образом, данный подход основан на реальных доходах и фактических расходах предприятия в отчетном периоде. 

В нашем примере, на заводе объем реализованной продукции превышает объем товарной продукции на 37840 тыс. руб. в результате реализации остатков на складах с  длительным сроком годности. Поэтому сравнительный анализ количественных показателей в соответствии с выше указанными подходами в данном случае, я считаю, можно не представлять.

При общехозяйственном подходе выручка от реализации продукции включает в себя  все косвенные  налоги, что и отличает данный подход от выше указанных. Методика же оценки затрат и результатов, связанных с производством и реализацией продукции полностью совпадает с методикой подхода предпринимателя.

Выбор конкретного подхода при анализе затрат и результатов зависит от поставленных целей и задач предприятия. Для объективной характеристики и анализа технико-экономического состояния предприятия необходимы фактические данные об итогах деятельности предприятия за анализируемый период. Поэтому в соответствии с методикой официального подхода, отраженной в учетной политике предприятия, при анализе реальных показателей используется оценка, приближенная к хозяйственной действительности.

При анализе затрат и результатов исходными характеристиками являются: реализованная продукция, полная себестоимость товарной продукции, прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) отчетного периода, рентабельность продукции в целом.

За 2001-2002 гг. на предприятии рост показателя реализованной продукции (на 23,57 %) опережает рост показателя полной себестоимости товарной продукции (на 24,37%).

В 2002 году затраты на один рубль реализованной продукции повысились по отношению к 2001 году до 0,784 рубля или на 0,6%. Следовательно, увеличение прибыли от реализации продукции с 28693 тыс. руб. в 2001 году до 34645 тыс. руб. в 2002 году, т.е. на120,74,1%, обусловлено не только инфляционными процессами, но некоторым повышением эффективности затрат.

Рентабельность продукции снизилась с 28,35% до 27,5%, т.е. на 0,85 пунктов. Если в 2001 году на каждый израсходованный рубль завод получал 0,2835 рублей прибыли, то в 2002 году 0,275 рубля. В расчете на весь объем затрат (полную себестоимость товарной продукции), в 2002 году составляющий 125862 тыс. руб., абсолютное снижение прибыли составило (0,275-0,2835) х 125862 = 1069,827 тыс. руб. Таким образом, за счет уменьшения эффективности затрат масса прибыли, полученной от реализации продукции, уменьшилась на1069,827:34645 х 100 = 3,09%.

Сопоставление показателя прибыли от реализации продукции с показателем прибыли отчетного периода дает возможность судить о влиянии на конечный финансовый результат операционных и внереализационных доходов и расходов. В 2001 году прибыль отчетного периода меньше прибыли от реализации продукции на 17,2%, что говорит о превосходстве операционных расходов над доходами. В 2002 же году при увеличении операционных и внереализационных расходов на 13,2% выявляется прибыль отчетного периода 30072 тыс. рублей.

Такие значительные расхождения говорят о том, что на заводе важнейшие показатели деятельности предприятия не планируются, а вследствие этого сложно привести текущие операционные и внереализационные расходы к определенному уровню и соответствию.

При подведении итогов деятельности предприятия важную роль при этом играют показатели затрат и их результатов, т.к. они тесно связаны между собой. От используемых методов оценки затрат и их результатов зависит установление цен, торговых наценок, принципов налогообложения.

Используя объективную информацию, отражающую фактические затраты и реальные финансовые результаты, и ее динамику, в 2001-2002 годах на заводе опережение поступления финансовых средств над расходами обеспечило реальное повышение прибыли от реализации продукции.


Выводы и предложения

На основании выполненной работы, в которой рассмотрены основные методы и направления учета и анализа себестоимости продукции и факторы, влияющие на изменение затрат на производство и реализацию продукции, а также выявлены резервы и возможности снижения себестоимости выпускаемой продукции по материалам ЗАО «Липецкпиво», можно сформулировать следующие обобщающие выводы и дать соответствующие этим выводам практические рекомендации.

1. Формирование издержек производства и реализации продукции и их правильный учет имеют большое значение для нормального функционирования предприятия и его дальнейшего экономического роста. Это важно не только в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления предприятия, но и в первую очередь, во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством.

В связи с многочисленными изменениями в законодательстве РФ предприятию необходимо не только плавно перейти на модернизированную методику ведения бухгалтерского и налогового учета, но и определить для себя используемые принципы, методы и инструменты в своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и своими личными интересами, отразив все это в учетной политике предприятия, чтобы в дальнейшем не возникали неприятные моменты и споры с государственными органами и потенциальными партнерами.

2. Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование продукции, что успешно проводится на данном предприятии. Она охватывает исчисление себестоимости отдельных видов продукции. Обоснованное калькулирование себестоимости продукции необходимо для правильного установления цен на продукцию, определения рентабельности и эффективности производства. А сравнение фактических показателей калькуляции продукции с плановыми значениями хотя и имеет ряд недостатков, но все-таки позволяет объективно оценить степень рентабельности производства и рациональность использования материальных и других ресурсов предприятия.

Калькуляция дает богатый аналитический материал, позволяющий установить причины отклонений в себестоимости отдельных видов продукции и пути снижения себестоимости продукции. Поэтому для определения возможностей снижения себестоимости продукции на «Липецкпиво» я провела анализ калькуляции себестоимости единицы двух видов продукции, выпускаемых на данном предприятии, а именно Жигулевского пастеризованного пива и пива Дмитрич. Данный анализ целесообразно проводить в двух направлениях: 1) изучение уровня себестоимости и факторов, влияющих на изменение данных затрат; 2) анализ затрат отдельных видов продукции с целью выявления соответствия фактических затрат установленным на предприятии нормам и резервов экономии по конкретным статьям калькуляции.

3. В настоящее время при подведении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период важную роль играют параметры затрат и их результатов. Методики и принципы их оценки и анализа всегда находятся в процессе дискуссии и являются до конца нерешенными вопросами, т.к. существуют различные подходы к оценке затрат и результатов.

Используя объективную информацию, отражающую фактические затраты и реальные финансовые результаты, и ее динамику, в 2000-2001 годах на заводе опережение поступления финансовых средств над расходами обеспечило реальное повышение прибыли от реализации продукции. В дальнейшем предприятию необходимо добиться превышения операционных и внереализационных и доходов над расходами, тем более им это удавалось в предыдущих периодах, а также стремиться к увеличению уровня прибыли путем снижения себестоимости выпускаемой продукции, улучшения качества продукции, расширения ассортимента и других не менее важных мер.

4. Уровень заработной платы на предприятии остается очень низким, о чем свидетельствует показатель среднемесячной оплаты труда. Поэтому в данном случае необходимо выявлять резервы на увеличение, но разумное, дохода, приходящегося на одного работника, а также правильно соотносить фонд оплаты труда и других выплат и льгот; обеспечивать снижение и ликвидация непроизводственных выплат; нормальное соотношение роста дохода работника и соответствующего прироста объема, повышения качества и потребительских свойств продукции; выявлять неоправданные суммы перерасхода, т.е. перерасхода по оплате, не сопровождаемой дополнительным ростом объема выпуска продукции или повышением ее качества, или связанной с нарушениями (оплата простоев, отклонений от технологического процесса, дополнительная оплата сверхурочных часов).

5.  На Липецком пивоваренном заводе необходимо, в первую очередь,  по мере возможности использовать выявленные резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, а именно:

- повышение технического уровня производства, т.е. совершенствование, модернизация и ввод нового оборудования, механизация и автоматизация производственных процессов, полное использование мощностей производственных фондов и прочие факторы, повышающие технический уровень производства;

- использование качественного сырья и материалов по низким ценам, или применение качественных и экономичных заменителей, что связано с активными поисками на рынке потенциальных и более выгодных поставщиков сырья, энергии, вследствие чего повысится качество производимой продукции, устранение потерь при хранении, транспортировке и производстве продукции, контроль за сбережением сырья, топлива и энергии, внедрение научно обоснованных рациональных норм расхода сырья и материалов, изменение рецептуры потребляемого сырья и выпускаемой продукции, сокращение отходов производства и полное их использование или их реализация, расширение ассортимента выпускаемой              продукции;

- возможное снижение условно-постоянных расходов, которого можно добиться при увеличении объема выпускаемой продукции, т.к. с увеличением объема производства количество данных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости, и накладных расходов – общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих, а также выявление их необоснованных перерасходов, возможная ликвидация непроизводственных выплат (штрафов, пеней, неустоек и. т. д.);

              Снижение себестоимости продукции обеспечивается также за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Все это позволяет подойти к вопросу обоснованного планирования снижения затрат на производство и изменения прибыли на новый планируемый период.

Предложения и рекомендации, сформулированные по результатам выполненной работы, разработанные на их основе практические мероприятия должны обеспечить сокращение издержек производства, продвижение выпускаемой продукции на внутреннем рынке с появлением новых потребителей, а также создание более надежной систем управления и планирования деятельности предприятия, которые позволит ускорить реорганизацию деятельности предприятия.

С переходом на новый уровень деятельности предприятие может расширить возможности для модернизации производства, стать привлекательным и тем самым привлечь к себе сторонних инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: Статус-КВО97, 2001.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ).

3. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2001.

4. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с изменениями и дополнениями от 07 июля 1995 года, 22 ноября 1996 года).

5. Положение  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107н) (с изменениями и дополнениями от 30 марта 2001 года).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 1998 года № 60н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н.

8. Бакаев А.С. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учета. – М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2001.

 

9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Бороненкова С.А. Управленческий учет. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Финстатинформ, 2000.

12. Гончаров В.Д., Зауральская Г.Ю. Рынок алкогольных напитков в России. Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика разработки, производства, продвижения и продажи вин, пива, безалкогольных и крепких напитков». - М.: Финстатинформ, 2000.

13. Кожинов В.Я. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. 6000 типовых проводок.- М.: Экзамен, 2001.

Информация о работе Учет и анализ себестоимости продукции на ЗАО «ЛИПЕЦКПИВО»